Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации22.11.2013
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мурманский государственный педагогический университет

(МГПУ)


ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


031800 «Логопедия»

(код и наименование специальности)


Утверждено на заседании кафедры

Специальной педагогики и психологии

Протокол №_________от_________

Зав. кафедрой СПиП ________________

Кузьмичева Т.В.


Утверждено на заседании Совета факультета СПиП

Протокол № ________ от ___________

Председатель Совета ______________

Гущина А.В.


Составители программы итоговой аттестации:
Зав.кафедрой специальной педагогики и психологии к.п.н., доцент Кузьмичева Т.В.;

Декан факультета специальной педагогики и психологии к.п.н., доцент Гущина А.В.;

К.п.н., профессор Архип И.А.

В подготовке материалов содержания и вопросов по истории, теории и практики олигофренопедагогики приняли участие ведущие преподаватели кафедры специальной педагогики и психологии: ст.преподаватель Вакуленко Л.С., ст.преподаватель Лобанова О.В.

Рецензенты: ведущий специалист Комитета по образованию Администрации Мурманской области; к.п.н.; доцент Е.Н.Карпушкина (г.Пенза)

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка.........................................................................................

4

  1. Структура итоговой государственной аттестации..............................................

5

  1. Часть I Государственный экзамен........................................................................

5

  1. Содержание государственного экзамена по истории, теории и практике логопедии ...............................................................................................................

8

  1. Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по истории, теории и практике логопедии ..............................................................................

14

  1. Список рекомендуемой литературы....................................................................

16

  1. Часть II Защита выпускной квалификационной работы....................................

31

  1. Примерная тематика дипломных работ ..............................................................

32


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственная аттестация выпускников по специальности 031800 «Логопедия», предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего про­фессионального образования РФ.

Программа государственной аттестации разработана на основе материалов учеб­ных программ базового педагогического образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и оценочными и диагностическими средствами для итоговой государственной аттестации выпускников ву­зов по специальности 031800 «Логопедия» , рекомендованными Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования.

Целью итоговых государственных испытаний является выявление уровня практической и теоретической подготовленности выпускника для выполнения профессиональных задач на уровне требования требований государственного образовательного стандарта, и продолжения образования в аспирантуре.
Основными задачами государственного экзамена являются:

- оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональ­ные способности выпускника;

- определение соответствия подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО.

Соответствие уровня подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности:

  • учебно-воспитательной;

  • научно-методической;

  • социально-педагогической;

  • культурно-просветительской;

  • коррекционно-развивающей;

  • организационно-управленческой; к

  • коррекционно-развивающая деятельность направлена на:

- предупреждение и коррекцию различных видов нарушений речи у детей, подростков и
взрослых; осуществляемые в системе образования и здравоохранения;

- создание и реализацию специальных коррекционно-развивающих программ, позволяющих детям и взрослым с особенностями развития преодолевать трудности социальной адаптации и обучения;

- использование современных здоровьесберегающих логотехнологий в коррекционных
процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений с
целью достижения максимально положительных результатов.

- коррекцию и формирование личности взрослых и детей, нуждающихся в специальной
логопедической помощи.

- решение специальных психологических проблем, связанных с проявлением речевой патологии у взрослых и детей.

Выпускник должен знать:

- историю общей педагогики и психологии, специальной педагогической науки и
практики, современные тенденции развития психолого-педагогических концепций;

- анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики;

- специальную педагогику детей с нарушениями речи;

- психологию семьи и семейного воспитания детей с речевыми нарушениями;

- сущность, структуру и содержание коррекционного процесса и реально представлять его возможный конечный результат;

- основные принципы и приемы осуществления коррекционно-развивающей деятельности
в различных образовательных учреждениях;

- методы и приемы работы с детьми-сиротами, детьми инвалидами и детьми, имеющими сложную патологию, обусловленную отклонениями развития и поведения.

Выпускник должен уметь:

- на основании данных комплексного психолого-педагогического, клинического, нейропсихологического, лингвистического обследования осуществлять выбор типа коррекционно-развивающего учреждения и определять структурное содержание процесса обучения;

- осуществлять коррекционно-развивающий процесс в различных типах воспитательных и
образовательных и медицинских учреждений

- планировать, конструировать различные по форме фронтальные и индивидуальные
занятия с детьми различного возраста и взрослыми.


  • Диагностико-аналитическая деятельность направлена на:

- осуществление дифференциальной диагностики различных видов речевых нарушений у детей и взрослых на основе результатов психолого-педагогического обследования и комплексного анализа данных исследований различных специалистов;

- организацию и проведение психолого-педагогического изучения детей различного
возраста на основе знания специфики формирования психической деятельности детей с
речевыми нарушениями;

- осуществление функционального взаимодействия специалистов, участвующих в
комплексном обследовании детей и взрослых с речевой патологией (на примере работы
консилиума, консультативного приема);

- выявление основных психолого-педагогических показателей лежащих в основе
адекватного выбора соответствующих условий обучения и воспитания детей с различными
речевыми нарушениями;

-осуществление комплексного изучения детей с речевой патологией и квалификацию типа речевого нарушения с целью правильного выбора воспитательного или образовательного учреждения;

- определение содержания психолого-педагогического обследования, обоснование
выбора диагностических методов и средств, а также формы организации психолого-педагогического взаимодействия с целью получения необходимой информации.

Выпускник должен знать:

- основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для речевых
нарушений и соответствующие определенному возрастному периоду развития;

- проявление патологических новообразований, процессов компенсации обусловленных
спецификой дизонтогенетического развития;

- основные психолого-педагогические показатели необходимые для обоснования
выбора условий обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями речи;

- современные методы и приемы проведения групповой и индивидуальной
дифференциальной диагностики детей с нарушениями развития.

Должен уметь:

- распознавать те или иные отклонения в развитии, используя основные психологические подходы (модели) в изучении детей, типизировать и классифицировать их;

- осуществлять системное изучение ребенка на основе комплексной интеграции информации;

- использовать различные методы психолого-педагогической диагностики и основные критерии анализа для интеграции полученных данных

- определять характер и индивидуальные особенности отклонений в развитии речи, четко дифференцируя его от сходных состояний (гетерохронии, неравномерности развития и т.д.);

- осуществлять моделирование экспериментальных педагогических стратегий, рассматриваемых как метод комплексного изучения ребенка с речевыми нарушениями.


  • Учебно-воспитательная деятельность направлена на:

- осуществление процесса обучения учащихся общеобразовательных специальных
коррекционных учреждений для детей с нарушениями речи с ориентацией на коррекционные
задачи обучения, воспитания и развитие личности школьников с учетом специфики преподавания предмета;

- обучение детей с различной речевой патологией связанное с реализацией
образовательных коррекционно-развивающих программ; в различных воспитательных и образовательных учреждениях;

- разработку и проведение мероприятий, связанных с обучением детей с различными
нарушениями речи учебным, предметам в общеобразовательных, специальных коррекционных
классах и учреждениях;

- выбор и внедрение наиболее эффективных программ в образовательном процессе
адекватных уровню подготовки школьников;

Выпускник должен знать:

- нормативные документы, определяющие круг профессиональных обязанностей
специалиста, как должностного лица, в различных типах образовательных и медицинских
учреждений;

- особенности построения образовательного процесса в общеобразовательных школах,
имеющих коррекционно-развивающие классы и школах для детей с тяжелыми нарушениями
речи;

- сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

- структуру, содержание школьных планов, программ и учебников, требования,
предъявляемые государственными образовательными стандартами, к содержанию и уровню подготовки учащихся;

-специальные государственные и инновационные методики преподавания, рекомендуемые для осуществления образования детей с нарушениями речи.

Должен уметь:

- проектировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность в условиях специально организованного процесса обучения;

- использовать знания особенностей психофизического развития детей для аналитической оценки учебных навыков и умений школьников с особенностями развития;

- определять необходимое количество индивидуальных и фронтальных занятий с учащимися, адаптируя их к более высоким уровням подготовки при изучении соответствующих тем и разделов программы;

- развивать интерес учащихся и мотивацию к процессу обучения;

- ясно, логично излагать содержание изучаемого материала, учитывая знания и опыт
учащихся.


  • Научно-методическая деятельность направлена на:

- овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной
проработки методического, профессионально ориентированного материала;

- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и коррекционно-развивающего
учебных процессов в воспитательном и образовательном учреждениях, возможностей
использования в практике обучения результатов научных исследований;

- формирование логики и методологии научных исследований, определение и постановку целей и задач исследований;

- проведение исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью; Выпускник должен знать:

- способы обработки и оформления результатов исследований с помощью современной
компьютерной техники;

- основную иноязычную терминологию по специальности, знать русские эквиваленты основных терминов и выражений профессиональной речи;

-специфику проведения научно-методической работы в учреждениях для детей и
взрослых с речевыми нарушениями.

Должен уметь:

- выполнять различные виды научно-методической работы;

- анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

- осуществлять работу в научно-методических объединениях специалистов.


  • Социально-педагогическая деятельность направлена на:

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе
обучения и воспитания;

- коррекцию, амплификацию всего хода развития детей с речевой патологией в процессе специально организованного воспитания;

- внедрение современных педагогических систем воспитания детей разного возраста с отклонениями в речевом развитии;

- организацию воспитательной работы с лицами, имеющими нарушения речи, в условиях образовательных и медицинских учреждений различного типа;

- на осуществление комплексного и личностно ориентированного воспитательного
воздействия влияющего на психофизиологическое развитие ребенка с нарушениями речи;

- осознание и адекватную оценку возможностей различных стратегических линий воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях образовательных учреждений компенсирующего типа с использованием различных форм интеграции;

Выпускник должен знать:

- концептуальные психолого-педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями, тесно связанного и переплетенного с процессом их обучения;

- пути дифференциации и индивидуализации воспитательных воздействий с учетом особенностей речевого и неречевого развития детей;

- особенности воспитательных воздействий в зависимости от проявлений речевых нарушений, психического развития и психологических особенностей детей различного возраста;

- пути и способы воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Должен уметь:

- анализировать механизмы и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога,
воспитателя, учителя и других специалистов;

- использовать методы и приемы педагогического обследования детей с речевыми
нарушениями;

- осуществлять отбор содержания обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи;

- адекватно выбирать и применять и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на общеобразовательных занятиях и вне их;

- составлять индивидуальные программы воспитательской работы для детей с нарушениями речевого развития в условиях повседневной деятельности в различной обстановке;

- оказывать методическую помощь воспитателям в их работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.


  • Культурно-просветительская деятельность направлена на:

- разработку и проведение культурных мероприятий с детьми, подростками и взрослыми, находящимися в условиях коррекционно-развивающего процесса;

- формирование общей культуры дошкольников и школьников с речевыми нарушениями;

- включение в структуру коррекционного процесса специальных приемов работы,
направленных на повышение речевой культуры учащихся.


  • Организационно-управленческая деятельность направлена на:

- рациональную организацию учебного и коррекционно-развивающего процесса;

- своевременную реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам высшего образования;

- управление деятельностью педагогического коллектива в целях обеспечения полноценного образовательного процесса;

- обеспечение охраны жизни и здоровья дошкольников, школьников и подростков во время образовательного процесса;

- укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста;

- организацию и подготовку внеурочных мероприятий;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник должен знать:

- основные документы, касающиеся системы образования права и, обязанности объектов учебного процесса;

- об инновационных способах управления и осуществления управленческих решений;

- о специфике осуществления функций педагогического управления

- психологию управления специальными педагогическими системами;

- основные направления развития специальных учреждений.

Должен уметь:

- осуществлять выбор реалистических способов функционирования различных типов
общеобразовательных и специальных учреждений;

- вести школьную и классную документацию, речевые карты;

- проводить исследование проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;

- анализ общих и частных проблем преподавания;

- использовать сервисные компьютерные программы для обеспечения успешного

руководства учебным процессом.


  • Консультативная деятельность направлена на:

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, и профессионального самоопределения;

- передачу специальных знаний коллективам сотрудников воспитательных или образовательных учреждений, в которых имеются дети с речевыми нарушениями;

- обучение родителей правильному отношению к ребенку с речевой патологией, созданию благоприятных условий в семье, с целью максимальной компенсации речевых и психических нарушений детей;

- обучение родителей отдельным логопедическим приемам воздействия, направленным на преодоление имеющихся у детей речевых нарушений;

- обучение родителей специфике речевого поведения с детьми, которые имеют нарушения речи.

- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.
Выпускник, получивший квалификацию учитель-логопед, соблюдает права и свободы обу­чающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о пра­вах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечива­ет охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правитель­ства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, основы общих и специальных дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач.

Учителю-логопеду необходимо:

  • владеть умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определе­ния хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

  • владеть методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;

  • владеть методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в речевом разви­тии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессиональ­ного самоопределения;

  • владеть методами психопрофилактической работы, направленной на создание благопри­ятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

  • владеть умениями и приемами обучения детей с нарушениями речи учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях;

  • владеть методами воспитания детей с речевой патологией;

  • владеть знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здо­ровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;

  • владеть способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального происхождения;

  • способствовать повышению психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;

  • владеть навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.

Видами профессиональной деятельности специалиста должны являться:

  • преподавательская;

  • образовательная;

  • воспитательная;

  • коррекционно-развивающая;

  • диагностико-аналитическая;

  • культурно-просветительская;

  • научно-методическая;

  • управленческая.



СТРУКТУРА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
Государственная аттестация выпускников по специальности 031800 «Логопедия» проводится в соответствии с ГОС ВПО в виде:

  • междисциплинарного государственного экзамена по истории теории и практике логопедии;

  • защиты выпускной квалификационной работы.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск