Рабочая учебная программа
«ОБЖ»
11 класс 2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Учебная программа для 11-х классов
Программа для 11-х классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 35 ч (из расчета по 1 ч в неделю).
Программа выстроена по двум логически взаимосвязанным модулям и двум входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел I. Основы здорового образа жизни
Модуль II Обеспечение военной безопасности государства
Раздел II. Основы военной службы.
Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов и др.).
В 11-м классе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается итоговой аттестацией.
При этом раздел I. изучается учащимися (юношами и девушками) совместно.
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел II «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
- методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
- предполагаемые результаты:
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской
деятельности учащихся.
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Раздел I (P-I). Раздел II (P-II). Модуль I (М-I). Модуль II (М- II).
Проверочные работы по курсу ОБЖ – 11 класс
| № п/п
| Тема проверочной работы
| Форма проведения
| Время работы
| № урока п/п
| 1
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| Тестирование
| 20 мин.
| 10
| 2
| Воинская обязанность
| Тестирование
| 20 мин.
| 17
| 3
| Особенности военной службы
| Тестирование
| 20 мин.
| 25
| 4
| Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
| Тестирование, практическая работа
| 40 мин.
| 33
| 5
| Обобщение по курсу «ОБЖ»
| Тестирование
| 40 мин.
| 35
| Практические работы по курсу ОБЖ – 11 класс
№ п/п
| Тема практической работы
| Место проведения
| Время работы
| № урока п/п
| 1
| Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
| класс
| 15 мин.
| 6
| 2
| Первая медицинская помощь при ранах
| класс
| 15 мин.
| 7
| 3
| Первая медицинская помощь при травмах
| класс
| 15 мин.
| 8
| 4
| Первая медицинская помощь при остановке сердца
| класс
| 15 мин.
| 9
| 5
| Обобщение по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
| Скорая помощь
| 30 мин.
| 33
|
РК в рамках учебного предмета ОБЖ
№п/п
| класс
| Тема урока
| Вопросы РК
| № п/п
| Кол-во
| 1
| 11
| Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики
| Статистические данные за 3 года по Татарстану
| 3
| 1
| 2
| 11
| СПИД
| Статистические данные за 3 года по Татарстану Возрастные группы.
| 4
| 1
| 3
| 11
| Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье
| Статистические данные о количестве браков и разводов по Татарстану
| 5
| 1
| 4
| 11
| Обобщение по т.Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
| Особенности и специфика работы скорой помощи Татарстану
| 32
| 1
| 5
| 11
| Обобщение по т.Основы военной службы
| Работа ГВК Татарстану
| 34
| 1
| 2.Учебно-тематический план
-
№ модуля, раздела, темы
|
Наименование модулей, разделов, тем
| Кол-во часов
| M-I
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| 10
| P-I
| Основы здорового образа жизни
| 10
| Тема 1
| Основы здорового образа жизни
| 6
| Тема 2
| Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
| 4
|
| Итоговое задание
|
| M-II
| Обеспечение военной безопасности государства
|
| P-II
| Основы военной службы
| 25
| Тема 3
| Воинская обязанность
| 10
| Тема 4
| Особенности военной службы
| 8
| Тема 5
| Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России
| 4
| Тема 6
| Символы воинской чести
| 3
|
| Итоговое задание
|
|
| Всего часов
| 35
|
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники старших классов должны уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву. Формы и вопросы контроля: Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов. Возможные виды самостоятельной работы учащихся:
- работа с учебником;
- анализ ситуации;
- сообщение;
- доклад;
- реферат;
- проект;
- творческие работы.
|
|
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Учащиеся должны знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
нормы международного гуманитарного права;
требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
основные виды воинской деятельности;
строи отделения и порядок управления ими;
назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
правила подготовки автомата к стрельбе;
приемы и правила стрельбы из автомата;
основы современного общевойскового боя;
общие обязанности солдата в бою;
основные способы передвижения солдата в бою;
способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
государственные и военные символы Российской Федерации;
боевые традиции Вооруженных Сил России;
классы сходных воинских должностей;
общие требования к безопасности военной службы;
порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
средства массового поражения и их поражающие факторы;
защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
выполнять строевые приемы на месте и в движении;
производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
пользоваться индивидуальными средствами защиты;
использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования 4.Перечень учебно-методического обеспечения Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Учебные пособия:
Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;
Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский центр «Валеос», 1993.
1. Федеральные Законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об охране окружающей и природной среды», «О безопасности жизнедеятельности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне».
5. Приложения к программе Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.
Освоение программы курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право по выбору сдавать экзамен по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:
Лекции;
Беседы;
Семинары;
Практические занятия;
Соревнования;
Ролевые игры.
Реферат;
Доклад;
Проектное задание;
Анализ ситуации.
Списки тем рефератов:
|