Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации04.12.2013
Размер0.85 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Право > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7


Чубраков С.В. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие. Томск. Издательство ЦНТИ. 2009 г. 56 с.
Рецензенты:

– заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Уткин В.А.;

– заместитель заведующего кафедрой уголовного права РАП к.ю.н., доцент Долженкова Г.Д.


Настоящее учебное пособие содержит в себе указания и рекомендации по изучению основных тем курса «Уголовно-исполнительное право», контрольные вопросы, а также рекомендуемые нормативные акты, международные акты и литературу.

Не заменяя собой учебников, комментариев, иной научной и учебной литературы по дисциплине «Уголовно-исполнительное право», оно преследует цель более полного и успешного усвоения основных проблемных вопросов Общей и Особенной частей данной отрасли права в первую очередь студентами заочной формы обучения.

Используемый нормативный материал приведен по состоянию на 1 октября 2009 г.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала РАП «28» октября 2009 г. Протокол № 3.

Утвержден Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала РАП «26» февраля 2010 г. Протокол № 7

© Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал, 2010 г.

© Чубраков С.В., 2010 г.

Оглавление
Раздел 1. Общая часть:

Тема 1. Уголовно-исполнительная политика………………………………..

3

Тема 2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права………………..

4

Тема 3. Принципы уголовно-исполнительного права……………………….

7

Тема 4. Источники уголовно-исполнительного права………………………

9

Тема 5. Международные стандарты обращения с осужденными………….

12

Тема 6. Нормы уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительные правоотношения…………………………………………….


14

Тема 7. История развития российского законодательства об исполнении наказаний в XIX-XX вв. ………………………………………………………


16

Тема 8. Уголовно-исполнительная система………………………………….

18

Тема 9. Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и реализующих иные меры уголовно-правового характера……………………………………………………………………….



20

Тема 10. Правовое положение осужденных………………………………….

21

Тема 11. Наказание, некарательные исправительные меры и меры безопасности………………………………………………………………………...


23

Раздел 2. Особенная часть:




Тема 12. Исполнение уголовного наказания в виде штрафа………………..

25

Тема 13. Исполнение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью……………………………………………………………………………..



27

Тема 14. Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ….

29

Тема 15. Исполнение уголовного наказания в виде исправительных работ

32

Тема 16. Правовое регулирование исполнения и перспективы уголовных наказаний в виде ограничения свободы и ареста……………………………


35

Тема 17. Особенности исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих………………………………………………………………….


36

Тема 18. Общая характеристика исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы………………………………………………………………


39

Тема 19. Правовое регулирование исполнения и перспективы уголовного наказания в виде смертной казни……………………………………………..


42

Тема 20. Осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым предоставлена отсрочка……………………………………..


44

Нормативно-правовые акты…………………………………………..……….

47

Основная литература………………………………………...…………………

50

Дополнительная литература……………………….…………………………..

51







РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Уголовно-исполнительная политика

Первоначально следует уяснить, что в силу ряда причин уголовно-исполнительная политика не имеет абсолютно самостоятельного характера, являясь составной частью других видов государственной политики. Поэтому рассмотрение вопроса о значении уголовно-исполнительной политики в борьбе с преступностью необходимо начать с общего определения понятия «политика государства». Под ней обычно понимается деятельность государства по тем вопросам, которые предопределяют базовые условия его существования. Очевидно, что эту деятельность по соответствующим критериям можно подразделить на определенные сферы (например, на экономическую, на национальную, социальную, идеологическую политику и др.), которые в свою очередь также могут подразделяться и далее на иные составные части (например, экономическая политика включает внутреннюю и внешнюю экономическую политику).

Несамостоятельность уголовно-исполнительной политики проявляется и в том, что она тесно взаимосвязана с уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политикой и вместе с ними составляет содержание уголовной политики, которую можно определить как деятельность государства по борьбе с преступностью с помощью средств уголовной репрессии.

При этом под уголовно-правовой политикой как составной частью уголовной политики необходимо понимать деятельность государства по криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации, по установлению условий и правил назначения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также по их назначению. Уголовно-процессуальная политика сводится к деятельности государства по обеспечению реализации средств и методов уголовной репрессии, по обеспечению быстрого раскрытия преступлений, привлечения к ответственности, обеспечению защиты прав и интересов граждан и т.п. Третье необходимое для реализации целей уголовной политики направление – уголовно-исполнительную политику – составляет деятельность государства по фактическому исполнению назначенных наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера. Вместе с тем уголовно-исполнительная политика выражается не только в фактическом исполнении государством (в лице его органов и учреждений) конкретных мер уголовной ответственности, но прежде всего в принятии соответствующих нормативных актов, устанавливающих общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам (ч. 2 ст. 2 УИК РФ).

Все эти три составляющие уголовной политики имеют свое выражение в правовых нормах соответствующих отраслей права, в первую очередь в кодифицированных актах: в УК РФ, УПК РФ и УИК РФ. Необходимо иметь в виду, что уголовная политика (как и иные направления политики государства) не может быть произвольной, поскольку деятельность государства в данной области обусловлена целым рядом факторов, например, таких, как уровень развития общества, состояние преступности, экономические способности государства и прочее.

Следует учитывать, что уголовная политика сама в свою очередь входит в более широкое направление деятельности государства – политику в области борьбы с преступностью (иногда ее именуют по иному, например, криминологической политикой), основная задача которой – предупреждение преступлений. Данная задача достигается как различными профилактическими мероприятиями, так и непосредственным применением средств уголовной репрессии (наказания и иных мер уголовно-правового характера).

Политика в области борьбы с преступностью также является разновидностью другого вида политики государства – социальной политики, содержание которой определяется в ст. 7 Конституции РФ, поскольку создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, невозможно без деятельности государства по защите и охране от преступных посягательств основных интересов, благ государства и его населения (в частности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ).
Тема 2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

Следует учитывать, что уголовно-исполнительное (ранее – «исправительно-трудовое») право может пониматься в нескольких значениях: как отрасль права, состоящая из системы правовых институтов; как наука, занимающаяся изучением этой отрасли; а также как учебная дисциплина. Традиционно, когда говорят о предмете и методе уголовно-исполнительного права, имеют в виду отрасль права. Отрасль уголовно-исполнительного права можно охарактеризовать как расположенную в логической последовательности систему правовых институтов, состоящих из общеобязательных норм, которые устанавливают основные правила исполнения и отбывания наказания, а также реализации иных мер уголовно-правового характера.

Считается, что уголовно-исполнительное право как отрасль права, являющаяся составной частью системы российского права, отличается от других отраслей (как и все иные друг от друга) прежде всего предметом и методом, а также наличием своего кодифицированного законодательства (УИК РФ). Именно данные отличительные признаки позволяют расценивать в настоящее время точку зрения о том, что уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права, общепризнанной. Хотя ранее (в том числе, когда ИТК РСФСР 1970 г. регулировал исполнение не всех наказаний, а только лишения свободы, исправительных работ, ссылки и высылки) преобладали иные позиции (в частности, о том, что это часть уголовного права, комплексная отрасль, подотрасль административного права, часть уголовно-процессуального права).

Перед рассмотрением вопросов о предмете и методе уголовно-исполнительного права стоит вспомнить общие подходы к определению этих категорий в теории государства и права. Под предметом, как правило, понимается совокупность определенных однородных общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы конкретной отрасли права. Метод же соответствующей отрасли права представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на входящие в предмет отрасли общественные отношения.

Общественные отношения, входящие в предмет уголовно-исполнительного права, можно охарактеризовать прежде всего с «внешней» (количественной) стороны. В таком аспекте к ним относятся только общественные отношения по исполнению и отбыванию наказаний, а также реализации иных мер уголовно-правового характера, которые возникают, соответственно, между осужденным и государством (в лице его органов и учреждений). При этом следует иметь в виду, что далеко не все отношения, возникающие в процессе исполнения (отбывания) наказаний и иных мер уголовно-правового характера, входят только в предмет уголовно-исполнительного права. В связи с этим нужно уметь развести предмет этой отрасли права прежде всего с предметом уголовного и уголовно-процессуального права.

Принципиально важно, что круг отмеченных отношений по исполнению и отбыванию наказаний, а также реализации иных мер уголовно-правового характера, входящих в предмет уголовно-исполнительного права, не был неизменным и предопределялся существующими видами наказаний, а также видами иных мер уголовно-правового характера. Перечень наказаний, исполнение которых должно регулировать уголовно-исполнительное право, определен ныне в ст. 44 УК РФ. Таким образом, предмет данной отрасли в этой части предопределен существующей системой наказаний, изменение которой (в результате ликвидации существующих видов либо появления новых) будет влечь автоматическое изменение и предмета уголовно-исполнительного права. При этом в настоящее время реально не возникает отношений по исполнению таких видов наказаний, как смертная казнь (в силу действия Постановления Конституционного суда от 2 февраля 1999 г., являющегося пока единственным препятствием к назначению (именно, к назначению, а не исполнению) смертной казни); арест (в силу положений федеральных законов «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» № 64-ФЗ от 24 мая 1996 г. и «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» № 2-ФЗ от 18 декабря 1996 г.); и ограничение свободы (в силу положений тех же законов). Следовательно, они в предмет уголовно-исполнительного права входят только «де-юре». Таким образом, предмет уголовно-исполнительного права фактически сейчас составляют общественные отношения по исполнению и отбыванию всех видов наказания, перечисленных в ст. 44 УК РФ, за исключением трех указанных выше.

Сложнее обстоит дело с установлением круга «иных мер уголовно-правового характера». Обусловлено это тем, что ни УК РФ, ни УИК РФ не дают их легального определения, а в юридической литературе единообразия в их понятии и тем более перечне – не наблюдается. Можно выделить два основных подхода. Первый состоит в том, что под «иными мерами уголовно-правового характера» необходимо понимать все те меры, которые перечислены в УК РФ. Второй подход, который видится более обоснованным, сводится к тому, что «иные меры уголовно-правового характера» – это далеко не все те, которые перечислены в УК РФ, а лишь те, которые являются формой реализации уголовной ответственности (то есть только условное осуждение, условно-досрочное освобождение, а также отсрочка беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей). В целом, можно прийти к выводу о том, что законодатель придерживается второго подхода, не включая в УИК РФ нормы о порядке исполнения тех мер, которые не являются формой реализации уголовной ответственности. Вместе с тем в этом отношении неоправданно, что УИК РФ не регулирует порядок осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными.

Рассмотренные выше с «внешней» (количественной) стороны отношения, входящие в предмет уголовно-исполнительного права, при исполнении целого ряда наказаний (в особенности лишения свободы) также можно охарактеризовать с «внутренней» (качественной) стороны. То есть можно в рамках существующих отношений по исполнению и отбыванию наказаний выделить их определенные подвиды. Так, отношения по исполнению и отбыванию лишения свободы можно подразделить, в частности, на отношения по применению и претерпеванию карательных элементов наказания; по реализации некарательных воспитательных (исправительных) мер; по применению специально-предупредительных мер (мер безопасности) и др.

При характеристике метода уголовно-исполнительного права необходимо обратить внимание на то, что метод определенной отрасли традиционно характеризуют следующие компоненты: порядок установления прав и обязанностей субъектов правоотношений; определенность данных прав и обязанностей; автономность действий субъектов в правоотношениях, а также характер взаимодействия сторон; юридические факты, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. В зависимости, в том числе и от сочетания этих компонентов, выделяют следующие способы, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений: дозволение; предписание и запрет. По-иному способы воздействия на общественные отношения можно охарактеризовать как императивные (для них характерны предписание и запрет) и диспозитивные (для них характерно дозволение).

Очевидно, что для уголовно-исполнительного регулирования общественных отношений характерен прежде всего императивный метод, поскольку большинство норм уголовно-исполнительного права сформулирован в форме предписаний и запретов. При этом при анализе некоторых положений действующего УИК РФ можно обнаружить и проявления диспозитивного метода (например, ч. 1 ст. 77 УИК РФ, которая для возникновения определенных в ней юридических последствий требует согласования воль соответствующих субъектов уголовно-исполнительных отношений).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск