Лукьянова Евгения Александровна МБОУ «СОШ № 9 г. Горно-Алтайска» учитель начальных классов. Урок русского языка во 2-м классе.
по теме: "Повторяем правописание частей слова"
Программа «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой Русский язык. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова
Цели урока:
Повторить и систематизировать полученный на уроках разрознённый материал по правописанию частей слова.
Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного слова.
Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужной части слова.
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова;
совершенствовать умение определять наличие орфограмм в слове, дифференцировать их и приводить примеры;
Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
Тренировать память через систему специально подобранных примеров.
Оборудование урока:
Распечатки сводного учебного материала по правописанию частей слова.
Презентация.
Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядного номера из таблицы 2)
| Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
|
|
|
| 1.Орг. момент
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успех глазами
И вперед, за знаниями
|
| 1 мин.
|
|
|
«Каллиграфия»(№187609) Интерактивное задание
№ 1
| 2. Минутка чистописания. Объяснение элементов буквы, проговаривание.
|
|
3 мин.
|
|
|
Презентация (приложение №1)
Презентация (приложение №1)
| 3. Сообщение темы урока.
Начать урок хочу с загадки, отгадайте:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
Демонстрация презентации - (Слайд 1)
- Каким способом образовано это слово?
- Какие способы образования слов вы еще знаете? Актуализация знаний
Заполните схему
Части слова.
Окончание ________ Приставка _______ (Корень, суффикс) Демонстрация презентации - (Слайд 2)
- Определите тему урока.
|
(Паровоз)
(Способ сложения) (Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный)
(Повторяем правописание частей слова)
|
5 мин.
|
|
|
Приложение №2
Приложение № 3
«Как найти корень в слове» (№193626)
Приложение № 2
«Найти приставку» (№193406)
Приложение № 2
«Найти приставку» (№193406)
Приложение № 4
| 4. Новая тема.
1). Корень.
Заполните пропуски и узнаете, как называется эта станция. ___________ слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят __________ власть.
Выясни умело линию родства –
Одно……. подбери слова. (Карточка на доске)
Задание 1.
Правильно ли подобраны проверочные слова? Найди слова, не являющиеся проверочными. Подбери правильные проверочные слова.
Г.ра – гористый
тр.ва – тропка
б.льшой – больше
б.ец – бой
н.чной – начал
кр.чал – крепкий
х.трец – хитрый
(демонстрация карточки на доске)
Задание 2.
Работа с ЭОР – интерактивное задание, индивидуальное задание, остальные работают в
тетради на печатной основе с. 81 упражнение 1.
Подумай, написание, каких букв в корнях выделенных слов необходимо объяснить. Спиши. Записывая в скобках проверочные слова.
Поздним (……) вечером мы добрались до (……) вершины (……) горы. Какая кругом (……) тишина! В небе (……) появились первые звёзды. Какие (……) они в (……) горах (……) большие!
Оценить себя при помощи сигнальных жетонов. 2).Суффикс.
Заполните пропуски и узнаете, как называется эта станция.
За корнем ______
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку. Демонстрация (карточка на доске)
Задание 1.
Работа с ЭОР – интерактивное задание, индивидуальное задание, остальные работают в
тетради на печатной основе с. 85 упражнение 3. Не забывай правила на с.112.
Вставь гласную букву в суффиксы – ик -, - ек-,
Дом…к рыж…к кружоч…к
Пенёч…к платоч…к корабл…к
Луч…к цветоч…к звоноч…к
Оценить себя при помощи сигнальных жетонов. 3). Приставка.
Заполните пропуски и узнаете, как называется эта станция.
У корня в недругах представь-ка,
Есть дама гордая - ___________,
А злит она его одним:
стоит лишь только перед ним.
Демонстрация (карточка на доске)
Задание 1.
Работа с ЭОР – интерактивное задание, индивидуальное задание, остальные работают в
рабочей тетради с. 82 упражнение 2, спиши, вставляя пропущенные приставки.
Дядя Вася Денисюк
Как – то раз …ключил утюг:
Просто он решил …гладить
Пару полосатых брюк.
Дядя Вася Денисюк
…забыл про свой утюг:
Просто он решил …гладить
Своего котёнка вдруг…
- Как ты думаешь, в слове «полосатых» есть приставка?
- Одинаково ли значение слова «погладить» в первом и во втором случае?
Задание 2.
Возникла проблема: Какой приставки в русском языке не существует?
Вставьте на карточках приставки.
…бейся, масло, …скорей!
Ждут ребята у дверей.
Каждому нужен
Сдобный хлеб на ужин.
…бейся, …бейся, …скорей,
…бейся, масло, …скорей!
Проверяем на контрольной карточки у доски. Задание 3. (резервное задание)
(По времени) в рабочей тетради с. 82 упражнение 4: 1 вариант под цифрой 1,2,3;
2 вариант под цифрой 4,5,6
Оценить себя при помощи сигнальных жетонов.
|
Корень
(горы) (травы)
(ночь)
(крик)
Работа на компьютере. Опрашивается несколько учащихся по очереди. Работают в тетради на печатной основе.
Работа на компьютере. Опрашивается несколько учащихся по очереди.
Работают в тетради на печатной основе.
Работа на компьютере. Опрашивается несколько учащихся по очереди.
Работают в тетради на печатной основе.
(з-, с-, по-)
Работают в парах на карточках.
Работа у доски одним учащимся.
| 30 мин.
|
|
|
Приложение № 1
| 5. Обобщение. Вставьте подходящие по смыслу слова
Школьник, при разборе слова
___________ первым делом находи!
После корня будет _______
А __________ впереди. (Слайд 3)
Слова для справок: суффикс, окончание, приставка, корень, + основа.
Задание 1.
Вставь пропущенные буквы, выдели части слов, в которых пропущена орфограмма.
У мух…мора хитрый ви…,
Ехидная усмешка –
З…брался в поез… и с…дит,
Как будто сырое…ка.
Но вот з…ходит контролер,
Выводит мух…мора.
И безбилетник мух…мор
Кр…снеет от позора.
А старич…к борович…к,
Интеллигентный т…лстяч…к,
Прип…днимает свой бере…
И пред…являет свой биле...
|
Дополняют словами:
корень суффикс
приставка
Работает один ученик у доски, остальные помогают.
| 5 мин
|
|
|
| Итог урока:
Какие задания вы сделали с лёгкостью?
Дополни: теперь я знаю …
теперь я умею… Но вот и все, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих веселых глаз.
Спасибо, вам, ребята за работу,
Не повели меня вы в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки вам сейчас.
(Выставление оценок за урок)
|
| 2 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
"Повторяем правописание частей слова"
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| «Каллиграфия»(№187609)
| Интерактивное задание
|
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF
| 2
| «Как найти корень в слове» (№193626)
| Интерактивное задание
|
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf
| 3
| «Найти приставку» (№193406)
| Интерактивное задание
|
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dc5c9dc-cbf0-4b4e-a51a-bc145a50d050/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BQN_013%5D.swf
| 4
| «Найти суффикс» (№ 193370)
| Интерактивное задание
|
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a5c42eb-e617-495e-a50e-bfdf29a9290e/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BIP_010%5D.swf
| 5
| Приложение № 1
|
| Презентация
|
| |