• творчески применять знания программных требований ДМШ, колледжа
искусств; составлять программы ученику по педагогической практике,
учитывая его индивидуальные особенности.
Студент должен владеть навыками:
теоретического и исполнительского анализа музыкального
произведения;
навыками профессионального владения инструментом;
• использования методической литературы;
сравнительного анализа редакций музыкальных произведений;
педагогического анализа музыкальной литературы.
Основная задача педагога-консультанта с позиции современной педагогики - развить профессиональное, исследовательское мышление у молодого музыканта.
В основе программы лежит передача педагогического опыта педагогом студенту. В ходе педагогической практики студента основными являются два вида деятельности:
1. Присутствуя на уроках у ведущего преподавателя, студент формирует умение: наблюдать за динамикой развития ученика, диагностировать музыкальные способности, постановку рук, и правильный психологический настрой.
Студент учится подбирать педагогический репертуар, соответствующий поэтапному развития учащегося, выстраивать урок.
2. Непосредственные занятия с учащимися музыкальной школы или студентом колледжа искусств, которые дают возможность освоить специфику будущей профессии, приобрести умения и навыки для начала педагогической деятельности.
По окончании педагогической практики выпускник должен:
1. Иметь представление о современных проблемах музыкальной педагогики.
2. Разбираться в возрастных особенностях детей, а так же строить взаимоотношения и проводить работу с родителями учащихся.
Должен уметь:
1. В процессе педагогической практики дифференцировать свою профессиональную деятельность, а так же правильно вести учебную документацию.
2. Пользоваться различными формами общения и проведения работы с родителями учеников.
Должен овладеть навыками:
1. Организации набора учеников в ДМШ, ДШИ.
2. Освоить способы индивидуального подхода к ученику с учетом множества личностных факторов.
Курс педагогической практики для студента является новым и открывает для него возможность получения необходимых личностных и профессиональных качеств, которые по окончании данного курса позволят сразу же приступить к педагогической деятельности.
Базы практикиПедагогическая практика может проводиться как на базе ДМШ, ДШИ, так и на базе колледжа искусств.
Место практики в учебном процессеИз всех специальных предметов педагогическая практика имеет особую специфику: она обобщает, систематизирует, реализует на практике все те знания, умения и навыки, которые студент получил на таких предметах, как:
– специальный инструмент,
– камерный ансамбль,
– методика обучения игре на инструменте,
– психология и педагогика,
– музыкальная психология,
– музыкальная педагогика,
– инновационные системы музыкального образования,
– музыкальное исполнительство и педагогика,
– педагогический репертуар.
Содержание практики курс
| семестр
| название темы, примерные виды работ
| Количество часов
|
III
| V
| Посещение уроков ведущих преподавателей (не менее 2х уроков).
Организация образовательного процесса:
– анализ и подбор методической литературы;
– подбор репертуара;
– проведение самостоятельных (дополнительных)
занятий;
– посещение занятий руководителя с учеником
(ассистентская практика).
Организация воспитательного процесса:
– организация посещения концертов учеником.
Организация творческого процесса:
– подготовка к тех.зачету, академическому
концерту, к конкурсу ученика по пед. практике.
Ведение документационной работы:
– разработка своего индивидуального плана
учащегося на время прохождения практики;
– заполнение дневника на самостоятельных
(дополнительных) занятиях с учащимся;
– оформление отчета по активной практике;
– отчет по пассивной (ознакомительной) практике.
| 2
1
1
5
5 6
8
2 2
2
2
|
III
| VI
| Посещение уроков ведущих преподавателей (не менее 2х уроков).
Посещение занятий руководителя с учеником
(ассистентская практика)
Подготовка и показ открытого итогового урока:
– план-конспект урока;
– проведение самостоятельных (дополнительных)
занятий;
– выстраивание и проведение контрольного урока;
– протокол обсуждения урока;
Организация воспитательного процесса:
– организация посещения концертов учеником;
Организация творческого процесса:
– подготовка к тех.зачету, академическому
концерту, к конкурсу ученика по пед. практике.
Ведение документационной работы:
– заполнение дневника на самостоятельных
(дополнительных) занятиях с учащимся;
– оформление отчета по активной практике.
– отчет по пассивной (ознакомительной) практике.
| 2
5 2 5
1
1 6
6
2
2
2
|
IV
| VII
| Посещение уроков ведущих преподавателей (не менее 2х уроков).
Посещение занятий руководителя с учеником
(ассистентская практика)
Организация образовательного процесса:
– анализ и подбор методической литературы;
– подбор репертуара;
– проведение самостоятельных (дополнительных)
занятий.
Организация воспитательного процесса:
– организация посещения концертов учеником;
Организация творческого процесса:
– подготовка к тех.зачету, академическому
концерту, к конкурсу ученика по пед. практике.
Ведение документационной работы:
– разработка своего индивидуального плана
учащегося на время прохождения практики;
– заполнение дневника на самостоятельных
(дополнительных) занятиях с учащимся;
– оформление отчета по активной практике.
– отчет по пассивной (ознакомительной) практике.
|
2 10 1
1 10 6
16
2 2
2
2
|
IV
| VIII
| Посещение уроков ведущих преподавателей (не менее 2х уроков).
Посещение занятий руководителя с учеником
(ассистентская практика)
Подготовка и показ открытого итогового урока:
– план-конспект урока;
– проведение самостоятельных (дополнительных)
занятий;
– выстраивание и проведение контрольного урока;
– протокол обсуждения урока;
Организация воспитательного процесса:
– организация посещения концертов учеником;
Организация творческого процесса:
– подготовка к тех.зачету, академическому
концерту, к конкурсу ученика по пед. практике.
Ведение документационной работы:
– заполнение дневника на самостоятельных
(дополнительных) занятиях с учащимся;
– оформление отчета по активной практике.
– отчет по пассивной (ознакомительной) практике.
|
2 10 2 10
2
1 6
12
2
2
2
|
|
|
| Итого: 175 часов
|
Организация практикиПедагогическая практика проводится параллельно теоретическому обучению, и рассредоточена по всему периоду обучения.
Формы проведения практики.Работа студентов по педагогической практике проводится в следующих формах:
Активная
Пассивная
Занятия студента с учениками предполагает обязательные индивидуальные консультации преподавателя, которые могут осуществляться в следующих формах:
– урок преподавателя с учеником в присутствии студента;
– проведение занятия студента и преподавателя с учеником;
– урок студента в присутствии преподавателя с последующим обсуждением проведенного занятия.
На уроке преподавателя с учеником в присутствии студента, преподаватель выявляет уровень знаний студента в области педагогики, методики, истории исполнительского искусства, знакомит его с обязанностями педагога, планирует вместе с ним работу, корректирует подбор репертуара ученика. Преподаватель может прослушивать исполнение студентом произведений из индивидуальной программы ученика с последующим их разбором.
Практика наблюдения предполагает проведение совместного занятия студентом и преподавателем с учеником, действенное включение преподавателя в процесс проведения урока практикантом, что активизирует мышление студента, создает атмосферу совместного творчества. Занятия студента с учеником в присутствии преподавателя позволяют определить эффективность самостоятельной работы студента и дать рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию.
Отчетная документация для контроля практической деятельности студентов.По окончании педагогической практики студент представляет на кафедру отчетную документацию:
Дневник студента - практиканта, включающий перечень проведенных и
посещенных студентом уроков, внеклассных мероприятий, их анализ.
(Приложение 1)
Отчет студента - практиканта. (Приложение 2)
Характеристика студента - практиканта (заполняется руководителем практики).
(Приложение 3)
На заседаниях кафедры по вопросам педагогической практики утверждаются:
Распределение студентов-практикантов
Распределение учащихся между студентами-практикантами
Программные требования к выступлениям учащихся на академических концертах, экзаменах, зачетах.
Отчеты преподавателей о проделанной работе по педагогической практике, предложения по улучшению работы по педагогической практике заслушиваются и обсуждаются на заседаниях кафедры.
Итоговый контроль по практике.Результаты педагогической практики студента оцениваются в конце каждого семестра. В VI и VIII семестрах на зачёте студенты дают открытый итоговый урок.
Открытый урок - важная форма проведения зачётов и экзаменов по педагогической практике, призванная выявить у практиканта основные навыки практической педагогической работы. Студент должен продемонстрировать комиссии применяемые методы воздействия к ученику и их методическое обоснование.
Открытый урок целесообразно строить по следующей схеме.
Вступительное слово практиканта в котором дается:
- характеристика ученика,
- определяется тема урока,
- основные цели и задачи урока.
Занятие проводится с учеником по избранной теме с обоснованием методических и педагогических приёмов. Итогом урока являются краткие выводы, где оценивается степень достижения поставленной перед учеником задачи, целесообразность примененных методических приемов работы над музыкальным произведением.
К открытому уроку предоставляется развернутая характеристика учащегося.
Общая продолжительность урока 20-25 минут. После окончания урока члены комиссии задают практиканту вопросы, возникающие во время занятий, связанные с методикой обучения и знанием педагогического репертуара ученика.
В ходе открытого урока оценивается:
– умение студента анализировать возникающие педагогические ситуации и
решать их с учётом индивидуальных возможностей ученика
– умение реализовать теоретические знания в практической работе
– чёткость, точность, логичность построения урока;
– аргументирование предлагаемых ученику советов и требований;
– достижение конкретных результатов в этапе короткого времени
(эффективность работы);
– характер общения с учеником;
– качество показа на инструменте.
Обязательным условием формирования профессиональных педагогических качеств является знание студентов в вопросах общего и специального музыкального образования. Это можно осуществить лишь на основе систематического изучения педагогического репертуара и новой методической литературы.
Комплексная проверка педагогических умений студента.В конце VIII семестра осуществляется комплексная проверка педагогических умений студента. В комплексную проверку педагогических умений студента входят:
Исполнение небольшого произведения (из репертуара музыкальной школы). Сыграв пьесу, студент должен сделать ее исполнительский и педагогический анализ. Проверяется также умение студента читать ноты с листа, которому он должен научить своих учеников.
Составление примерного своего индивидуального плана работы с учеником: подробная характеристика ученика и прогнозирование возможных путей и темпов его дальнейшего развития.
Степень освоения педагогического репертуара.Проверка знаний педагогического репертуара проходит на 4 курсе. На зачете студент должен сделать по выбору комиссии исполнительский и методический анализ (Приложение 4) одного из произведений, входящего в индивидуальный план учащегося, проиллюстрировав этот анализ исполнением фрагментов сочинения.
Формы отчетности студентов.Работа студента по педагогической практике оценивается на зачетах. При выведении оценки учитываются:
1. Качество индивидуальных занятий с учениками (профессиональная грамотность, систематичность, добросовестность, творческий подход к работе). Форма отчетности – заполненный дневник на период работы с учеником.
2. Работа студента с учеником не ограничивается учебными занятиями и подготовкой к обязательным выступлениям (экзамены, академические концерты). В его обязанности входит также подготовка ученика к публичным выступлениям – городским конкурсам, отчетным концертам, а также личное участие в этих мероприятиях.
3. Практикант обязан присутствовать на занятиях руководителя с учеником. Преподаватель планирует и анализирует работу студента, объясняет приемы, методы работы с учеником. Форма отчетности – анализ уроков руководителя практики. (Приложение 5)
4. С целью определения полноты и прочности знаний учащихся, проверки умения применять полученные знания на практике проводятся открытые уроки с учениками сектора педпрактики.
VI, VIII, семестры – открытый урок.
Самостоятельная работа студентовПод руководством педагога студент должен учиться самостоятельно готовиться к урокам:
Читать методическую литературу по методике игре на инструменте.
Составлять план урока.
Посещать мастер – классы и уроки других преподавателей. Отчет по ознакомительной практике (Приложение 1)
Прослушивать музыкальные записи тех произведений, которые исполняет ученик по педагогической практике..
Расставлять в нотах штрихи, аппликатуру в тех произведениях, которые исполняет ученик по педагогической практике. (Предоставить копию нот с расставленными штрихами и аппликатурой).
Составить отчет по практике. (Приложение 2)