МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» Кафедра государственно-правовых дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
__________________________
(протокол заседания кафедры
№ ____ от ___________2013 г.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ По учебной дисциплине
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН по направлению подготовки (специальности)
по специальности 030900.62 Юриспруденция
УФА 2011.
Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа по изучаемой дисциплине ставит целью глубокое обдумывание и усвоение материала с последующей проверкой в аудитории. Это поможет не только улучшить навыки мышления, но и будет способствовать получению ими профессиональных знаний, подготовке высококвалифицированных, всесторонне образованных специалистов.
Не только профессиональный юрист, но и просто обычный взрослый человек должен обладать способностями рационально мыслить, иметь навыки самостоятельного анализа действительности и происходящих событий. Этого невозможно достигнуть без наличия достаточного объема готовых истин (знаний), приобретенных благодаря своему собственному практическому опыту и в большей степени благодаря научной информации, полученной в процессе обучения и самообучения.
Изучение формальной и индуктивной логики позволяет развить и усовершенствовать логическое мышления, поскольку логика определяется как совокупность правил, которым подчиняется процесс нашего мышления.
Специфика логики как науки о формах и законах правильного (истинного) мышлении, отражающего действительность, заключается не столько в механическом заучивании и закреплении теоретических знаний, сколько в возможности на их основе выполнять тематические упражнения и решать практические задачи.
Упражнения используются для закрепления каких-либо знаний и усовершенствования каких-либо мыслительных навыков. Благодаря упражнениям, т.е. постоянным интеллектуальным действиям, вырабатывается привычка рассуждать правильно, доказательно, пользуясь логическими категориями и их определениями.
Задача – более сложный вариант упражнений, поскольку требует решения какой-либо проблемы или формулирования ответа на какой-либо вопрос. Решение задачи – это осуществление умозаключения по правилам и методам дедукции, индукции или традукции.
Подготовка студента к семинарскому занятию - является одним из основных и трудоёмких видов учебной деятельности. Эффективность подготовки к семинарскому занятию во многом зависит от самостоятельной работы
Студенты в часы самоподготовки к практическому занятию должны самостоятельно изучить материал данной темы. При этом самостоятельную работу необходимо понимать не только как «домашнюю» работу по подготовке к семинарскому занятию, но и как всю совокупность предшествующих ему занятий:
• умение слушать лекцию и самостоятельно, фиксировать её основные положения;
• работа над конспектом после лекции;
• изучение задания и методических указаний к практическому занятию по данной теме;
• прослушивание групповой консультации накануне проведения практического занятия и получение индивидуальной методической помощи при необходимости;
• изучение рекомендованной литературы и справочного материала.
На семинарских занятиях по логике студенту необходимо продемонстрировать способности выполнять упражнения и решать задачи на основе закрепленных самостоятельно отработанных логических навыков и приемов. Материалы для самостоятельной работы.
Работа с литературой.
Конспектирование отдельных глав пособий для юристов.
Нахождение в текстах по специальности (задачи и упражнения) спорных моментов; аргументов за или против.
Формулировка главной мысли текста.
5. Составление плана конспекта, служебных документов.
План самостоятельной работы
для студентов очной формы обучения
1 курс, 1 семестр (5 лет обучения)
№ п/п
| Тема
| Кол- во
часов
| Источники
| Вид контроля
| 1.
| Предмет и значение логики. Логика и язык права
|
| Кириллов. Упражнения по логике : учеб.пособ.-М.: Проспект , 2008.
Неволин В.И. Логика. Практический курс. Екатеринбург,2007.
Сальников А. Н. Логика. Конспект лекций: учебное пособие. – М.: Приор-издат, 2007. – 112 с.
Мирошниченко И.В. Семиотика. Конспект лекций: учебное пособие. – М.: А-Приор, 2007.
Кириллов. Упражнения по логике : учеб.пособ.-М.: Проспект , 2008.
Ерохина Н. В. Традиционная Формальная логика: учеб. метод. Пособ.,2009
| Рефераты, тестирование, опрос, решение задач
| 2.
| Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями.
| 4
| 3.
| Суждение как форма мышления Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями.
| 2
| 4.
| Умозаключение как форма мышления
| 6
| 5.
| Основные логические законы
| 2
| 6.
| Способы аргументации: обоснования и критика. Правила и ошибки аргументации
| 4
| 7.
| Гипотеза как форма мышления. Доказательство и опровержение. Научные познания.
| 2
| Итого:
| 20
|
|
Вопросы для самостоятельной работы.
Тема 1. Логика как наука. Логика и язык.
Что такое мышление и какова его роль в познании?
Что изучает логика?
Что такое логическая форма?
В чём разница между значением и смыслом имени?
Каковы основные принципы корректного языка науки?
Тема 2. Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике.
Что такое понятие?
Какие существуют виды понятий?
Что происходит вследствие увеличения содержания понятия?
Какие существуют ошибки в определении?
Каков состав определения?
Что представляет собой классификация?
Какие существуют операции над понятиями?
Тема 3. Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике.
Как понимается суждение в логике?
Как классифицируются простые суждения?
Каковы виды отношений между суждениями по логическому квадрату?
Каковы виды сложных суждений?
В каких случаях истинны конъюнкция, дизъюнкция, импликация и отрицание?
Чем отличаются друг от друга строгая и нестрогая дизъюнкция?
Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике.
Что представляет собой умозаключение?
Какова роль умозаключений в познании?
Каковы основные виды умозаключений?
Каковы состав, общие правила и правила фигур категорического силлогизма?
Что собой представляют индуктивные умозаключения?
Что такое умозаключение по аналогии?
Каковы методы повышения правдоподобия вывода в случае неполной индукции?
Тема 5. Логика вопросов и ответов.
Каковы виды вопросов?
Какие вопросы являются корректными?
Каковы виды ответов?
Какие требования могут предъявляться к вопросам и ответам?
Тема 6. Логические основы аргументации.
В чём состоят различия между конструктивной и деструктивной критикой?
В чём отличие прямого доказательства от косвенного?
Какие существуют правила и типичные ошибки по отношению к тезису?
Какие существуют правила и ошибки по отношению к аргументам?
Какие существуют правила и распространённые ошибки по отношению к форме аргументации и критики?
Какие уловки могут применяться в споре?
Что такое поля аргументации, каков их состав?
Тема 7. Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики.
Что, с точки зрения Аристотеля, отражают фундаментальные законы формальной логики?
В чём заключается закон противоречия?
В чём заключается закон исключённого третьего?
В чём заключается закон тождества?
В чём заключается закон достаточного основания?
Каковы важнейшие принципы диалектической логики?
Тема 8. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.
Что такое гипотеза и каковы её виды?
Как формируется гипотеза?
Каким требованиям должна удовлетворять гипотеза?
Каким образом проверяется гипотеза?
Что такое теория и какова её роль в познании вообще и науке в частности?
Что представляют собой входящие в состав теорий гипотетические, идеализированные, абстрактные и идеальные объекты?
|