Скачать 40.35 Kb.
|
План-конспект урока по русскому языку 4 класс Учитель: Бондаренко Н.А. УМК «Начальная школа XXI века» Тема: правописание тся, ться в глаголах Цель: 1.познакомить с правописанием тся, ться в глаголах; 2. развивать самостоятельность мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, речь. Развивать навыки самоконтроля. 3. Воспитывать любовь к русскому языку. Оборудование: интерактивная доска, тетрадь рабочая, учебник, сигнальные карточки, карточки с инструкцией Ход урока
Замените одним словом (слова проецируются на экране) *Описание чьей – нибудь жизни (биография) *Обилие денег (богатство) *Ломтик хлеба с маслом, с сыром, с колбасой (бутерброд) *Предмет , рисунок изображающий кого-то или что – нибудь (изображение) *Умение, мастерство, знание дела (искусство) *Правда (истина) *Вытекает по немногу ( струится) * Вода в уменьшительно-ласкательном значении (водица) Биография, богатство, бутерброд, изображение, искусство, истина, струится, водица. Прочитаем орфоэпически. Запишите 3. Подготовка к восприятию нового материала Назовите лишнее слово, и докажите почему оно лишнее. ( слово «струится» лишнее, потому что это глагол, остальные слова имена существительные) Запишите транскрипцию слова « струится» и слова «водица» струится - [струица] водица - [водица] Определите, когда пишется тся, а когда ца ( в глаголах пишется тся, а в именах существительных ца) 4.Тема урока В глаголах может писаться тся и ться, без мягкого и с мягким знаком. Итак, мы подошли к теме нашего урока. Назовите её (правописание тся, ться в глаголах) Какая цель урока. ( научиться писать тся, ться в глаголах) Чтобы понять, проведём исследование и сделаем вывод. 5.Работа в группах Дети проводят исследование, работая на карточках по инструкции. Исследование I и II вариантов: Исследование Инструкция для 1-ой группы Прочитайте, понаблюдайте (что делать?) кусаться купаться стараться 1.В какой форме стоят глаголы 1-го столбика ___________________________________ 2.На какой вопрос отвечают глаголы___________________________________________ 3.Есть ли знак в конце вопроса________________________________________________ 4.на что оканчиваются глаголы_________________________________________________ 5. Сделайте вывод: если глагол стоит__________________________________ и отвечает на вопросы____________________________,________________________________, то на конце глагола пишется___________________ Инструкция для 2-ой группы (что делает?) кусается купается старается 1.В какой форме стоят глаголы 1-го столбика ___________________________________ 2.На какой вопрос отвечают глаголы___________________________________________ 3.Есть ли знак в конце вопроса________________________________________________ 4.на что оканчиваются глаголы_________________________________________________ 5. Сделайте вывод: если глагол стоит__________________________________ и отвечает на вопросы____________________________,________________________________, то на конце глагола пишется___________________ Сделайте вывод 1-я группа (если глаголы стоят в начальной форме и отвечают на вопросы что делать? что сделать? и в конце вопроса есть мягкий знак, то такие глаголы пишутся с мягким знаком) Сделайте свой вывод 2-я группа (если глаголы стоят в третьем лице единственного или множественного числа и отвечают на вопросы что делает? что сделает? и в конце вопроса нет мягкого знака, то такие глаголы пишутся без мягкого знака) Откройте учебники с. , прочитайте правило Повторите шаги правила и вывода ( составляется кластер по мере повторения правила) [ ца ] Глагол Имя существительное начальная форма 3- л., ед.ч.или мн.ч. ца что делать? что делает? что сделать? что сделает? ться тся 6.Закрепление Учебник с. ,упраж. № 1( 1,2 строчка) По цепочке с комментированием у доски Интерактивная доска им.сущ. гл. начальной формы гл. 3-го лица умница учиться учится столица светиться светится курица виться клубится конница вьётся Работа в паре Учебник с. , упраж. № 2 Ца тся ться красна девица удивляется любит учиться спутница улыбается нужно торопиться красавица случается удивляться синица давно готовится может случиться больница начинает готовиться Проверка Интерактивная доска 7. Повторение Рабочая тетрадь с. , № . 8. Диагностика. Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант Проверка устно с сигнальными карточками 9. Итог урока 1.Верно ли утверждение, что ца пишется в глаголах? ( нет показывают красный цвет карточки) 2. Верно ли утверждение, что ться пишется в глаголах начальной форме с вопросом что делать?, что сделать? ( да показывают зелёный цвет карточки) 3. Верно ли утверждение, что тся пишется в глаголах 3-го лица ед. ч. или мн. ч. с вопросом что делает?, что сделает? (да показывают зелёный цвет карточки) 4. Верно ли утверждение, что ца пишется в именах существительных ( да показывают зелёный цвет карточки) 10. Домашнее задание Учебник с. , упраж.№ 4, по желанию * в гафической форме изобразить изученное правило. |