Скачать 72.02 Kb.
|
План-конспект мастер-класса по теме: «Сюжетная работа над песнями с акцентом на букву и звук «Ш» (для детей 1-2 классов) Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами Задачи:
Оборудование: -Магнитофон; -Наглядный материал: иллюстрированные карточки с буквой «Ш»; -Картинки-раскраски по тексту песни о правописании ЖИ, ШИ; -Коробка цветных карандашей; -Буква Ш на листе А4; -Цветочки разного цвета (желтый, оранжевый, розовый); -Буква Ш, которую можно при сложении превратить в Е, Ё; -Мел Ход мастер-класса: Подготовительный блок
(Приветствие педагога). Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем петь и учиться одновременно. Оказывается такое возможно. Ученые определили, что человеческий мозг имеет разные области для восприятия речи и музыки. Музыкальный центр мозга находится в левом, творческом полушарии, и потому работает быстрее и запоминает лучше, чем речевой центр, находящийся в правом. Поэтому песни, объединяя работу обоих полушарий, запоминаются лучше стихотворений, так, например, алфавит легче пропеть, чем произнести. Особенно важно петь песни, помогающие освоить школьный материал первоклассникам, тогда их адаптация к школе проходит менее болезненно. В связи с введением ФГОС моя образовательная программа по вокалу была пересмотрена и адаптирована к работе с учениками младших классов на базе школ. Помимо традиционных занятий в нее был включен цикл тем, направленных на закрепление материала по русскому языку и окружающему миру. Сегодня мы заглянем в гости к ребятам из 1-го, и 2-го класса, чтобы увидеть занятия из цикла «Поем и учим русский язык». Основной блок 2. Подготовительный этап (подготовка к новому содержанию) Сообщение педагогом темы, цели мастер-класса и мотивация учебной деятельности детей 3. Усвоение новых знаний и способов действий 1 часть занятия Педагог: Итак, сначала мы все вместе оказываемся в 1-м классе. Первое с чем сталкиваются в школе наши первоклассники, - это конечно АЗБУКА. И сегодня мы будем работать над песней о букве… Впрочем, сейчас вы мне поможете назвать букву и звук , о которых мы сегодня будем петь. (Включается аудиозапись с песней про букву «Ш») Буква Ш Шурик шустро шлепал по шоссе В шубе, новой шапочке-красе Шурик, не заглядывая в шкаф Позабыл одеть свой теплый шарф Ветер ледяной тут загудел Шурику за шиворот влетел Шурик шибко-шибко заболел В школу не ходил, не пил, не ел Я же не болею никогда Я на шее шарф ношу всегда Так о какой же букве мы сегодня будем говорить? (Дети отвечают). Педагог: Кто напишет на доске букву «Ш»? Ну, а чтобы нам легче было запомнить слова, давайте нарисуем эту песню на доске… (Дети на доске рисуют ключевые слова песни) (Построчная работа над песней). Педагог: Посмотрите какая интересная буква Ш, оказывается она умеет превращаться в другую букву… Только вот в какую, и как? (вопрос ко 2-му классу) Звучит песня Посмотри на букву Ш До чего же хороша Потому что из нее Можно сделать Е и ЕЕ Педагог: А на какие предметы похожа буква Ш? Думаю сейчас нам помогут наши гости. (Раздаются карточки с буквой Ш, нужно дорисовать так, чтобы получился предмет (вилка)) Педагог: А пока наши гости думают мы еще раз споем песню. Какие слова с буквой «Ш» в ней встречаются? (Дети называют слова) Педагог: А теперь задание для самых внимательных, сколько слов со звуком Ш вы слышите в песне. Поем и считаем. Наступило время музыкальной игры. Сейчас зазвучит песня, и мы при помощи жестов и движений будем отображать ее сюжет. (Звучит песня «Здравствуй утро») Педагог: Ой, а следующая песня приглашает нас в гости ко 2-му классу (Звучит песня «В коробке с карандашами») 2-я часть занятия Педагог: Да.. но чтобы начать рисовать, нам надо открыть коробку с карандашами, а это оказывается не так-то просто. Нужно разгадать какой-то секрет. Посмотрите внимательно, в чем тут дело. (Дети разглядывают коробку, обращают внимание на отсутствие последней буквы в слове КАРАНДАШ…?Пишем И, - открываем коробку). Педагог: Итак, как вы уже поняли, сегодня поем о слогах ЖИ, ШИ. И при работе над песней карандаши нам очень пригодятся У меня есть иллюстрации к песне, которые нужно раскрасить, но будьте внимательны, раскрашиваем только то, о чем поется в песне (Построчная работа над песней). ЖИ ШИ Утомились малыШИ – Учат правила – «ЖИ-ШИ»! Что за правило такое, Не оставит их в покое?! Вот, к примеру, «И» впиши В крышИ и карандашИ, Хочешь, нет,- таков закон, Соблюдаться должен он! Мыши, ежики, стрижи, Лыжи, лужи, камыши, Жи и ши, жи и ши С буквой И всегда пиши 4. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение Педагог: Итак, иллюстрации готовы, мелодию вы уже запомнили, поем песню. А теперь попробуем вспомнить песни, в которых встречаются слова с ЖИ, ШИ. Это довольно сложно, поэтому тут без помощи взрослых не обойтись. Сыграем в «Угадай мелодию». Но вам нужно будет не только песню отгадать, но и найти в ней слова с ЖИ, ШИ (Звучат фонограммы песен: Бедный ежик Ежик колючий Самовар Расскажи снегурочка Попляши у елки Жизнь невозможно повернуть назад Жил был художник один Далеко от мамы Потолок Ты скажи, скажи мне вишня Я встретил вас Серебристые снежинки Жили у бабуси Жил был у бабушки) Итоговый блок 5. Рефлексивный этап Вопросы для детей: Сегодня главной на нашем занятии была буква Ш. Вы много о ней узнали.
-Если вам все понравилось и все было понятно,- выбираете красный цветок; -Если вы что-то не поняли- выбираете желтый цветок; -Если вам что-то не понравилось - синий цветок. Посмотрите какой красивой стала наша буква Ш. Ребята, заканчиваете работу над иллюстрациями к песне, а я пока, предлагаю нашим гостям заполнить анкеты. Просьба коллегам: заполнить анкеты (Участники мастер-класса заполняют анкеты). Всем большое спасибо за работу! Анкета для участника мастер-класса «Сюжетная работа над песнями с акцентом на Ш» 1. Какие открытия, выводы для себя вы сделали? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Возник ли у вас интерес к методике проведения данного занятия? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть) 3. Согласны ли вы с тем, что музыкальные занятия способствуют закреплению школьного учебного материала? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть) Анкета для участника мастер-класса «Сюжетная работа над песнями с акцентом на Ш» 1. Какие открытия, выводы для себя вы сделали? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Возник ли у вас интерес к методике проведения данного занятия? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть) 3. Согласны ли вы с тем, что музыкальные занятия способствуют закреплению школьного учебного материала? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть) Анкета для участника мастер-класса «Сюжетная работа над песнями с акцентом на Ш» 1. Какие открытия, выводы для себя вы сделали? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Возник ли у вас интерес к методике проведения данного занятия? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть) 3. Согласны ли вы с тем, что музыкальные занятия способствуют закреплению школьного учебного материала? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть) |