Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 54.05 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер54.05 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Право > План-конспект

Староурмарская средняя общеобразовательная школа

Урмарского района Чувашской Республики

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА:

"ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА"  

 

Составил: учитель технологии и черчения

Староурмарской СОШ

Урмарского района ЧР

Антонова Сергея Николаевича

 

 

 

Старые Урмары 2005

 

План-конспект урока

Дата: 23 января 2005 года

Класс: 7

Тема: «Геометрическая резьба»

Инструменты и оборудование: Нож-резак, стамеска плоская, полукруглая, деревянная липовая

Заготовка размерами 300*180*10, линейка, карандаш, циркуль,

Ластик, наждачная бумага, брус с пастой Гоя.

Время: 90 минут.

 Ход занятия.

 1. Организационный момент (2 мин.).

Учащиеся одевают спецодежду, строятся. Учитель определяет наличие отсутствующих, выясняет причину отсутствия. Назначаются дежурные. Ученики рассаживаются по местам.

 2. Сообщение новой темы (1 мин.)

Учитель называет тему урока «Геометрическая резьба», виды операции, виды операций, которые будут изучены в ходе урока.

 3. Повторение пройденной темы (7 мин.)

Учитель задает вопросы по теме прошлого урока.

- Какие виды резьбы вы знаете? (Михайлов в., Николаев С.)

- Где применяется резьба по дереву? (Иванов С., Васильев А.)

 4. Изложение нового материала (5 мин.).

Для занятия геометрической резьбой нужен косой нож. Он должен быть заточен очень остро и отполирован. Полируют нож на войлочном круге с пастой Гоя. Зеркально отполированное лезвие дает чистый, сочный срез. Нож при геометрической резьбе держат зажатым в кулаке правой руки так, как показано на рисунке 1. Это связано с тем, что древесина – материал достаточно твердый и, чтобы углубится в нее, требуются значительные усилия. Пальцы другой руки также постоянно участвуют в работе – направляют лезвие ножа, помогают его движению и удерживают заготовку в неподвижном положении.




Рис. 1
Разметку узоров производят простым твердым

карандашом с помощью угольника, циркуля и линейки.

Все элементы рисунка четко вычерчивают на заготовке.

Наиболее просто вырезать сколышки ( Рис. 2). Их

Размечают как равносторонние или равнобедренные треугольники и вырезают так. Нож погружают в дерево вертикально поочередно по двум сторонам треугольника, сходящимся к вершине, причем в верхней ее точке нож должен углубится на 3-4 мм., а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем начиная от основания и углубляясь к вершине, снимают, как бы скалывают, участок древесины между подрезанными сторонами. Чтобы получить навык в работе, сколышки вырезают на протяжении всей полосы. Зеркальные сколышки называют «куличками».

Одиночный узор «Треугольник» размечают в виде равнобедренных треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящий на основании, делится линиями на три части (рис. 3). Вырезают его следующим образом: нож втыкают вертикально в точку, где сходятся лучи, лезвие должно быть направлено по лучу. В центральной точке нож углубляют на 3-4 мм., а в вершине угла он выходит на поверхность. Так поступают по всем трем лучам. Затем каждой стороной треугольника, постепенно углубляясь к точке схождения лучей, срезают лишнюю древесину. Получается треугольник, углубленный по трем плоскостям. Так вырезают треугольник по всей длине полосы.





 

Рис. 2

 

Рис. 3



Сияние может быть заключено в круге, квадрате, ромбе, прямоугольнике. Это сочетание равнобедренных треугольников, расходящихся из одной точки. Для их разметки циркулем вычерчивают две окружности нужного диаметра, делят ее на столько частей, сколько задумано лучей сияния. Точки деления соединяют с центром и получают сходящиеся веером к центру длинные узкие треугольники с чуть выпуклой короткой стороной. Каждый треугольник вырезают отдельно. Число лучей зависит от диаметра окружности, а так же от породы древесины, на которой выполняют резьбу (рис. 4). На легко скалывающихся породах лучи сияния делают более широкими и неглубокими, чем на вязкой одностороннего строения древесине. На изделиях русских народных мастеров встречаются сияния с самым различным числом лучей: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 28 и даже 38.

 




Рис. 4



Рис. 5
Разметку сияние в квадрате ( Рис. 5) выполняют так. Проводят диагонали: затем стороны делят на задуманное число частей и соединяют их с центром. Каждый из образовавшихся треугольников необходимо разметить под резьбу. Чтобы в этих разных треугольниках была общая разметка, нужно провести внутрь квадрата параллельно его сторонам вспомогательные линии. Между параллельными линиями размечают треугольники для резьбы. Центры расположены на этих вспомогательных линиях, нужно соеденить лучами с углами треугольников. По этим лучам ведется наколка, а затем и вырезание сияния. Аналогично размечают под резьбу сияние в ромбе и прямоугольнике. Но в отличии от сияния в круге, где все лучи треугольники, одинаковые по величине, сияние в квадрате, ромбе, треугольнике имеют разные по длине треугольные лучи. В этом декоративная особенность каждого из сияний.

При вырезании элементов следует очень внимательно следить за расположением волокон древесины. В зависимости от расположения линий разметки по отношению к волокнам надо выбирать направление среза. Если он попадает против волокон, резьба будет грязной, шероховатой. Чтобы определить верное направление ножа, нужно сделать в одном из элементов неглубокий пробный срез. Если направление угадано правильно, поверхность среза будет гладкой. Тогда выполняют резьбу до требуемой глубины и в данном направлении срезают все однотипно расположенные элементы. Если же пробный срез получился шероховатым, значит нож идет против волокон и дощечку следует повернуть на 180 градусов.

При срезании треугольников надо соблюдать определенную последовательность. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою, так как если сначала удалить два других треугольника, то этот не срежется, а сколется. Нужно будет делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности.

Нередко после срезания трехгранных элементов внутри узоров на линиях схождения резных плоскостей остаются заусенцы, которые засоряют резьбу. Чтобы от них избавится, поступают так. В уже углубленном узоре делают еще раз неглубокую наколку по лучам треугольника, и совместив плоскость ножа с плоскостью среза, повторным срезом удаляют все лишнее.

Случаются дефекты резьбы и из-за неправильно заточенного инструмента. Иногда при срезании элементов дерево не режется, а скалывается. Это происходит потому, что лезвие ножа слишком толстое. Его необходимо переточить. В том месте, где произошел скол, делают второй срез. Чтобы не углубляться чрезмерно в дерево, нужно при этом снять лишь тонкую стружку. Не следует отчаиваться, если в начале узоры не будут получаться, и делать поспешный вывод, будто не удастся научиться этому виду декоративной работы. Только спокойствие и настойчивость в овладении техникой резьбы могут привести к успеху.

После выполнения резьбы поверхность изделия надо прошлифовать мелкой наждачной бумагой. Древесная пыль из глубины узоров удаляется одежной щеткой. Чтобы закрепить резьбу, защитить ее от пыли, влаги поверхность дощечки протирают щетиной кисти жидко разведенным лаком, который впитываясь в дерево, дает надежное защитное покрытие и не блестит.

 



Рис. 6

Рис. 7

 

5. Практическая часть занятия ( 70 минут)

Учащиеся выполняют на заготовке элементы геометрической резьбы: сколышки, треугольники, сияние. Учитель следит за правильностью выполнения резьбы, ТБ, проводит текущий инструктаж.

6. Подведение итогов (5 минут)

Учитель собирает работы, указывает на характерные ошибки и пути их устранения, выставляет оценки. Дается домашнее задание. Дежурные убирают помещение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск