Скачать 69.46 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИУфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Уральская государственная юридическая академия»Кафедра государственно-правовых дисциплин УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой __________________________ (протокол заседания кафедры № ____ от ___________2013 г.) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ По учебной дисциплине ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН по направлению подготовки (специальности) 031001.65 Юриспруденция. УФА 2010. Самостоятельная работа относиться к числу основных форм обучения и подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познавательных актов: знакомство, восприятие, переработка, осознание, овладение новыми знаниями до такого уровня, который позволяет применить эти знания в учебной и профессиональной деятельности. Способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях - это воспитуемое качество личности. Оно формируется на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно в период обучения. Студенты далеко не всегда готовы к рациональному использованию времени, отводимого на самостоятельную работу, и не всегда знают, как ее спланировать и осуществить. Важно научиться систематически работать в течение всего периода обучения, вдумчиво читать учебные и монографические издания, конспектировать лекции и литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения. Эффективность обучения, общая культура, профессиональный уровень специалиста, развитие памяти и творческого мышления во многом определяется умением работать с литературой. Навыки работы с книгой позволяют наиболее результативно использовать время, способствует систематическому накоплению знаний. Существует конкретная рекомендация по изучению учебной и научной литературы:
Целесообразно также бегло просмотреть текст, обратить внимание на авторскую манеру и структуру изложения материала, рассмотреть иллюстрации, таблицы, примечания. Предварительному ознакомлению с книгой помогает овладение техникой быстрого чтения- без внутреннего проговаривания, без возврата к уже прочитанным словам, фразам; чтение не отдельных слов, а больших групп слов, абзацев. Мышление и память должны быть способны выделить основную мысль автора и бегло следить за ней. Овладение техникой быстрого чтения требует специальной и довольно длительной подготовки. Предварительная работа значительно облегчает изучение материала, помогает найти в тексте те проблемы, которые обозначены в справочном материале, сокращает время на изучение работы в целом.
Во- первых, рекомендуется ознакомительное чтение всего произведения в целом. При этом следует:
Анализ текста заключается в выяснении его содержания. Важно понимать мнение автора, основные положения и аргументы, выдвигаемые им. Во- вторых, необходимо углубленное чтение работы по частям с осмысление отдельных положений, идей, выводов и ведением соответствующих записей. Если произведение большое по объему, то его можно изучать по разделам, главам и параграфам. Это позволяет сосредоточить внимание на тех положениях, которые обусловлены учебной программы, рекомендациями преподавателя, и составить план конспектирования. С этой целью можно использовать определенные приемы:
Если в результате чтения не складывается полного и глубокого представления о прочитанном, то следует прочитать весь текст или отдельные наиболее сложные для усвоения фрагменты. Средствами, облегчающими понимание текста, может быть формулировка вопросов в процессе чтения и нахождения на них ответов в тексте, сопоставление содержания данной работы с другими источниками. Важно не только осмыслить и понять текст, но и уметь запомнить, воспроизвести материал, применить полученные знания на практике. Если механическое запоминание достигается путем многократного повторения текста, а смысловое заключается в понимании изучаемого материала, умение передать содержание своими словами. Смысловое запоминание более устойчивое, чем механическое. Ему способствует установка курсанта на длительное, долговременное запоминание, а не только до занятия, зачета или экзамена. Кроме этого, существует еще ряд рекомендаций для наиболее эффективного запоминания: повторение всего материала или отдельных его частей; разбивка текста на смысловые части; связь вновь полученной информации с уже усвоенным материалом и конкретной деятельностью.
Это важный этап самостоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе, поскольку мысли при изложении их на бумаге получают более четкое и продуманное выражение, чем в устной речи. В процессе письменного изложения учебного материала своими словами у курсантов активизируется не только логическая, но и зрительная память, а сделанные записи, пометки значительно облегчают подготовку к зачетам и экзамену. Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, планы, тезисы, конспект. Выписки бывают двух видов: - цитаты - дословное произведение отрывков изучаемой работы, содержащих основные мысли, факты, статистические данные; - свободные выписки- мысли автора излагаются произвольно. При этом большие отрывки текста, который трудно цитировать в полном объеме, следует записать своими словами, предельно сократив формулировку. План - схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей- заголовков, «скелет произведения». План может быть: - простой - состоит из нескольких основных пунктов; - сложный - кроме основных пунктов содержит еще и подпункты, которые разъясняют их содержание; - план- схема - план, записанный в виде графической схемы, образно отражающей взаимосвязь пунктов и подпунктов. План обобщает содержание, восстанавливает в памяти прочитанное, помогает в составление тезисов, конспектов, рефератов. Тезисы - сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения. В тезисах отражаются наиболее важные выводы и обобщения, которые повторяют текст дословно или «своими словами» воспроизводит его содержание. Виды тезисов: - простые тезисы - это основные мысли, содержащиеся в различных частях книги; простые тезисы можно составить уже при первоначальном ознакомлении с произведением. - основные тезисы - это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержания источника, иногда носящие характер выводов; основные тезисы можно составить лишь после уяснения содержания всего произведения в целом; - сложные тезисы - записи, включающие два вида тезисов (простые, основные); в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая их содержания. Конспект-это наиболее совершенная, систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки, дополненная мыслями и замечаниями составителя конспекта. В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы. Конспектирование, в большей мере, чем другие формы записи, способствуют глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи. Конспекты условно подразделяются на четыре типа:
Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10-15 раз. Подобные сокращения достигаются как за счет тщательного отбора материала, так и в результате кратного изложения. В процессе конспектирования источника записи цитат следует делать полностью, указывая автора, название, год издания и страницу, что облегчит оформление письменных работ. |