Скачать 0.73 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ) ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031800 «Логопедия» (код и наименование специальности)
Составители программы итоговой аттестации: Зав.кафедрой специальной педагогики и психологии к.п.н., доцент Кузьмичева Т.В.; Декан факультета специальной педагогики и психологии к.п.н., доцент Гущина А.В.; К.п.н., профессор Архип И.А. В подготовке материалов содержания и вопросов по истории, теории и практики олигофренопедагогики приняли участие ведущие преподаватели кафедры специальной педагогики и психологии: ст.преподаватель Вакуленко Л.С., ст.преподаватель Лобанова О.В. Рецензенты: ведущий специалист Комитета по образованию Администрации Мурманской области; к.п.н.; доцент Е.Н.Карпушкина (г.Пенза) СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственная аттестация выпускников по специальности 031800 «Логопедия», предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ. Программа государственной аттестации разработана на основе материалов учебных программ базового педагогического образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и оценочными и диагностическими средствами для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности 031800 «Логопедия» , рекомендованными Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования. Целью итоговых государственных испытаний является выявление уровня практической и теоретической подготовленности выпускника для выполнения профессиональных задач на уровне требования требований государственного образовательного стандарта, и продолжения образования в аспирантуре. Основными задачами государственного экзамена являются: - оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональные способности выпускника; - определение соответствия подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО. Соответствие уровня подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности:
- предупреждение и коррекцию различных видов нарушений речи у детей, подростков и взрослых; осуществляемые в системе образования и здравоохранения; - создание и реализацию специальных коррекционно-развивающих программ, позволяющих детям и взрослым с особенностями развития преодолевать трудности социальной адаптации и обучения; - использование современных здоровьесберегающих логотехнологий в коррекционных процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений с целью достижения максимально положительных результатов. - коррекцию и формирование личности взрослых и детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи. - решение специальных психологических проблем, связанных с проявлением речевой патологии у взрослых и детей. Выпускник должен знать: - историю общей педагогики и психологии, специальной педагогической науки и практики, современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; - анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики; - специальную педагогику детей с нарушениями речи; - психологию семьи и семейного воспитания детей с речевыми нарушениями; - сущность, структуру и содержание коррекционного процесса и реально представлять его возможный конечный результат; - основные принципы и приемы осуществления коррекционно-развивающей деятельности в различных образовательных учреждениях; - методы и приемы работы с детьми-сиротами, детьми инвалидами и детьми, имеющими сложную патологию, обусловленную отклонениями развития и поведения. Выпускник должен уметь: - на основании данных комплексного психолого-педагогического, клинического, нейропсихологического, лингвистического обследования осуществлять выбор типа коррекционно-развивающего учреждения и определять структурное содержание процесса обучения; - осуществлять коррекционно-развивающий процесс в различных типах воспитательных и образовательных и медицинских учреждений - планировать, конструировать различные по форме фронтальные и индивидуальные занятия с детьми различного возраста и взрослыми.
- осуществление дифференциальной диагностики различных видов речевых нарушений у детей и взрослых на основе результатов психолого-педагогического обследования и комплексного анализа данных исследований различных специалистов; - организацию и проведение психолого-педагогического изучения детей различного возраста на основе знания специфики формирования психической деятельности детей с речевыми нарушениями; - осуществление функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном обследовании детей и взрослых с речевой патологией (на примере работы консилиума, консультативного приема); - выявление основных психолого-педагогических показателей лежащих в основе адекватного выбора соответствующих условий обучения и воспитания детей с различными речевыми нарушениями; -осуществление комплексного изучения детей с речевой патологией и квалификацию типа речевого нарушения с целью правильного выбора воспитательного или образовательного учреждения; - определение содержания психолого-педагогического обследования, обоснование выбора диагностических методов и средств, а также формы организации психолого-педагогического взаимодействия с целью получения необходимой информации. Выпускник должен знать: - основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для речевых нарушений и соответствующие определенному возрастному периоду развития; - проявление патологических новообразований, процессов компенсации обусловленных спецификой дизонтогенетического развития; - основные психолого-педагогические показатели необходимые для обоснования выбора условий обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями речи; - современные методы и приемы проведения групповой и индивидуальной дифференциальной диагностики детей с нарушениями развития. Должен уметь: - распознавать те или иные отклонения в развитии, используя основные психологические подходы (модели) в изучении детей, типизировать и классифицировать их; - осуществлять системное изучение ребенка на основе комплексной интеграции информации; - использовать различные методы психолого-педагогической диагностики и основные критерии анализа для интеграции полученных данных - определять характер и индивидуальные особенности отклонений в развитии речи, четко дифференцируя его от сходных состояний (гетерохронии, неравномерности развития и т.д.); - осуществлять моделирование экспериментальных педагогических стратегий, рассматриваемых как метод комплексного изучения ребенка с речевыми нарушениями.
- осуществление процесса обучения учащихся общеобразовательных специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями речи с ориентацией на коррекционные задачи обучения, воспитания и развитие личности школьников с учетом специфики преподавания предмета; - обучение детей с различной речевой патологией связанное с реализацией образовательных коррекционно-развивающих программ; в различных воспитательных и образовательных учреждениях; - разработку и проведение мероприятий, связанных с обучением детей с различными нарушениями речи учебным, предметам в общеобразовательных, специальных коррекционных классах и учреждениях; - выбор и внедрение наиболее эффективных программ в образовательном процессе адекватных уровню подготовки школьников; Выпускник должен знать: - нормативные документы, определяющие круг профессиональных обязанностей специалиста, как должностного лица, в различных типах образовательных и медицинских учреждений; - особенности построения образовательного процесса в общеобразовательных школах, имеющих коррекционно-развивающие классы и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; - сущность, содержание и структуру образовательных процессов; - структуру, содержание школьных планов, программ и учебников, требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами, к содержанию и уровню подготовки учащихся; -специальные государственные и инновационные методики преподавания, рекомендуемые для осуществления образования детей с нарушениями речи. Должен уметь: - проектировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность в условиях специально организованного процесса обучения; - использовать знания особенностей психофизического развития детей для аналитической оценки учебных навыков и умений школьников с особенностями развития; - определять необходимое количество индивидуальных и фронтальных занятий с учащимися, адаптируя их к более высоким уровням подготовки при изучении соответствующих тем и разделов программы; - развивать интерес учащихся и мотивацию к процессу обучения; - ясно, логично излагать содержание изучаемого материала, учитывая знания и опыт учащихся.
- овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной проработки методического, профессионально ориентированного материала; - выявление взаимосвязей научно-исследовательского и коррекционно-развивающего учебных процессов в воспитательном и образовательном учреждениях, возможностей использования в практике обучения результатов научных исследований; - формирование логики и методологии научных исследований, определение и постановку целей и задач исследований; - проведение исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью; Выпускник должен знать: - способы обработки и оформления результатов исследований с помощью современной компьютерной техники; - основную иноязычную терминологию по специальности, знать русские эквиваленты основных терминов и выражений профессиональной речи; -специфику проведения научно-методической работы в учреждениях для детей и взрослых с речевыми нарушениями. Должен уметь: - выполнять различные виды научно-методической работы; - анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; - осуществлять работу в научно-методических объединениях специалистов.
- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; - коррекцию, амплификацию всего хода развития детей с речевой патологией в процессе специально организованного воспитания; - внедрение современных педагогических систем воспитания детей разного возраста с отклонениями в речевом развитии; - организацию воспитательной работы с лицами, имеющими нарушения речи, в условиях образовательных и медицинских учреждений различного типа; - на осуществление комплексного и личностно ориентированного воспитательного воздействия влияющего на психофизиологическое развитие ребенка с нарушениями речи; - осознание и адекватную оценку возможностей различных стратегических линий воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях образовательных учреждений компенсирующего типа с использованием различных форм интеграции; Выпускник должен знать: - концептуальные психолого-педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями, тесно связанного и переплетенного с процессом их обучения; - пути дифференциации и индивидуализации воспитательных воздействий с учетом особенностей речевого и неречевого развития детей; - особенности воспитательных воздействий в зависимости от проявлений речевых нарушений, психического развития и психологических особенностей детей различного возраста; - пути и способы воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Должен уметь: - анализировать механизмы и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога, воспитателя, учителя и других специалистов; - использовать методы и приемы педагогического обследования детей с речевыми нарушениями; - осуществлять отбор содержания обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи; - адекватно выбирать и применять и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на общеобразовательных занятиях и вне их; - составлять индивидуальные программы воспитательской работы для детей с нарушениями речевого развития в условиях повседневной деятельности в различной обстановке; - оказывать методическую помощь воспитателям в их работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
- разработку и проведение культурных мероприятий с детьми, подростками и взрослыми, находящимися в условиях коррекционно-развивающего процесса; - формирование общей культуры дошкольников и школьников с речевыми нарушениями; - включение в структуру коррекционного процесса специальных приемов работы, направленных на повышение речевой культуры учащихся.
- рациональную организацию учебного и коррекционно-развивающего процесса; - своевременную реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам высшего образования; - управление деятельностью педагогического коллектива в целях обеспечения полноценного образовательного процесса; - обеспечение охраны жизни и здоровья дошкольников, школьников и подростков во время образовательного процесса; - укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста; - организацию и подготовку внеурочных мероприятий; - выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Выпускник должен знать: - основные документы, касающиеся системы образования права и, обязанности объектов учебного процесса; - об инновационных способах управления и осуществления управленческих решений; - о специфике осуществления функций педагогического управления - психологию управления специальными педагогическими системами; - основные направления развития специальных учреждений. Должен уметь: - осуществлять выбор реалистических способов функционирования различных типов общеобразовательных и специальных учреждений; - вести школьную и классную документацию, речевые карты; - проводить исследование проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению; - анализ общих и частных проблем преподавания; - использовать сервисные компьютерные программы для обеспечения успешного руководства учебным процессом.
- консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, и профессионального самоопределения; - передачу специальных знаний коллективам сотрудников воспитательных или образовательных учреждений, в которых имеются дети с речевыми нарушениями; - обучение родителей правильному отношению к ребенку с речевой патологией, созданию благоприятных условий в семье, с целью максимальной компенсации речевых и психических нарушений детей; - обучение родителей отдельным логопедическим приемам воздействия, направленным на преодоление имеющихся у детей речевых нарушений; - обучение родителей специфике речевого поведения с детьми, которые имеют нарушения речи. - проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье. Выпускник, получивший квалификацию учитель-логопед, соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Выпускник должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, основы общих и специальных дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач. Учителю-логопеду необходимо:
Видами профессиональной деятельности специалиста должны являться:
СТРУКТУРА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ Государственная аттестация выпускников по специальности 031800 «Логопедия» проводится в соответствии с ГОС ВПО в виде:
|