Скачать 60.26 Kb.
|
Кочнева Татьяна Владимировна Увельский муниципальный район Конспект урока. Обществознание 9 класс. Автор: Кочнева Татьяна Владимировна. Тема: «Правовые основы брака и семьи». Цель: познакомить с юридическими основами семейно-брачных отношений. Задачи урока:
Тип урока: Урок изучения новой темы. Форма проведения урока: урок с применением дискуссионных методов обучения. План урока:
Организационный момент. Что сегодня выступает главным регулятором общественных отношений? (право) Что такое право? (право – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе). В современном обществе невозможно жить без права. Право это гарант нашей защищенности. На прошлых уроках вы изучали различные отрасли права. Можете вспомнить какие? Сегодня мы познакомимся еще с одной правовой отраслью.
Прослушайте, пожалуйста, мелодию (звучит вальс Мендельсона). Где играют такую мелодию. Сегодня на уроке мы познакомимся с отраслью семейного права. Вам может казаться, что создание семьи – ваше личное дело, потому что отношения между людьми в личной жизни регулируются в основном нравственными нормами. Но это не так. Конституцией РФ закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство и детство находятся под защитой государства ( ст. 38 Конституция РФ). Этот основной принцип развивается во многих законодательных актах. Основным нормативным актом, где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ. Запись в тетрадях: тема «Правовые основы брака и семьи». Встретились мужчина и женщина, они полюбили друг друга и решили создать семью. Рано или поздно это происходит почти с каждым человеком. Например, в Росси каждый день создается семей. Все отношения, которые возникают в семье, регулируются Семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 г. (слайд) Запись в тетрадях: источник семейного права – Семейный кодекс РФ В Семейном Кодексе установлены правила вступления в брак, его расторжение, указаны права и обязанности членов семьи, основные взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. Исходя из содержания Семейного кодекса, о чем сегодня и на последующем уроке пойдет речь?
Что такое семья? Продолжите фразу семья – это … Разберем ситуацию: Итак, мужчина и женщина полюбили друг друга и решили жить вместе. Родились дети. Все живут мирно и счастливо. В семье царит уважение и любовь. Можно ли считать эту группу людей семьей? (первая точка зрения можно, вторая нет). Обратимся к определению на слайде: «Семья – это основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». Первая группа должна доказать что эти люди заслуживают право называться семьей, а вторая нет. Дискуссия. Итак, на социальном бытовом уровне эти люди, конечно, составляют семью, а с юридической точки зрения нет, т. к. брак не был заключен. Мы часто слышим фразы: заключили брак, вступили в брак, регистрация брака назначена на 17 февраля и т.д. А что такое брак в вашем понимании? Задание: на слайде дано определение брака, некоторые слова пропущены, подберите нужный вариант на ваш взгляд (брак – это добровольный официальный союз между мужчиной и женщиной, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу). Определим ключевые слова в этом определении (добровольность, появление прав и обязанностей). Предлагаю вам создать две адвокатские конторы. Каждая из групп получит задание, и документ, ваша задача на основе закона дать юридическую консультацию. 1. Артём и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Артём. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?" Как вы объясните Артёму эту норму? Существует ли порядок заключения брака? Найдите основные положения. Порядок вступления в брак: (запись в тетрадях)
Николаю и Ирине по 17 лет, они решили заключить брак, имеют ли они на это право? Каковы условия вступления в брак?
Данные положения фиксируются на магнитной доске. Вопрос: обязательно лит заключение брака в современном обществе? Первая группа отстаивает позицию да и приводит аргументы Вторая – нет. Дискуссия. Учитель: наши мнения разделились, но одно мы знаем точно, что брак дает гарантии защиты членов семьи со стороны государства, т. к. наделяет их определенными правами и обязанностями. О которых вы поговорите на следующем уроке.
Мои права и обязанности в семье. 1. Порядок заключения и расторжения брака регулируется
2. Согласно российским законам, признается брак
3. Верны ли следующие суждения? А. Для вступления в брак необходимо добровольное согласие жениха и невесты. Б. брак – это обязательный союз, между мужчиной женщиной, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу.
4. Семейный Кодекс РФ устанавливает брачный возраст в
5. Найдите в предлагаемом перечне условия, наличие которых обязательно для заключения брака. Обведите их, выпишите цифры в строку ответа в порядке возрастания 1) экономическая самостоятельность сторон 2) взаимное добровольное согласие 3) расторжение предыдущего брака 4) проживание отдельно от родителей 5) достижение брачного возраста 6) наличие отдельной жилплощади у каждого из брачующихся Ответ: _____________. Ключ: 1) 1., 2) 2., 3) 1., 4) 2., 5) 2, 3, 5.
|