ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Имена существительные собственные и нарицательные»
| ФИО (полностью) Никипорец Лилия Николаевна
|
| Место работы Саратовская область, г.Энгельс
МБОУ « СОШ№ 23»
|
| Должность Учитель начальных классов
|
| Предмет Русский язык
|
| Класс 3
|
| Базовый учебник : Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
|
|
|
Цель
Сформировать у учащихся представление об именах существи-
тельных собственных и нарицательных.
Задачи
Обобщение знаний об имени существительном.
Формирование умения распознавать в тексте собственные и
нарицательные имена существительные по значению и напи-
санию.
Закрепление навыка правописания заглавной (прописной) бук-
вы в именах собственных.
Отработка правильного произношения слов, каллиграфически
правильного написания букв.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса учащихся и раз-
витие интереса к родному языку.
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
формирование у учащихся представления об именах существи-
тельных собственных и нарицательных; 243
формирование умения распознавать в тексте собственные и
нарицательные имена существительные по значению и напи-
санию;
закрепление навыков правописания заглавной (прописной)
буквы в именах собственных;
опыт работы с учебником (умение ориентироваться в располо-
жении учебного материала по уроку; умение работать с прави-
лом, данным в учебнике).
Планируемые результаты
Личностные
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной
проблеме.
Формирование ответственности перед коллективом.
Формирование познавательной потребности; воспитание стрем-
ления к творчеству.
Метапредметные
Познавательные
Умение:
распознавать собственные и нарицательные имена существи-
тельные;
писать заглавную (прописную) букву в именах собственных и
нарицательных;
перерабатывать полученную информацию: преобразовывать
из одной формы в другую; обобщать информацию;
давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной
работы;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать по-
следовательность действий на уроке;
4 класс
244
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым
столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную си-
туацию;
наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи,
отношения; выделять главное.
Коммуникативные
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку
зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать, договариваться с другими о последовательности
действий и результате, представлять другим ход своей работы
и ее результат;
адекватно использовать речевые средства для ведения дискус-
сии и аргументации своей позиции.
Предметные
Умение распознавать собственные и нарицательные имена су-
ществительные.
Формирование навыка правописания прописной и строчной
букв в именах собственных и нарицательных.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Окружающий мир.
Литературное чтение.
Оборудование
Рабочая тетрадь.
Карточки с заданиями.
Ресурсы
Персональный компьютер для каждого ученика или пары обу-
чающихся.
Мультимедийный проектор (интерактивная доска).
Мультимедийная презентация к уроку:
4 класс
245
Выход в ресурсы сети Интернет на сайт ≪Единая коллекция циф-
ровых образовательных ресурсов≫
http://school–collection.edu.ru
Формы работы:
фронтальная форма
индивидуальная форма
работа в паре
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
| 1
| Создание ситуации
успеха
|
| Через игру «Лестница знаний» организует начало урока. Создает положительный эмоциональный настрой.
| Настраивается на предстоящую деятельность
| 1 мин.
| 2
| Подведение учащихся к постановке учебной
задачи
| EК ЦОР
ЭОР№1
Признаки
предложения(N193595)
| Ставит перед детьми проблему так, чтобы у них возникла необходимость
воспользоваться способом обозначения интонации предложения на письме. Предлагает в
качестве опоры схемы,
таблицы, сюжетные рисунки.
| Отвечает на вопросы, высказывает свое мнение в работе с
опорами, доказывает
правильность своего ответа, формулирует способ
решения учебной задачи.
| 20мин
(4 мин на ЭОР)
| 3
| Физкультминутка
| Работа с алгоритмом (N 193576) ЕКЦОР
ЭОР № 2
| Организует проведение музыкальной физкультминутки.
| Слушает музыку и повторяет движения за героями на экране.
| 4 мин
(3 мин на ЭОР)
| 4
| Построение проекта
выхода из
затруднительных ситуаций (решение
частной
задачи)
Применение новых
знаний на практике
Закрепление
изученного
| ФЦИОР ЭОР № 2
Работа с предложениями по
схемам.
(N193349)
ЕК ЦОР
ЭОР №3
Виды предложений по интонации
(N193668)
Презентация
ЭОР № 5
Виды общения
| Предлагает распределить глаголы по группам- задачам ,проанализировать ,
сделать вывод и сравнить с таблицей.
Поработать над конструированием алгоритма синтаксического разбора простого предложения.
Позволяет каждому ребенку продемонстрировать
умение пользоваться
способом разбора простого предложения.
Организует работу в парах (упр.8); оказывает индивидуальную помощь
Предлагает поработать с
фрагментом текста (построение диалогических и монологических высказываний)
Направляет на поиск простых предложений,
С последующим анализом
Организует работу в малых группах, предлагает
различные виды работ по
выделению главного
материала урока
| Распределяет глаголы по группам,
Анализирует сходства и различия с таблицей.
Обдумывает,
Конструирует алгоритм синтаксического разбора, чертит в тетрадь
Дети проверяют работу друг друга;
учатся конструировать предложения различные по цели
высказывания,
выписывают найденные предложения в тетрадь, анализирую
| 12 мин
(3 мин
на ЭОР)
(на ЭОР
2 мин)
(на ЭОР
2 мин)
| №
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
| 1
| Создание ситуации
успеха
|
| Через игру «Лестница знаний» организует начало урока. Создает положительный эмоциональный настрой.
| Настраивается на предстоящую деятельность
| 1 мин.
| 2
| Подведение учащихся к постановке учебной
задачи
| EК ЦОР
ЭОР№1
Признаки
предложения(N193595)
| Ставит перед детьми проблему так, чтобы у них возникла необходимость
воспользоваться способом обозначения интонации предложения на письме. Предлагает в
качестве опоры схемы,
таблицы, сюжетные рисунки.
| Отвечает на вопросы, высказывает свое мнение в работе с
опорами, доказывает
правильность своего ответа, формулирует способ
решения учебной задачи.
| 20мин
(4 мин на ЭОР)
| 3
| Физкультминутка
| Работа с алгоритмом (N 193576) ЕКЦОР
ЭОР № 2
| Организует проведение музыкальной физкультминутки.
| Слушает музыку и повторяет движения за героями на экране.
| 4 мин
(3 мин на ЭОР)
| 4
| Построение проекта
выхода из
затруднительных ситуаций (решение
частной
задачи)
Применение новых
знаний на практике
Закрепление
изученного
| ФЦИОР ЭОР № 2
Работа с предложениями по
схемам.
(N193349)
ЕК ЦОР
ЭОР №3
Виды предложений по интонации
(N193668)
Презентация
ЭОР № 5
Виды общения
| Предлагает распределить глаголы по группам- задачам ,проанализировать ,
сделать вывод и сравнить с таблицей.
Поработать над конструированием алгоритма синтаксического разбора простого предложения.
Позволяет каждому ребенку продемонстрировать
умение пользоваться
способом разбора простого предложения.
Организует работу в парах (упр.8); оказывает индивидуальную помощь
Предлагает поработать с
фрагментом текста (построение диалогических и монологических высказываний)
Направляет на поиск простых предложений,
С последующим анализом
Организует работу в малых группах, предлагает
различные виды работ по
выделению главного
материала урока
| Распределяет глаголы по группам,
Анализирует сходства и различия с таблицей.
Обдумывает,
Конструирует алгоритм синтаксического разбора, чертит в тетрадь
Дети проверяют работу друг друга;
учатся конструировать предложения различные по цели
высказывания,
выписывают найденные предложения в тетрадь, анализирую
| 12 мин
(3 мин
на ЭОР)
(на ЭОР
2 мин)
(на ЭОР
2 мин)
| 5
| Рефлексия.(качество освоения темы)
Итог урока.
| ЕК ЦОР
ЭОР №4
Дает характеристику предложению (N193604)
| Предлагает в группах
распределить задания
на изученные темы,
сделать вывод
| Анализирует результаты своей работы и деятельности одноклассников на уроке.
Записывает домашнее задание.
| 8 мин
(на ЭОР
1 мин)
| 5
| Рефлексия.(качество освоения темы)
Итог урока.
| ЕК ЦОР
ЭОР №4
Дает характеристику предложению (N193604)
| Предлагает в группах
распределить задания
на изученные темы,
сделать вывод
| Анализирует результаты своей работы и деятельности одноклассников на уроке.
Записывает домашнее задание.
| 8 мин
(на ЭОР
1 мин)
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Этап I
Самоопределение к деятельности
Цель
Актуализация знаний учащихся через материал предыдущего
урока.
Мотивация обучающихся к изучению темы.
Планируемые результаты
Личностные
Проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные
Умение:
работать по предложенному учителем плану;
проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные
Умение:
распознавать собственные и нарицательные имена существи-
тельные; работать с понятийным аппаратом урока;
воспринимать и преобразовывать полученную информацию.
Коммуникативные
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи;
высказывать свою точку зрения.
4 класс
246
Ситуативные задания
Учитель. На доске записаны слова:
стихи, Пушкин, Енисей, река, Красноярск, Россия, город, страна.
Что общего в записанных словах?
Распределите слова в 2 столбика.
По какому принципу вы распределяли данные слова?
Дополните каждую колонку своими примерами.
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Задание 1
Учитель. Послушайте стихотворение Е. Измайлова про боль-
шую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный.
Прописная буква
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Учитель. Какие же важные дела у большой буквы? (Все имена
существительные можно разделить на две большие группы. Одни
существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.)
4 класс
247
Какие вопросы можно задать к этому тексту?
Какова особенность написания имен существительных соб-
ственных?
Сделайте вывод.
Форма работы:
Задание 2. Классификация слов
Учитель. Из задания 1 выпишите по три имени существительных
собственных и нарицательных. Проведите взаимопроверку в парах.
Форма работы:
Задание 3
Учитель. На доске оформлена таблица:
Писатель – писатели Виктор Петрович Астафьев
Рассказ – рассказы река Ангара
Город – Енисейск
Имя –
Прочитайте две пары слов левого столбика.
Как изменяются в них слова?
К какой группе существительных относятся все слова левого
столбика?
Измените по числам остальные слова левого столбика.
Прочитайте слова правого столбика. Попробуйте изменить их
по числам.
К какой группе существительных относятся эти слова?
Какой вывод можно сделать?
Устно составьте с этими словами предложения.
Форма работы:
Дополнительные задания
Отгадайте загадку. Объясните написание слова-отгадки и за-
пишите его в тетрадь.
4 класс
248
Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
(М..дведь)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как его названье, дети?
(К..ртоф..ль)
Не живая, а идет,
Не подвижна, а ведет.
(Д..рога)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(За..ц)
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ул..ца)
То он – блин, то он – клин,
Ночью на небе один.
(Мес..ц)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(С..бака)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
4 класс
249
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Д..кабрь)
Учитель. Какие буквы мы вставили в слова? Назовите их.
Почему эти слова надо запомнить?
Можно ли с ними использовать имена собственные? Запиши-
те такие словосочетания.
Форма работы:
Физкультминутка
Учитель. А сейчас, ребята, попрошу вас встать. Зарядку выпол-
ним следующим образом.
Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой бук-
вы, то наклонитесь вперед. Услышав слово, которое надо писать с
большой буквы, прогнитесь назад, соединив руки. Постарайтесь
запомнить мужские и женские имена.
Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Бо-
рисов, Семенова, Таня, тетрадь, Оля.
Сколько женских имен было названо и сколько мужских?
Форма работы:
Этап II
Изучение нового содержания
Цель
Познакомить учащихся с собственными и нарицательными име-
нами существительными, закрепить навыки написания заглав-
ной (прописной) и строчной букв.
4 класс
250
Планируемые результаты
Личностные
Проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные
Умение действовать по плану (предлагаемому заданием), да-
вать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные
Сотрудничать, договариваться с другими о последовательно-
сти действий и результате, представлять другим ход своей ра-
боты и ее результат.
Предметные
Углубление знаний об именах существительных.
Формирование умения писать заглавную (прописную) и строч-
ную буквы в собственных и нарицательных именах существи-
тельных.
Задания
Учитель. Для упражнения в распознавании имен существитель-
ных выполним задания.
Задание 1
Определение имени существительного. Интерактивное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1d420d4b-d6bf-4077-9e87-3c3
782ec601c/?interface=catalog&class=45&subject=8
Форма работы:
Задание 2
Разбор существительного. Интерактивное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/98720c08-3a5c-4884-8e2c-
55e2640fb34e/?interface=catalog&class=45&subject=8
Форма работы:
4 класс
251
Задание 3
Определение постоянных признаков существительного. Инте-
рактивное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/de923857-514e-43f4-a27c-
43f348d1f82c/?interface=catalog&class=45&subject=8
Форма работы:
Задание 4
Определение непостоянных признаков существительного. Ин-
терактивное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46cf675b-c1e0-4a7c-b580-7cf5
aabcb5b2/?interface=catalog&class=45&subject=8
Форма работы:
Задание 5
Словообразование имен существительных. Интерактивное за-
дание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4c8c72e-0e92-4c6f-b863-bf12
be9eff7b/?interface=catalog&subject=8
Форма работы:
Этап III
Диагностика качества освоения темы
Цель
Установить степень усвоения темы ≪Имена существительные
собственные и нарицательные≫.
Планируемые результаты
Личностные
Осознание значимости новой роли ≪исследователь≫, оценка
своей работы в этой роли.
4 класс
252
Регулятивные
Умение высказывать свое предположение, оценивать свои дей-
ствия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные
Умение перерабатывать полученную информацию: делать вы-
воды в результате индивидуальной работы и совместной рабо-
ты всего класса.
Коммуникативные
Умение слушать других, высказывать свои мысли.
Предметные
Умение распознавать собственные и нарицательные имена су-
ществительные.
Формирование навыка выбирать на письме заглавную (про-
писную) или строчную букву.
Варианты заданий
Задание 1
Нарицательные и собственные имена существительные. Интерактивное
задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/15548710-77fe-4aae-8ed1-
7d908c71ab25/view/
Форма работы:
Задание 2
Нарицательные и собственные имена существительные. Интерактивная
таблица.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a38efdaa-9286-4a7a-9c8c-5ee9
f0d21727/?interface=catalog&subject=8
Форма работы:
Задание 3
Написание имен собственных с большой буквы. Интерактив-
ное задание.
4 класс
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4af540af-cd80-494f-bcc8-
7118142bd556/view/
Форма работы:
Задание 4
Написание имен собственных с большой буквы. Интерактив-
ное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ed2310f-9451-4066-9195-
798e9c085c4e/view/
Форма работы:
Задание 5
Написание имен собственных с большой буквы. Интерактив-
ное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1a9606ee-c15b-42be-8d65-
3adba58cc9d6/view/
Форма работы:
Карточки с заданиями
Игра ≪Лови ошибку≫
Учащиеся получают карточки с двумя предложениями, напеча-
танными прописными буквами. В каждом из предложенией есть
два слова, сходных по форме (по звучанию и написанию), но раз-
ных по значению: одно обозначает предмет (вещь, животное, яв-
ление природы и др.), а другое называет человека по имени и/или
фамилии. Необходимо переписать предложения в тетрадь, поль-
зуясь изученными по теме правилами орфографии.
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО
БЛИНОВ.
ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ
У РОЗЫ РОЗА.
4 класс
254
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗ-
ДУШНЫЙ ШАРИК.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА
МОРОЗОВ.
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПА-
СТУХОВ.
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИ-
КА АБРИКОСОВ.
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ
У ГРУШИ.
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ
ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЕС ПЕТЯ ГОРШ-
КОВ.
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУ-
ЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С
ПОЛЯ.
ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ
АЛЕША СКВОРЦОВ.
Форма работы:
Этап IV
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель
Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий
частично-поискового и эвристического характера; научить
школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения
задания; планировать свои действия в соответствии с учебным
заданием, представлять результат свой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные
Творческое отношение к процессу выбора и выполнения зада-
ний.
Предметные
Умение распознавать собственные и нарицательные имена су-
ществительные.
4 класс
255
Формирование навыка правописания заглавной (прописной)
и строчной букв в именах собственных и нарицательных.
Регулятивные
Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные
Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою
точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Варианты заданий
Задание 1
Заглавная буква. Для изучающих русский язык как иностранный.
Интерактивные задания.
http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/gross_klein_upr1.php
Форма работы:
Задание 2
Образование имен существительных. Интерактивное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ceae9a6-c0ef-4817-b896-
a3f485dc1799/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&
Форма работы:
Задание 3
Правописание имен существительных. Интерактивное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46875df7-6573-4cde-98b0-
562ef8d402a4/view/
Форма работы:
Задание 4
Правописание имен существительных. Интерактивное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/35c91f32-eabd-4a22-8de1-
05253f226249/view/
Форма работы:
4 класс
Задание 5
Правописание имен существительных. Интерактивное задание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/71f89915-6671-4f7f-8e15-
50482bfd839b/view/
Форма работы:
Этап V
Рефлексивная деятельность
Цель
Научить школьников соотносить полученный результат с постав-
ленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно
задать следующие вопросы:
Над какой темой урока работали?
Что нового узнали на уроке?
Что можете рассказать об именах существительных собствен-
ных и нарицательных.
Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою ра-
боту.
Кому из ребят можно выразить особую благодарность за актив-
ность на уроке и помощь в нашей работе?
Литература и сайты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт на-
чального общего образования // Пр. №373 Министерства об-
разования и науки Российской Федерации__ |