Конспект урока ручного труда в 1 классе, учитель Ковылина Е.К.
Тема: «Что нужно знать о бумаге».
Изделие: Коллекция образцов бумаги.
Задачи:
Расширение социального опыта ребенка. Формирование представления о бумаге как поделочном материале; формирование умения узнавать и называть предметы, сделанные из бумаги, и определять их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Знакомство с некоторыми сортами бумаги (писчая, печатная, рисовальная, впитывающая, упаковочная, бумага для труда) и их физическими свойствами (плотная, тонкая, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая и т. д.) и их назначением. Развитие осязания и слуховой
чувствительности у школьников. Формирование умения узнавать и называть цвета бумаги (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, коричневый), различать не цветную бумагу (белая, серая, черная), делать коллекцию сортов бумаги Оборудование:
Иллюстративный материал учебника — раздел «Путешествие в Бумажную страну».
Дополнительные предметы, сделанные из бумаги и картона, которых нет в иллюстративном материале учебника. Образцы соответствующих сортов бумаги для школьников и учителя. Ход урока
1. Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 12—18).
Знакомство с иллюстративным персонажем Бумкой, с которым дети отправятся в путешествие по Бумажной стране.
Беседа на тему «Какие предметы делают из бумаги и картона».
Рассматриваются картинки с изображением предметов (коробки для упаковки, предметы личной гигиены, игрушки, учебные принадлежности).
Беседа проводится по заданиям, предусмотренным в учебнике: «Посмотри и назови», «Назови эти предметы. Для чего они нужны?» и т. п.
2. Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 12—18).
Продолжение беседы на тему «Сорта бумаги».
Рассматриваются картинки с изображением предметов, которые сделаны из того или иного сорта бумаги.
В ходе этой беседы детей необходимо познакомить с физическими свойствами бумаги.
В процессе ощупывания бумаги у детей развивается тактильная чувствительность.
Справочный материал:
Бумага для печати— типографская, мелованная. К этому классу относится и газетная бумага, которая является наиболее дешевой и распространенной. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для ручного труда имеет то преимущество, что она легко обрывается, прочно склеивается в несколько слоев. Эта бумага пригодна для изготовления изделий из папье-маше, для аппликационных работ.
Бумага для письма — писчая (линованная, нелинованная), почтовая, конвертная. Этот сорт бумаги хорошо проклеен, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую поверхность. Кроме того что по ней можно писать различными ручками (шариковыми, перьевыми, фломастерами, маркерами и т. п.), из писчей бумаги можно делать различные модели, оклеивать ею картон. Используется для переплетных работ.
Бумага для рисования— чертежная, рисовальная, чертежная калька. Наиболее прочная и плотная бумага. Отличается хорошей проклейкой. Может быть гладкой и шероховатой. Она служит основой, на которой выполняются графические, живописные и живописно-декоративные работы, используется для выполнения аппликаций, плетения, конструирования, вырезания.
Папиросная (цветочная) бумага— тонкая, прозрачная, жатая, цветная бумага. В художественно-ручном труде используется для изготовления цветов и др.
Впитывающая бумага— фильтровальная, пропиточная, промокательная. Мягкая, рыхлая, легко размокает в воде. Может использоваться в аппликации из сминаемой бумаги.
Оберточная бумага — применяется для упаковки пищевых продуктов и промышленных товаров (мешочная, чайная, спичечная, бутылочная, бумажные тарелки, коробки для молочных и других продуктов и т. п.). 3. Работа по развитию у детей цветовосприятия в процессе рассматривания цветной и не цветной бумаги. 4. Игра «Угадай, какая бумага шумит».
Учитель, не показывая бумагу, берет те сорта, которые при сминании сильно шумят (калька, целлофан, писчая бумага), и сорта, создающие малый шумовой эффект (впитывающая, газетная и др.).Дети по шуму определяют тот или иной сорт бумаги.
Игра направлена на развитие слуховой чувствительности.
Физминутка.
ТБ на уроке труда.
5. Составление коллекции сортов бумаги.
Дети получают несколько подготовленных картонных прямоугольных заготовок и несколько сортов бумаги, которые приклеивают одной стороной на картон. Внизу заготовки оставляется место для подписи сорта бумаги.
6. Итог урока. Уборка рабочих мест. |