Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации03.12.2013
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


ивэсэп


ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ


ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

УГОЛОВНОГО ПРАВА
Учебно-методический комплекс

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

КИРОВ

2008

ББК 67.408

А 43
Актуальные проблемы уголовного права: учебно-методи­чес­кий комплекс по направлению: 030500 − «Юриспруденция», по специальности: 030501 − «Юриспруденция» / авт.-сост. П.И. Христолюбов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2008. – 46 с.


Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 5 от 31.01.2008 г.


Автор-составитель: ст. преподаватель П.И. Христолюбов.


Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове,

доктор педагогических наук,

профессор И.М. Машаров

© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»

в г. Кирове, 2008

© Христолюбов П.И., 2008

Пояснительная записка
Преподавание дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» предполагает раскрытие социального смысла и юридического содержания уголовного закона, взаимосвязи составляющих его норм и институтов, овладение методами их научного анализа, выявление проблемных моментов в уголовном праве и внесение предложений по их устранению. В процессе изучения дисциплины студенты углубляют знания о содержании и тенденциях развития правовой системы, роли уголовного права в реализации социально-экономических преобразований в нашей стране, возможностях и пределах уголовно-правовой борьбы с преступностью.

Цель курса − формирование у студентов глубоких теоретических знаний в области актуальных проблем уголовного права и привитие на этой основе навыков и умений, необходимых для решения практических задач.

Задачи курса:

− систематизированно изложить основные теоретические положения о принципах, категориях и положениях уголовного права, акцентируя внимание на проблемах теории уголовного права, уголовного законодательства и практики его применения;

− научить студентов ориентироваться в теории уголовного права, положениях уголовного законодательства, обращать внимание на существующие проблемы;

− развить способности грамотного толкования и применения коллизионных норм уголовного права;

− привить студентам уважительное отношение к уголовному закону как к незыблемому средству защиты прав и интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств;

− показать связь спецкурса «Актуальные проблемы уголовного права» с общетеоретическими и другими юридическими дисциплинами.

В результате изучения спецкурса студенты должны:

1) Знать:

− проблемы, существующие в теории уголовного права;

− пробелы и противоречия институтов и норм Общей части уголовного права;

− пробелы и противоречия в нормах Особенной части уголовного права.

2) Уметь:

− толковать и применять коллизионные нормы Уголовного кодекса РФ и других нормативных правовых актов;

− обеспечивать соблюдение уголовного законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

− юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

− исследовать документы правового характера;

− принимать юридически верные решения при применении коллизионных норм, не нарушая при этом норм действующего уголовного законодательства;

− системно изучать уголовное законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Виды занятий и методики обучения

Учебными планами подготовки юристов в Кировском филиале ИВЭСЭП предусмотрено изучение спецкурса «Актуальные проблемы уголовного права» в объеме 24 часов аудиторных занятий.

Традиционными формами обучения являются лекционные и семинарские занятия. При этом значительное место занимает самостоятельная работа студентов, что обусловлено необходимостью тщательного изучения соответствующих нормативно-правовых актов, существенным объемом теоретической информации и спецификой заочного обучения.

Изучение спецкурса завершается экзаменом. Кроме того, в установленные сроки студенты обязаны выполнить контрольную работу.

Лекции организуются по потокам. Общий объем лекционного курса − 16 часов. Учебным планом предусмотрены семинарские занятия в объеме 8 часов. Семинарские занятия проводятся по группам. В процессе рассмотрения предусмотренных планом вопросов могут использоваться такие виды занятий, как сообщения, дискуссии, ролевые игры и т.д. Для демонстрации проблемного материала могут применяться ТСО, для презентации выступлений − мультимедийные средства и т.п.

Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данного курса установлен в объеме 108 часов.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирование, обобщение положительной практики органов внутренних дел, суда, прокуратуры и других органов в сфере борьбы с преступностью и подготовку письменных контрольных работ.

Кроме того, студентам рекомендуется завести папку с подборками сообщений, публикуемых в специальных юридических журналах и СМИ, касающихся самых последних решений Правительства и иных органов власти в сфере борьбы с преступностью, сообщений о реализованных операциях правоохранительных органов и т.п.

Главная задача самостоятельной работы – приобретение научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поисков дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов, изучение тематики курса в полном объеме.
Формы контроля

Оперативный контроль. В процессе изложения теоретического материала лектор возвращается к ранее пройденным темам, заостряя внимание студентов на основных терминах и понятиях, рассматривая примеры современной практики борьбы с преступностью, спрашивая мнение студентов по существу поднимаемых вопросов и объясняя уголовно-правовой аспект широко обсуждаемых в СМИ преступлений.

Рубежный контроль. В процессе семестра после изучения теоретического материала студенты, используя материалы УМК, самостоятельно отрабатывают соответствующие варианты контрольных заданий и готовят контрольные работы, направляемые в установленном порядке для проверки преподавателем.

При наличии серьезных замечаний контрольные работы возвращаются студентам для исправления и переработки. Кроме того, студенты готовятся к предстоящему экзамену, подбирая материал и готовя ответы на представленные в УМК вопросы.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусматривается экзамен. К экзамену допускаются студенты, получившие «зачет» по контрольной работе в установленные учебным планом сроки. Экзамен может быть сдан устно преподавателю по билетам или заменен (по желанию студента) компьютерным тестированием в установленные для группы сроки. Полученную в ходе тестирования оценку преподаватель заносит в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. При желании улучшить оценку студент может сдавать экзамен на общих основаниях.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины
Изучение дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» ориентировано на формирование широкого юридического кругозора. В связи с этим знание уголовно-правовой теории и уголовного законодательства, порядка и условий его применения является необходимым условием подготовки профессионально грамотного юриста.

Учебно-методический комплекс разработан с целью оказания помощи студентам, изучающим этот спецкурс, в усвоении подчас весьма сложных положений и институтов этой отрасли права и выработке навыков самостоятельного и правильного применения уголовного закона.

Студентам необходимо изучать практику высшего судебного органа России, которая опубликована в журнале «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», а также отдельных постановлений Пленума Верховного Суда страны по вопросам применения уголовного закона, знание которых является обязательной формой получения прочных и глубоких знаний по вопросам применения уголовного закона.

При изучении конкретных тем студентам следует предварительно ознакомиться с наиболее крупными теоретическими работами ученых-юристов, которые рекомендуются автором методического комплекса.

Методические указания являются дополнением к лекционному курсу, нормативным материалам и учебной литературе по Общей и Особенной части уголовного права. Их цель − помочь студентам в самостоятельной работе над отдельными темами курса.

Кроме того, при изучении ряда тем необходимо обратить внимание на следующие положения.

Тема 3. Преступления против личности

Данная тема включает в себя ряд составов преступлений, родовым объектом которых является человеческая личность. Наименование темы буквально соответствует наименованию гл. 16 УК, которой открывается Особенная часть Кодекса (раздел VII. Преступления против личности), а глава открывается ст. 105 «Убийство».

Согласно законодательному определению (ч. 1 ст. 105 УК), убийством называется умышленное причинение смерти другому человеку. Убийство – особо тяжкое преступление против жизни человека, лишения бесценного блага, утрата которого невосполнима. Действующий УК предусматривает уголовную ответственность за убийство, совершенное: 1) при отсутствии как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств (так называемое «простое» убийство – ч. 1 ст. 105 УК); 2) при отягчающих обстоятельствах, которые перечислены в пунктах «а»-«н» ч. 2 ст. 105 УК; 3) при смягчающих обстоятельствах, которые включены непосредственно в диспозицию соответствующих статей и, соответственно, в составы преступлений: убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК); убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК); убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК); убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 108 УК).

Изучение всех трех групп преступлений полезно в сравнительном плане – сопоставляя общие и особенные признаки составов простого убийства, убийства, совершенного при отягчающих и смягчающих обстоятельствах.

Самостоятельное место в группе преступлений против жизни и здоровья занимает причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК). При его изучении следует особенно тщательно разобраться с субъективной стороной данного состава преступления, по которой преступление, предусмотренное ст. 109 УК, прежде всего, и отличается от убийства.

При изучении состава преступления «доведение до самоубийства» (ст. 110 УК) следует учесть также, что важнейшее значение имеет субъективная сторона преступления, тем более что существует точка зрения, согласно которой при наличии прямого умысла на доведение до самоубийства содеянное следует квалифицировать как убийство. Студент должен выработать собственную позицию по данному вопросу и четко разобраться как в объективных, так и в субъективных признаках состава доведения до самоубийства, обращая особое внимание на его существенное отличие от убийства и от причинения смерти по неосторожности.

В следующую большую группу могут быть обособлены преступления, объектом которых является здоровье человека: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК); причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114 УК); умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК); побои (ст. 116 УК); истязание (ст. 117 УК); причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК).

Особого подхода к изучению заслуживает также угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК). Это – типичное умышленное преступление против личности с формальным составом, общественная опасность которого налицо при отсутствии каких бы то ни было последствий. Причем главное значение имеет указание законодателя на то, что состав преступления образует лишь такая угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, которая давала основания опасаться ее осуществления.

В преступлениях, относящихся к данной теме, рекомендуется, во-первых, разобраться, в каких случаях объектом преступного посягательства является половая неприкосновенность личности, а в каких – ее половая свобода; во-вторых, научиться четко разграничивать составы изнасилования, насильственных действий сексуального характера и понуждения к действиям сексуального характера.

Тема 4. Преступления в сфере экономики

При изучении норм о преступлениях в сфере экономической деятельности необходимо использовать учебники по Особенной части уголовного права, комментарии к УК РФ, следить за судебной практикой, публикациями в юридической периодике, знакомиться с монографическими трудами.

От студентов требуется знание закона, практики его применения, умение разбираться в сложных и дискуссионных вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Учитывая то обстоятельство, что многие диспозиции норм о преступлениях в сфере экономической деятельности – диспозиции бланкетные, необходимо знание норм смежных отраслей права. Учитывая динамичность законодательства в сфере экономической деятельности и возможные изменения норм об уголовной ответственности за данные преступления, студенту следует отслеживать такие изменения самостоятельно. Необходимо критическое отношение к рекомендованной литературе, в частности, необходимо учитывать те изменения в законодательстве и судебной практике, которые появились после издания данного учебно-методического комплекса. Также должны быть изучены разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и СССР по вопросам применения судами норм о преступлениях в сфере экономической деятельности. Необходимо знакомиться и с материалами судебной практики по конкретным уголовным делам, как минимум, с материалами, опубликованными в Бюллетене Верховного Суда РФ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование тем

Количество часов

Лекции

Семи­нары

Самост. работа

Всего

Учение о преступлении

2

-

18

20

Учение о наказании

2

-

18

20

Преступления против личности

4

4

16

24

Преступления в сфере экономики

4

2

16

22

Преступления против государственной власти

4

2

16

22

ИТОГО:

16

8

84

108



Содержание курса
Тема 1. Учение о преступлении

Преступление

Классическая и социологическая школы права о понятии и признаках преступления. Формальное и материальное определение преступления.

История развития понятия «преступлении» в российском уголовном праве. Понятие преступления по действующему российскому законодательству. Признаки преступления, их содержание: а) общественно опасное деяние: действие и бездействие (понятие, границы, формы); б) общественная опасность (понятие, основные характеристики); в) противоправность, ее соотношение с общественной опасностью; г) виновность; д) наказуемость.

Разграничение понятий «общественная опасность преступления», «общественная опасность деяния», «общественная опасность личности виновного». Малозначительность деяния. Принцип субъективного вменения. Соотношение понятий «виновность» и «вина».

Отличие преступления от других правонарушений.

Классификация преступлений в законе и науке российского уголовного права.

Преступление и состав преступления. Соотношение понятий «преступление» (ст. 14 УК РФ) и «состав преступления». Конкретный состав преступления и общее понятие о составе преступления. Понятие «элемент» и «признак» состава преступления. Виды составов преступления и критерии их классификации.

Понятие преступления в уголовном праве зарубежных стран.

Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний (понятия, принципы, основания).

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность: понятие, содержание, основание, возникновение, реализация и прекращение (дискуссионные вопросы теории уголовного права).

Формы реализации уголовной ответственности. Соотношение уголовной ответственности и наказания. Соотношение уголовной ответственности и принудительных мер воспитательного воздействия. Соотношение уголовной ответственности и принудительных мер медицинского характера.

Уголовное правоотношение: понятие, структура, соотношение с уголовной ответственностью.

Понятие уголовной ответственности по уголовному праву зарубежных стран.
Тема 2. Учение о наказании

Понятие наказания

История развития российского законодательства о понятии и признаках наказания. Наказание и меры социальной защиты.

Понятие наказания (действующее уголовное законодательство и дискуссионные вопросы теории уголовного права). Признаки наказания: а) мера государственного принуждения; б) назначается по приговору суда; в) применяется только к лицу, виновному в совершении преступления; г) заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, предусмотренных УК; д) носит личный характер; е) влечет судимость.

Содержание (сущность) наказания. Соотношение кары и наказания.

Наказание и уголовная ответственность. Наказание и принудительные меры воспитательного воздействия. Наказание и принудительные меры медицинского характера.

Понятие наказания по уголовному праву зарубежных стран. Меры безопасности.

Цели наказания. Система наказания

Теории целей наказания: исторический обзор.

Понятие, виды и содержание целей наказания (действующее законодательство и дискуссионные вопросы теории уголовного права): а) восстановление социальной справедливости; б) исправление осужденного; в) общее и специальное предупреждение совершения преступлений.

Задачи и функции уголовного наказания.

Система наказаний в российском уголовном праве: понятие, признаки, виды и значение.

Виды наказаний, их классификация и реализация в санкциях статей Особенной части УК РФ. Уголовно-правовая санкция и наказание.

Цели и система наказаний по уголовному праву зарубежных стран.

Назначение наказания

Принципы назначения наказания.

Общие начала назначения наказания: понятие и критерии.

Обстоятельства, смягчающие наказание: понятие, правовая роль, виды и значение. Обстоятельства, отягчающие наказание: понятие, правовая роль, виды и значение. Соотношение обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание и: а) факультативных признаков состава преступления; б) квалифицирующих и привилегированных признаков состава преступления. Соотношение обстоятельств, смягчающих наказание, и исключительных обстоятельств.

Специальные правила назначения наказания (проблемы теории и правоприменения). Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств. Назначение наказания при наличии исключительных обстоятельств. Назначение наказания при вердикте присяжных о снисхождении и об особом снисхождении. Назначение наказания за неоконченное преступление. Учет судимости при назначении наказания за неоконченное преступление. Назначение наказания при множественности преступлений: а) рецидив преступлений и вопросы назначения наказания; б) назначение наказаний по совокупности преступлений; в) назначение наказаний по совокупности приговоров; г) порядок определения, исчисления сроков наказания и зачет наказания. Конкуренция уголовно-правовых норм при назначении наказания.

Обстоятельства, устраняющие наказуемость деяния. Судимость

Деятельное раскаяние как основание освобождения от уголовной ответственности. Примирение с потерпевшим. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки. Освобождение от наказания в связи с болезнью.

Институт давности в российском уголовном праве.

Судимость: понятие, сроки погашения. Снятие судимости.
Тема 3. Преступления против личности

Понятие и общая характеристика преступлений против личности. Виды преступлений против личности

Понятие преступлений против личности. Личность и субъект преступления. Родовой, видовые и непосредственные объекты преступлений против личности. Виды преступлений против личности и основания их выделения.

Преступления против жизни и их виды. Общая характеристика

Понятие преступлений против жизни. Понятие жизни. Ее начало и окончание. Виды преступлений против жизни и основания их выделения.

Ответственность за убийство

Понятие убийства. Общая характеристика состава убийства (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект преступления). Виды убийства. Разграничение убийства и причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть по неосторожности, и от других сходных преступлений, связанных с причинением смерти.

Ответственность за убийство при отягчающих обстоятельствах

Квалифицированный состав убийства. Отягчающие обстоятельства. Их классификация и содержание. Проблемы квалификации убийства при отягчающих обстоятельствах.

Ответственность за убийство при смягчающих обстоятельствах

Убийство матерью новорожденного ребенка. Основания выделения этого преступления в привилегированный состав. Понятие новорожденного. Время совершения преступления. Состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости. Понятие психотравмирующей ситуации.

Убийство, совершенное в состоянии аффекта. Понятие аффекта. Физиологический и патологический аффект. Внезапность сильного душевного волнения, ее условия. Понятие иных противоправных действий. Длительность психотравмирующей ситуации. Квалифицированный состав преступления.

Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Понятие превышения пределов необходимой обороны. Понятие превышения мер, необходимых для задержания. Проблемы квалификации убийства, совершенного при смягчающих обстоятельствах.

Ответственность за причинение смерти по неосторожности. Ответственность за доведение до самоубийства

Причинение смерти по неосторожности. Основной состав. Субъективная сторона преступления.

Квалифицированный состав преступления. Понятие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. Причинение смерти двум и более лицам. Проблемы квалификации.

Доведение до самоубийства. Доведение до покушения на самоубийство. Понятие угрозы, жестокого обращения, систематического унижения человеческого достоинства. Субъективная сторона состава преступления. Проблемы квалификации.

Преступления против здоровья и их виды

Понятие, виды и основания выделения преступлений против здоровья. Понятие вреда здоровью.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Основной состав. Понятие тяжкого вреда здоровью. Его виды и критерии.

Квалифицированные виды состава. Квалифицирующие признаки и их содержание. Проблемы квалификации. Субъективная сторона причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Основной состав. Понятие средней тяжести вреда здоровью, его критерии. Квалифицированные виды состава преступления. Квалифицирующие признаки и их содержание. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности.

Анализ других составов преступлений, связанных с причинением вреда здоровью (ст. ст. 112, 115 УК).

Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Побои. Понятие побоев и иных насильственных действий. Истязание. Понятие истязания. Основной состав. Квалифицированные виды состава. Квалифицирующие признаки и их содержание.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Реальность угрозы.

Ответственность за изнасилование и насильственные действия сексуального характера

Изнасилование. Понятие изнасилования. Виды насилия. Понятие беспомощного состояния потерпевшей.

Квалифицированные виды состава изнасилования.

Насильственные действия сексуального характера. Понятие насильственных действий сексуального характера. Анализ данного состава.
Тема 4. Преступления в сфере экономической деятельности

Общая характеристика и система преступлений в сфере экономической деятельности (хозяйственных преступлений)

Хозяйственные преступления в историческом, сравнительно-правовом и международно-правовом аспекте. Соотношение уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности в хозяйственной сфере.

Общие особенности преступлений в сфере экономической деятельности (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект). Место хозяйственных преступлений в системе Особенной части УК РФ. Система хозяйственных преступлений.

Типичные квалифицирующие признаки хозяйственных преступлений. Специальные виды освобождения от уголовной ответственности за хозяйственные преступления.

Преступления в сфере предпринимательства

Общая характеристика. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Регистрация незаконных сделок с землей. Незаконное предпринимательство. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции. Незаконная банковская деятельность. Лжепредпринимательство. Отмывание доходов от преступления. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

Преступления в сфере кредитных отношений

Общая характеристика. Незаконное получение кредита. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Неправомерные действия при банкротстве. Преднамеренное банкротство. Фиктивное банкротство.

Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции

Общая характеристика. Монополистические действия и ограничение конкуренции. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Незаконное использование товарного знака. Заведомо ложная реклама. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

Преступления в сфере финансов, оборота драгоценных металлов и камней

Общая характеристика. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг. Злостное уклонение от предоставления информации на рынке ценных бумаг. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Уклонение от уплаты налогов.

Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля

Общая характеристика. Контрабанда, Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Уклонение от уплаты таможенных платежей.

Преступления в сфере отношений, обеспечивающих защиту прав потребителей

Общая характеристика. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм. Обман потребителей.
Тема 5. Преступления против государственной власти

Понятие, общая характеристика и место преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в системе норм о преступлениях, совершаемых с использованием занимаемого виновным служебного положения

Государственная власть: понятие, задачи, формы реализации, конституционное закрепление. Соотношение с системой местного самоуправления.

Публичная служба: виды, признаки, законодательная регламентация. Отличие от службы в коммерческих и некоммерческих организациях, не являющихся органами публичной власти и публичными учреждениями.

Понятие должностных преступлений и их классификация.

Должностное лицо: уголовно-правовое понятие, виды (категории). Проблема единого правового понятия должностного лица.

Лица, занимающие государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ. Главы органов местного самоуправления.

Государственный и муниципальный служащий (публичный служащий). Соотношение этих понятий с понятиями должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Влияние формы собственности и целей деятельности организации на квалификацию преступления, совершенного с использованием служебного положения. Проблема двойственного статуса представителей государства и муниципальных образований в органах управления хозяйственных обществ и товариществ.

Служебные полномочия, служебное (должностное) положение и компетенция. Дифференциация понятия «служебное положение» применительно к различным составам должностных преступлений.

Основные теоретические концепции объекта должностного преступления.

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ): понятие, виды, краткая характеристика, отличие от должностных преступлений, особенности осуществления уголовного преследования.

Иные преступления, в которых использование служебного положения выступает признаком основного либо квалифицированного состава.

Квалификация злоупотребления должностными полномочиями

Понятие должностного злоупотребления. Сравнительный анализ ст. 173 УК РСФСР 1960 г. и ст. 285 УК РФ. Использование служебных полномочий.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства как признак этого преступления. Критерии существенности такого нарушения.

Виды умысла при совершении этого преступления: обзор высказанных точек зрения и их анализ с точки зрения общей теории вины в уголовном праве. Корыстная или иная личная заинтересованность.

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки состава злоупотребления должностными полномочиями. Понятие тяжких последствий и возможность неосторожного психического отношения к ним.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК) и от присвоения или растраты, совершенных с использованием служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 160 УК).

Квалификация превышения должностных полномочий

Понятие, признаки и типовые формы превышения должностных полномочий.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства как признак этого преступления.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий.

Квалифицированные составы превышения должностных полномочий. Применение или угроза применения насилия. Применение оружия, специальных средств. Тяжкие последствия, характерные для этого преступления.

Отграничение этого преступления от должностного злоупотребления и от специальных должностных преступлений.

Должностные преступления в сфере оборота официальной информации

Понятие, признаки, виды информации и ее носители. Легальное определение информации. Документ как носитель информации. Официальный документ.

Федеральное Собрание: краткая характеристика состава, структуры, порядка формирования и компетенции. Счетная палата РФ. Предмет отказа в предоставлении информации указанным органам. Формы отказа.

Видимые недостатки в редакции нормы, предусмотренной ст. 287 УК.

Служебный подлог и его место в системе норм о подлоге (фальсификации) документов. Виды служебного подлога.

Проблема совокупности служебного подлога с иными должностными преступлениями.

Квалификация присвоения полномочий должностного лица

Специфика объективной стороны состава присвоения полномочий. Способы и формы присвоения.

Характер действий, совершаемых в связи с присвоенными полномочиями. Общественно опасные последствия этого преступления.

Субъективные признаки этого преступления.

Совокупность присвоения полномочий должностного лица с преступлениями против порядка управления, посягающими на установленный порядок ведения документации, и с иными преступлениями.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность: понятие, признаки, формы осуществления. Анализ специальной противоправности этого преступления.

Формы незаконного участия в предпринимательской деятельности, спорные вопросы о конструкции состава этого преступления.

Взяточничество

Объем понятия «взяточничество» по УК РФ. Соотношение преступлений дача и получение взятки. Теория «необходимого соучастия». Теория «единого состава дачи получения взятки».

Предмет преступлений. Анализ указанных в законе разновидностей. Выгода имущественного характера и услуга имущественного характера.

Анализ основного состава получения взятки. Формы поведения должностного лица, обеспечиваемые посредством дачи взятки. Степень конкретности действий (бездействия), совершаемых за взятку. Проблема обусловленности взятки. Взятка и подарок: критерии разграничения. Конструкция состава и момент окончания получения взятки.

Субъективные признаки получения взятки. Предметное содержание умысла.

Получение взятки за совершение незаконных действий (бездействия).

Иные квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки получения взятки. Специфика группового и неоднократного взяточничества. Широкая и узкая трактовка вымогательства взятки.

Дача взятки. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности: условия, юридическая природа нормы.

Посредничество во взяточничестве. Понятие, проблемы квалификации. «Мнимое посредничество».

Иные преступления, содержащие признаки подкупа.

Халатность

Общее правило о криминализации неосторожного поведения (ч. 2 ст. 24 УК) – сравнительный анализ начальной и действующей редакции нормы.

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностным лицом своих обязанностей и иные признаки основного состава халатности.

Квалифицированный состав преступления.

Отличие халатности от неоказания помощи больному и преступных нарушений специальных правил.

Семинарские занятия
Методические рекомендации

по подготовке к семинарским занятиям

Семинары по курсу «Актуальные проблемы уголовного права» проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над нормативными и специальными источниками, выяснения сложных и спорных вопросов теории уголовного права и практики применения уголовно-правовых норм.

Подготовку к семинарам рекомендуется начинать с изучения по соответствующей теме нормативного материала, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, РСФСР и СССР, содержащих разъяснения по применению уголовных законов, и опубликованной судебной практики по конкретным уголовным делам.

После этого следует изучить теоретический материал по конспектам лекций, учебно-методическому комплексу, учебникам и комментариям к Уголовному кодексу РФ.

Когда обязательный теоретический объем, представленный перечисленными источниками, будет студентом усвоен, рекомендуется изучить специальную юридическую литературу.

По каждой теме спецкурса в учебно-методическом комплексе сформулированы теоретические вопросы, подлежащие изучению и рассмотрению на семинарах, указаны наиболее важные литературные источники, нормативный материал и руководящие разъяснения пленумов Верховных судов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск