Скачать 54.05 Kb.
|
План-конспект урока Дата: 23 января 2005 года Класс: 7 Тема: «Геометрическая резьба» Инструменты и оборудование: Нож-резак, стамеска плоская, полукруглая, деревянная липовая Заготовка размерами 300*180*10, линейка, карандаш, циркуль, Ластик, наждачная бумага, брус с пастой Гоя. Время: 90 минут. Ход занятия. 1. Организационный момент (2 мин.). Учащиеся одевают спецодежду, строятся. Учитель определяет наличие отсутствующих, выясняет причину отсутствия. Назначаются дежурные. Ученики рассаживаются по местам. 2. Сообщение новой темы (1 мин.) Учитель называет тему урока «Геометрическая резьба», виды операции, виды операций, которые будут изучены в ходе урока. 3. Повторение пройденной темы (7 мин.) Учитель задает вопросы по теме прошлого урока. - Какие виды резьбы вы знаете? (Михайлов в., Николаев С.) - Где применяется резьба по дереву? (Иванов С., Васильев А.) 4. Изложение нового материала (5 мин.). Для занятия геометрической резьбой нужен косой нож. Он должен быть заточен очень остро и отполирован. Полируют нож на войлочном круге с пастой Гоя. Зеркально отполированное лезвие дает чистый, сочный срез. Нож при геометрической резьбе держат зажатым в кулаке правой руки так, как показано на рисунке 1. Это связано с тем, что древесина – материал достаточно твердый и, чтобы углубится в нее, требуются значительные усилия. Пальцы другой руки также постоянно участвуют в работе – направляют лезвие ножа, помогают его движению и удерживают заготовку в неподвижном положении.
карандашом с помощью угольника, циркуля и линейки. Все элементы рисунка четко вычерчивают на заготовке. Наиболее просто вырезать сколышки ( Рис. 2). Их Размечают как равносторонние или равнобедренные треугольники и вырезают так. Нож погружают в дерево вертикально поочередно по двум сторонам треугольника, сходящимся к вершине, причем в верхней ее точке нож должен углубится на 3-4 мм., а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем начиная от основания и углубляясь к вершине, снимают, как бы скалывают, участок древесины между подрезанными сторонами. Чтобы получить навык в работе, сколышки вырезают на протяжении всей полосы. Зеркальные сколышки называют «куличками». Одиночный узор «Треугольник» размечают в виде равнобедренных треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящий на основании, делится линиями на три части (рис. 3). Вырезают его следующим образом: нож втыкают вертикально в точку, где сходятся лучи, лезвие должно быть направлено по лучу. В центральной точке нож углубляют на 3-4 мм., а в вершине угла он выходит на поверхность. Так поступают по всем трем лучам. Затем каждой стороной треугольника, постепенно углубляясь к точке схождения лучей, срезают лишнюю древесину. Получается треугольник, углубленный по трем плоскостям. Так вырезают треугольник по всей длине полосы.
Сияние может быть заключено в круге, квадрате, ромбе, прямоугольнике. Это сочетание равнобедренных треугольников, расходящихся из одной точки. Для их разметки циркулем вычерчивают две окружности нужного диаметра, делят ее на столько частей, сколько задумано лучей сияния. Точки деления соединяют с центром и получают сходящиеся веером к центру длинные узкие треугольники с чуть выпуклой короткой стороной. Каждый треугольник вырезают отдельно. Число лучей зависит от диаметра окружности, а так же от породы древесины, на которой выполняют резьбу (рис. 4). На легко скалывающихся породах лучи сияния делают более широкими и неглубокими, чем на вязкой одностороннего строения древесине. На изделиях русских народных мастеров встречаются сияния с самым различным числом лучей: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 28 и даже 38.
При вырезании элементов следует очень внимательно следить за расположением волокон древесины. В зависимости от расположения линий разметки по отношению к волокнам надо выбирать направление среза. Если он попадает против волокон, резьба будет грязной, шероховатой. Чтобы определить верное направление ножа, нужно сделать в одном из элементов неглубокий пробный срез. Если направление угадано правильно, поверхность среза будет гладкой. Тогда выполняют резьбу до требуемой глубины и в данном направлении срезают все однотипно расположенные элементы. Если же пробный срез получился шероховатым, значит нож идет против волокон и дощечку следует повернуть на 180 градусов. При срезании треугольников надо соблюдать определенную последовательность. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою, так как если сначала удалить два других треугольника, то этот не срежется, а сколется. Нужно будет делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Нередко после срезания трехгранных элементов внутри узоров на линиях схождения резных плоскостей остаются заусенцы, которые засоряют резьбу. Чтобы от них избавится, поступают так. В уже углубленном узоре делают еще раз неглубокую наколку по лучам треугольника, и совместив плоскость ножа с плоскостью среза, повторным срезом удаляют все лишнее. Случаются дефекты резьбы и из-за неправильно заточенного инструмента. Иногда при срезании элементов дерево не режется, а скалывается. Это происходит потому, что лезвие ножа слишком толстое. Его необходимо переточить. В том месте, где произошел скол, делают второй срез. Чтобы не углубляться чрезмерно в дерево, нужно при этом снять лишь тонкую стружку. Не следует отчаиваться, если в начале узоры не будут получаться, и делать поспешный вывод, будто не удастся научиться этому виду декоративной работы. Только спокойствие и настойчивость в овладении техникой резьбы могут привести к успеху. После выполнения резьбы поверхность изделия надо прошлифовать мелкой наждачной бумагой. Древесная пыль из глубины узоров удаляется одежной щеткой. Чтобы закрепить резьбу, защитить ее от пыли, влаги поверхность дощечки протирают щетиной кисти жидко разведенным лаком, который впитываясь в дерево, дает надежное защитное покрытие и не блестит.
5. Практическая часть занятия ( 70 минут) Учащиеся выполняют на заготовке элементы геометрической резьбы: сколышки, треугольники, сияние. Учитель следит за правильностью выполнения резьбы, ТБ, проводит текущий инструктаж. 6. Подведение итогов (5 минут) Учитель собирает работы, указывает на характерные ошибки и пути их устранения, выставляет оценки. Дается домашнее задание. Дежурные убирают помещение. |