№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
1
| Вводный урок
| 1
| Урок изучения НЗ
| Знакомство с предметом ,учебником, введение ключевых понятий обществознания.
| Знать понятия предмета.
| анкетирование
|
| Стр.3-6
|
|
2
| Что такое общество?
| 1
| Урок изучения нового материала, комбинированный
| Общество как динамическая система, основные сферы жизни общества, их взаимосвязь, общество и природа, общество и культура, важнейшие институты общества.
| Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, давать определения понятий, объяснять сущность сфер общества, объяснять их взаимосвязь
| Устный опрос, проблемные задания, составление таблицы.
|
| П.1
|
|
3
| Общество как сложная динамическая система.
| 1
| Комбинированный урок
| Общество в узком и широком смысле, Основные признаки общества, взаимосвязь сфер, глобальные экологические проблемы, развитие культуры, новаторство,
| Знать понятия темы, уметь объяснять взаимосвязь сфер, решение проблемных вопросов экологии.
| Работа по таблице «Социальные институты», составление конспекта «Особенности социальной системы».
|
| П.2
|
|
4
| Природа человека.
| 1
| Урок изучения новых знаний, Комбинированный
| Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции .Цель и смысл жизни человека. Влияние НТП на природу, широкое и узкое значение природы.
| Знать понятия природы в обоих смыслах, примеры + и – влияния на окружающую среду человеком. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, давать определения, объяснять взаимосвязь природы, человека, общества.
| Практические задания.
|
| П.3, подготовить сообщения по одной из наук изучающей человека.
|
|
5
| Человек как духовное существо.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Духовные ориентиры личности, мораль, ценности, идеалы. Патриотизм, добро и зло, мировоззрение и его роль в жизни человека.
| Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные задачи, давать определения понятий, характеризовать моральные ценности, объяснять сущность мировоззрения.
| Решение задач по теме моральные ценности, составление таблицы «Типы мировоззрения». Классификация объектов по критериям.
|
| П.4
|
|
6
| Деятельность – способ существования людей.
| 1
| Комбинированный урок
| Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных, структура деятельности, потребности человека, интересы и мотивы. Виды деятельности
| Знать что такое деятельность, что такое потребности, давать определения, определять мотивы деятельности, раскрывать на примерах многообразие видов деятельности.
| Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека».
|
| П.5, вопросы
|
|
7
| Познание и знание.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Критерии истины .Абсолютная и относительная истины. Многообразие путей познания. Что такое мировоззрение. Его типы. Убеждения и вера.
| Знать, что представляет собой знание и процесс познания, уметь объяснять сущность познания, анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира.
| Тест, составление таблицы, схемы к теме урока.
|
| П.6
|
|
8
| Человек в системе социальных связей.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
| Знать связь свободы и необходимости. Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке, выделять основные признаки понятия «личность», объяснять в чем выражается социализация личности, определять связь между самоопределением и самореализацией личности.
| Групповые письменные задания по карточкам, анализ таблицы, решение познавательных задач, составление словарика по теме
|
| П.7
|
|
9
| Общество и человек.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| Контрольная работа с различными уровнями сложности.
|
|
|
|
10
| Культура и духовная жизнь человека.
| 1
| Урок освоение нового материала.
| Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.. Этикет, его происхождение, правила. Культурное наследие.
| Знать понятия темы, правила этикета, разъяснять сущность понимания культуры у различных народов, уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
| Тестовые задания, составить таблицу «Функции культуры». Анализировать источники социальной информации.
|
| П.8
|
|
11
| Наука и образование.
| 1
| Комбинированный урок (практическое занятие)
| Основная задача и исторические формы образования. Виды образования. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
| Знать что такое наука, каковы ее функции, учреждения науки. Что такое высшая школа, виды.
| Тест на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Запись определений.
|
| П.9
|
|
12
| Мораль. Религия.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Категории морали. Становление нравственности в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий, их роль в современном мире. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Вера и верование. Миф и мифология.
| Знать, что такое религия, роль морали в жизни человека и общества, особенности мировых религий. Уметь определять становление нравственного в человеке
| Составить таблицу «Мировые религии».
|
| П.10, вопросы к параграфу
|
|
13
| Искусство и духовная жизнь.
| 1
| Комбинированный урок
| Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства.
| Знать что такое искусство, как оно соотносится с художественной культурой. Уметь анализировать произведения искусства, определяя достоинства, которыми оно обладает. Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России.
| Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России.
|
| П.11, вопросы к параграфу, подготовить сообщения о культурной жизни в современной России.
|
|
14
| Роль экономики в жизни общества.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение, обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики.
| Знать что такое экономика, ее структура, роль экономики в обществе. Что такое производство. Уметь определять каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника. Решать сложные задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.
| Составить словарик по теме. Составить таблицу «Виды экономической деятельности».
|
| П.12, вопросы к параграфу.
|
|
15
| Экономическая культура.
| 1
| Комбинированный урок.
| Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
| Знать основные элементы экономической культуры. Уметь определять значение экономической направленности и социальных установок личности.
| Работа над документами. Решение проблемных задач. Составление словарика темы и памятки «Этический кодекс предпринимателя».
|
| П.39
|
|
16.
| Социальная структура общества.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Российская интеллигенция и средний класс.
| Знать что такое социальный статус личности в обществе., социальная группа, социальные группы. Что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей. Уметь анализировать социальный образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью, разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества. Анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социальных понятий.
| Составить схему «Социальная структура общества», словарик по теме.
| Социальная мобильность.
| П.14
|
|
17
| Социальные взаимодействия .
| 1
| Урок обобщения и закрепления изученного материала.
| Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономический, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
| Знать что такое социальная связь и социальное взаимодействие. Какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей , причины социальных конфликтов, как проявляется неравенство в обществе. в чем сущность богатства, бедности. Что собой представляет такое социальное явление как бедность.
Уметь определять последствия социальных конфликтов, объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда, анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни.
| Решение проблемных заданий. Составить словарик по теме.
|
| П.15
|
|
18
| Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
| 1
| Комбинированный урок.
| Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль.
| Знать что такое социальные нормы и социальный контроль, значение самоконтроля. Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм, определять причины отклоняющегося поведения, объяснять социальную опасность преступности
| Составить таблицу «Виды социальных норм».
| Роль права в жизни общества.
| П.16
|
|
19
| Нации и межнациональные отношения.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов.
| Знать, что собой представляют межнациональные отношения. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства. Пояснять сущность этноцентризма. Уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории. Уважать другие народности.
| Эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления». Словарь по теме.
| Ментальные особенности этноса.
| П.17, вопросы.
|
|
20
| Семья и быт.
| 1
| Комбинированный урок.
| Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
| Знать что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь описывать жизненный цикл семьи. Анализировать мотивы и причины распада семей.
| Составить схему «Функции семьи». Словарик по теме.
|
| П.18
|
|
21
| Социальное развитие и молодежь.
| 1
| Урок обобщения и закрепления.
| Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
| Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи, как изменяются социальные роли человека в молодые годы.
| Тест на тему «Функции семьи». Работа в группах.
|
| П.19
|
|
22
| Политика и власть.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Становление власти как политического института. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
| Знать какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь пояснять что представляет собой власть, ее виды. Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть.
| Составить схемы «Политические институты», «Власть и ее виды».
|
| П.20
|
|
23
| Политическая система.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Функции государства. Причины и условия появления государства.
| Знать основные определения, функции государства, политический режим. Уметь анализировать основные явления государственной жизни.
| Составить схему «Политическая система».
|
| П.21
|
|
24
| Гражданское общество и правовое государство.
| 1
| Урок обобщения и закрепления изученного.
| Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право. Понятие о правовом государстве, его признаки. Черты тоталитарного государства.
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать делать выводы и отвечать на вопросы.
| Решение проблемных заданий.
|
| П.22, написать эссе: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
|
|
25
| Демократические выборы и политические партии.
| 1
| Урок – практикум.
| Избирательная систем. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
| Знать что собой представляет политическая система. Типология политических партий и их сущность.
| Составить таблицу «Политические партии».
|
| П.23, подборка из СМИ для сообщения.
|
|
26
| Участие гражданина в политической жизни.
| 1
| Урок-игра.
| Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры. Активность электората. Роль референдума в политической жизни.
| Знать что такое выборы, голосование, референдум. Объяснять сущность избирательного права.
| Игровой практикум.
|
| П.24, повторить п.20-23.
|
|
27
| Повторительно обобщающий урок.
| 1
|
|
|
| Тесты, зачет.
|
|
|
|
28
| Право в системе социальных норм.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Социальные нормы, функции и сущность права. Юридическая ответственность. Понятие о гражданских и естественных правах. Правовая культура. Основные отрасли права.
| Знать, объяснять и оперировать основными понятиями.
| Составить схему «Структура права», таблицу «Отрасли права».
|
| П.25
|
|
29
| Источники права.
| 1
| Комбинированный урок.
| Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
| Уметь пояснять систему права, нормы права.
| Составить схему «Источники права».
|
| П.26
|
|
30
| Правоотношения и правонарушения
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Что такое правоотношение, правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека.
| Знать определения основных понятий темы.
| Составить таблицу «Виды юридической ответственности».
|
| П.27
|
|
31
| Современное российское законодательство
| 1
| Урок-диспут.
| Конституционное право. Административное право. Гражданское, трудовое, семейное, уголовное, экологическое право.
| Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров. Уметь объяснять общие черты и специфику отраслей российского права. Определять сходство и отличие проступка от преступления.
| Составить словарик по теме, проанализировать правовые документы, работа в группах «Правонарушения, их виды».
|
| П.28
|
|
32
| Предпосылки правомерного поведения.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
| Знать что такое правосознание, как взаимодействует право и сознание. Правомерное поведение и его признаки. Уметь характеризовать основные элементы правосознания.
| Эссе на тему «Правомерное поведение». Словарь по теме.
| Роль права в жизни общества.
| П.29, повторить 25-28
|
|
33
| Обобщающий урок по теме «Право».
| 1
| Урок закрепления и обобщения.
|
| Знать основные положения главы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. Работать с текстом учебника.
| Тестовый контроль. Зачетный урок.
|
|
|
|
34
| Итоговый урок «Человек и общество»
| 1
| Итоговый урок.
|
|
|
|
|
|
|