Скачать 71.53 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема : Орфограммы в приставках. Цель урока: повторить правописание приставок и научить различать приставки не и частицы не. Задачи:
Технология : урок – игра. Тип урока : повторение изученного. Оборудование: 4 карточки для лото, бочонок с цифрами из обычного лото; сигнальные карточки 2-х цветов: красного и синего для каждого учащегося, учебник русского языка 8 класса под ред. Ю.С. Пичугова. Ход урока.
- Сегодня на уроке мы должны повторить правила правописания приставок, удвоенных согласных, а также вспомнить правописание согласных и гласных в корне , суффиксе и окончаниях. Урок будет проходить в форме игры «Орфографическое лото». Для этого вы разделитесь на четыре группы. 2. Игра «Орфографическое лото». 1) Объяснение правил игры. Описание: В каждой группе есть карточки- лото; 1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа
Распределение карточек-лото между группами произвольно , можно разыграть по жребию. Карточки –лото разделены на 4 поля- четыре вида заданий. Напротив каждого поля – по 1-2 цифры, за которыми скрыт конкретный языковой материал, по которому вы должны будете работать. - Также у вас на столах сигнальные карточки для проверки ответов ваших товарищей из других групп: красный – согласен, синий – не согласен. - У меня мешочек с бочонками, на которых написаны цифры. На каждом этапе я буду бросать в мешочек только те цифры, которые могут встретиться в соответствующем поле. Я называю конкретное задание , номер упражнения или номер карточки и достаю цифру. В какой группе в карточке –лото есть эта цифра, та группа и выполняет задание. Условие игры должно быть понятно всем учащимся. Каждое задание проверяется коллективно. Сразу обговорите, кто будет отвечать по заданиям.
1 этап. ( В мешочке бочонки с цифрами от 1 до 8). 1) Разыгрывается задание : рассказать о правописании приставок, зависящих от ударения. ( К примеру, учитель вытащил бочонок с цифрой 5, значит, отвечать должна группа 3 ( см. карточку третьей группы). 2) Разыгрывается задание: рассказать о правописании приставок, зависящих от последующей гласной; -…о правописании приставок, зависящих от их значения; - … о неизменяемых приставках, привести примеры слов с такими приставками; -… о правописании непроизносимых согласных и гласных в корне слова -… о чередующихся гласных в корнях и различении приставки не и частицы не. 2 – этап. ( ( В мешочке бочонки с цифрами от 9 до 16). - У вас шанс выиграть две карточки и выбрать, по какой из них вы будете работать. й командой. 1) Разыгрывается карточка № 1. Вставить пропущенные буквы, уметь объяснить свой выбор. Пр..интересный рассказ, пр..швартоваться у пристани, пр..держаться за ствол акации, пр..рвать изложение, пр..уральское растение, пр..ставить лес..ницупр..образовать месс..ность, пр..одолеть пр..т..жение, пр..лестный цвет ш..лка, пр..мчаться на автомобиле, пр..поднять т..жёлый шкаф, пр..бывание в лесу, пр..бавить шагу. 2) Разыгрывается карточка № 2 . Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Вид к..бинета, если осмотреть там всё повнимательнее, пор..жал господствующею в нём запуще( н,нн)остью и (не)брежностью. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро (не)стояла (не) убранная со вчерашнего ужина т..релка с солонкой и с обглода(н,нн)ой косточкой да (не) валялись хлебные крошки. Если бы (не, ни) эта тарелка да (не)прислонённая к постели только что выкуре(н, нн)ая трубка или (не,ни) сам хозяин лежащий на ней то можно было бы подумать что тут (не,ни) кто (не,ни) живёт. ( И.Гончаров) 3) Разыгрывается карточка № 3. Вставьте пропущенные з и с. Объясните правописание.
-3 – 2. При во..ходе солнца в облаках показались птицы. 3. Тропинка то в..бирается, то, и..огнувшись, снова поднимается на пригорок. 4. В предра..ветном небе видны силуэты гор. 5. Равнина, как бе..граничное море. 6. Бе..цветные пятнышки не видны издалека. 7. Снег ра..даётся в стороны, как ра..сыпчатая крупа.. 8 Бе..жалостный ветернёс обломки льда. 9 Около берега ра..положился отряд. 10. День был бе..ветренный и душный. 4) Разыгрывается карточка № 4. Вставьте пропущенные буквы.
5) Разыгрывается карточка № 5. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок. Расставьте запятые.
6) Разыгрывается карточка № 6. Придумайте и запишите по 2-3 предложения, в которых не с прилагательными , существительными и наречиями будет писаться в одних случаях слитно, а в других – раздельно. Образец : День был нежаркий. – Не жаркий, но тёплый и ясный день благоприятствовал нашему походу. 7) Разыгрывается карточка № 7. Вставьте пропущенные буквы, Объясните правописание приставок.
8) Разыгрывается карточка № 8. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
- Капитаны команд работают индивидуально с карточкой, не выбранно - Проверим, как справились команды с заданием. Один человек из группы читает свои предложения , а члены других групп карточками красного или синего цвета показываютсвою оценку высказываемого. - Капитаны сдают карточки на проверку учителю. 3 этап. ( В мешочке цифры от 17 до 20) - На доске записаны слова и словосочетания, разбитые на 4 группы. Д. а) пр..летели, и..сушить, р..злив реки, пиво на р..злив, изл..гать, отр..сль, (не)здоровится, ( не) открывать. - 4 - Б) груш..вый, камыш..вый, пр..хорошенький малыш, пр..крикнуть, пр..свис..нуть, к..снуться, заг..реть. Г) пр..сесть, (не) друг, (не)лепость, ра..смеяться, медвеж..нок, (не)смешной, а грустный, разр..стись, заб..рать. Поочерёдно разыгрывается каздая группа слов, Ответы учащихся проверяются с помощью сигнальных карточек всеми участниками игры. 4 этап. ( В мешочке бочонки с номерами от 21 до 28) - Под каждым номером зашифровано упражнение или его часть. У вас есть право выбора одного номера из двух доставшихся. Разыгрываются по очереди: Упражнение 181; Упражнение 183; Упражнение 184 (1-3 предложения) Упражнение 184 (5-8 предложения) Упражнение 186; Упражнение 191 (1-3 предложения) Упражнение 191 ( 4-5) предложения; Упражнение 188 Также с помощью карточек красного и синего цвета проверяется работа каждой группы. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Рефлексия. - Что вы сегодня успели повторить за урок? Выставление оценок. Домашнее задание: упражнение 187. |