Скачать 53.24 Kb.
|
ГБОУ СОШ №60. Методические материалы 2011/2012 Конспект урока Предмет: русский язык Возрастная категория: 5 класс Тема урока: «В начале было Слово…» (Образование имён существительных с помощью суффиксов) Место урока в системе уроков: заключительный урок по теме «Образование имён существительных с помощью суффиксов» Цели и задачи урока:
Оборудование: презентация Power Point; Приложение: диск CD-R c материалами по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий Ход урока
Задача этапа: заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать на уроке комфортную рабочую атмосферу для дальнейшей деятельности. Учитель объявляет тему урока, напоминая о том, что она учащимся знакома, обращает внимание на тему урока. Ученики определяют цели урока, среди которых называют такие: углубить знания о суффиксальном способе словообразования; повторить правописание суффиксов имён существительных; закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках.
Задачи этапа: осуществить связь между полученными ранее знаниями, обратить внимание учащихся на те разделы науки о языке, повторению которых будет посвящён урок. 1) «Словесная дуэль» - традиционная форма устной разминки, во время которой два ученика задают друг другу вопросы по материалу предыдущих уроков. 2) Устный фронтальный опрос по теме «Образование имён существительных с помощью суффикса»
Задачи этапа: применять на практике полученные знания, решать «орфографические» задачи. Учитель хвалит ребят за верные ответы, предлагает проверить теоретические знания на практике и объявляет название этого этапа урока- «Готовимся к ГИА» Работа основывается на тексте, известном по урокам литературы, - К.Г.Паустовский «Рождение сказки». А)Перед началом работы ученик выразительно читает текст. Б) Затем класс выполняет задания: 1) Определите способ словообразования слова «рождение». 2) Выпишите слово, правописание которого регулируется правилом: « Приставк «при» пишется в глаголе, обозначающем неполное действие». 3)Укажите количество грамматических основ в предложении №3. 4) Выпишите слово, в состав которого входит суффикс «чик». 5) Выпишите слово, в состав которого входит суффикс «ик». По окончании работы ученики меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку с объяснением, за пять верных ответов ставится «+». Учитель напоминает, что многие существительные образуются суффиксальным способом и важно уметь определять морфемы. В) У доски ученик выполняет морфемный разбор слов приходилось, присутствовать. Задание: определить часть речи (какие морфемы помогают в этом?), образовать от глаголов существительные, определить способ словообразования. Г) Вернёмся к предложению №3, в котором определили 3 грамматические основы. Ученики определяют, какой по числу главных членов является каждая часть ( I- односоставное предложение, II, III- двусоставные). Задание: образовать от всех существительных из этого предложения с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов другие существительные. На этом этапе урока ещё раз повторяется правило о правописании суффиксов «чик»-«щик», «ек»-«ик». Учитель объявляет, что этап «Готовимся к ГИА» пройден успешно. 4. Интеллектуальная двигательная разминка. Учитель формулирует условия игры: Если в слове суффикс «чик», Сядем мы на стульчик, Если в слове суффикс «ек», Начинаем быстрый бег. Учитель называет слова, а ученики выполняют условия игры: перебежчик, кусочек, извозчик, комочек, платочек, носик.
Работа со II частью текста «Рождение сказки» (К.Г.Паустовский). Задание: - как называется речь двух действующих лиц? - чем отличается постановка знаков препинания при диалоге от прдложений с прямой речью? - образуйте от двух существительных из текста существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами «ок», «ек»; - записать получившиеся слова жучок, мужичок; - записать слова, обозначить орфограмму: зайчонок, медвежонок, мышонок, собачонка, мальчонка. По окончании работы учитель сообщает, что записанные слова выбраны не случайно: они ласково называют героев сказок, которые ребята написали, подражая Дж.Родари. Учитель показывает, какой сборник получился. 6. Подведение итогов урока, выполнение письменной работы. Задачи этапа: выявить уровень сформированности умений и навыков, над которыми работали на уроке. .Учитель задаёт вопросы: - Что было интересно? - Что было ново? -Что было полезно? Задание: выполнить тест. По окончании работы ребята сдают тетради (отметки выставляются в журнал), тест проверяется.
Задачи этапа: подвести итоги урока, проанализировать и оценить работу, дать домашнее задание. Слово учителя: К.Г.Паустовский писал: «Мы живём в мире сбывшихся сказок… Сказки не только умирают – они рождаются непрерывно. Рождаются они и сейчас». Желаю вам сохранить творческое начало на всю жизнь. На память об уроке – наклейки с изображением сказочных героев. Литература Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике. – Санкт-Петербург, 1997 Г.А.Богданова. Опрос на уроках русского языка.- Москва ,1989 Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. Современный русский язык. – Москва, 1991 А.С.Пушкин. Повести.- Москва , 1999 |