Скачать 85.87 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
9. Задачи: - обучающая: формировать умение находить данную орфограмму в словах и обосновывать написание; -развивающая: развивать предметные компетенции: коммуникативную, лингвистическую; -воспитательная : воспитывать патриотизм.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Тема урока: Одна и 2 буквы нн в суффиксах прилагательных Цель: познакомить с условиями выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных Задачи:
Оборудование: ЭОР, карточки, алгоритм «-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных», интерактивная доска. Структура урока:
Ход урока Ι. Организационный момент. ΙΙ. Проверка домашнего задания. (слайд № 1) Упр. 314 Самопроверка о после шипящих е после шипящих ежовый, кулачок, пунцовый, каблучок, под плащом, чужой, со свечой, борцов, за врачом, с мячом над крыльцом, пятачок, медвежонок, ручонка, дружок лицевой, пищевой, свежего, ключевой, перед товарищем, хорошего, пальцев, под крышей, дешёвый Какие слова вы не выписали? Почему? (слайд №2) Ножичек, ёжик, жёлудь Назовите имена прилагательные, образованные суффиксальным способом. ΙΙΙ. Синтаксическая пятиминутка. Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски) Свет луны таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. — Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине) — Объясните лексическое значение слова «отчий». (Родной) — Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему. ΙV. Объяснение нового материала. Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль) — Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной? Анализ прилагательных (слайд №3) Выделите суффиксы прилагательных, определите от каких существительных они образованы. жестяной, муравьиный, серебряный , лошадиный оккупационный, искусственный, , сонный, , лиственный, равнинный, интонационный, Как вы думаете, с какой темой мы будем сегодня знакомиться? Объявление новой темы. Запись темы в тетрадь . Попытайтесь сами сформулировать правило написания одной и 2 букв нн в суффиксах прилагательных. Давайте сверим наши ответы с учебником, познакомьтесь с орфограммой № 38, стр.132. Используя новые знания , объясните написание слов в таблице «Правописание н и нн в прилагательных» Использование таблицы ЭОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf) V. Закрепление 1).Сейчас вы получите листочки, где материал орфограммы №38 изложен в виде таблицы, этот же материал отражён на слайде (слайд №4), этот алгоритм используйте при выполнении классных и домашнего упражнений. Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных
Рассмотрите ее. Придумайте примеры прилагательных иллюстрирующих левую часть таблицы – 1 вариант, правую – 2 вариант. 2).Упр.318(устно, по цепочке). Образуйте однокоренные прилагательные от данных существительных, объясните правописание суффиксов. 3).Распределительный диктант: Революционный, орлиный, восторженный, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, осиный, обыкновенный, юный, багряный, румяный. 4).Из данного текста (слайд № 5) выпишите словосочетания существительное+ прилагательное с изученной орфограммой. Одно время наша семья жила в небольшом посёлке, который уютно раскинулся над сонными прудами недалеко от железнодорожной станции. К посёлку ведет старинная дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревянный мост со следами масляной краски, пересечешь речонку с песчаными берегами – так сразу и начинается главная улица. Поныри – посёлок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водяными гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчисленные утиные семейства. Все в нашей семье любят наш родной посёлок. 5) Контроль и самоконтроль знаний Тестирование с использованием ЭОР (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6da781ef-3880-4ce9-9563-2fbc4b090e93/view/), 1 блок. Самопроверка (слайд № 6) Поставьте себе оценку за работу на уроке, исходя из результатов тестирования. VI. Домашнее задание (разноуровневое). 1 группа. Составить словарный диктант из 15 словосочетаний. 2 группа. Выполнить упражнение 325 Всем : п.56 VΙΙ. Рефлексия ( слайд №7) Продолжите предложение «Я доволен своей работой на уроке, потому что...» или «Я не доволен своей работой на уроке, потому что...» VΙΙΙ. Подведение итогов урока и выставление оценок. П р и л о ж е н и е к у р о к у Алгоритм правописания одной и двух букв Н в прилагательных 1.Прилагательное образовано от имени существительного с основой на -н ↓ ↓ Да Нет ↓ ↓ -нн- 2. С помощью суффикса –онн- (всегда ударный) ↓ ↓ Да Нет ↓ ↓ -нн- 3. С помощью суффикса –енн- ↓ ↓ Да Нет ↓ ↓ -нн- -н- Запомни: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный. |