Скачать 35.99 Kb.
|
Урок литературы в 11 классе. Тема: Е.Замятин. "Судьба личности в тоталитарном обществе». (по роману Е.И. Замятина "Мы") . Цель: познакомить с историей создания романа «Мы», жанром произведения – антиутопией; помочь учащимся в определении темы и идейного содержания романа; формировать коммуникативные навыки обучающихся, умения вести диалог, давать монологический ответ. Ход урока: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» Н.Бердяев Слово учителя. На уроках мы говорили о разных идейно-художественных позициях писателей в освещении революции и послереволюционной России. Вспомните, какое было отношение к эпохе и ее героям? Почему в творчестве, например, Маяковского появляются сатирические произведения? О чем он думал, создавая их? (О будущем!) Писателем, которого волновало будущее России, является Е.Замятин. Биографическую справку дает подготовленный ученик. Презентация. Людей всегда волновало будущее, но его видение было разным. Как вы думаете, каким? Выслушиваем мнения ребят. Вы в будущем видите идеальное общество. Записать определение утопии. Утопия – (от греч. – нет и место) развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Классическим образом утопии является «Город Солнца» Т.Кампанеллы. Обратимся к эпиграфу «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» Почему же Бердяев предостерегает от осуществления утопий? Ваше мнение. Ответим на этот вопрос в конце урока. Можно ли роман Замятина назвать утопией, мечтой? Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, сопутствующего тому или иному идеалу. Обычно в произведениях о будущем показано развитие научно-технического прогресса. Что является предметом изображения в романе? Работа в группах. Мы с вами Единое Государство. У нас больше нет имен и фамилий, мы все нумера. Задание 1. Каждая группа должна рассказать о разных сторонах жизни Единого Государства с позиции нумеров, живущих там. группа. Устройство Единого Государства. группа. Искусство Единого Государства (музыка, литература, журналистика). группа. Наука и образование в Едином Государстве. группа - будет выполнять функцию Бюро хранителей (полицейская система, правосудие). Обсуждение и выступление групп. Здание2. У каждого государства есть свой свод законов. Приём «Письмо по кругу». Каждый записывает по закону, обсуждают в группе и выбирают 2, которые кажутся важными. Последняя группа выслушивает выступления и записывает законы на лист, и вывешивает на доску. - А хотели бы вы жить в таком государстве? Подчиняться таким законам? Почему? Ответы учащихся. Вспомним произведение Достоевского, Толстого и попробуем начертить путь героев. Как он будет выглядеть? Исторический путь человека непрямолинеен, трудно уловить его направление. После 17-го года была сделана попытка выпрямить эту запутанную нить истории. Замятин проследил путь этой прямой, который ведет «к единому государству». И вместо счастья обнаружил бездушный казарменный строй, мир «нумеров», а не людей. А какие проблемы ставит Замятин в романе? (человеческого счастья, личности и государства). Роман – предупреждение. Как вы считаете, почему? А ведь Замятину удалось предсказать события и явления 20 века. Какие? Гитлер, Сталин, тоталитарное государство, фанатизм. Обратимся к высказыванию Бердяева. Как вы понимаете его слова? Д./З. Проблемный вопрос: Символическое значение Стены. Как в этом символе отразилось гениальное предвидение реалий ХХ и ХХI веков Приготовьте рассказы о счастливых и несчастливых героях. Человек ответственен за будущее или нет? |