Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер153.15 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Юридический факультет

Учебная программа дисциплины

«Экологическое право»
дline 5ля специальности 030501.65, «Юриспруденция»

3 курс
Автор: кандидат юридических наук Джобава Нугзар Алексеевич

Санкт – Петербург

2012
Пояснительная записка
Составитель:

кандидат юридических наук,

доцент кафедры финансового права

Джобава Нугзар Алексеевич
Целью курса «Экологическое право» является приобретение студентами базовых знаний в области правой охраны окружающей среды.

Задачи изучения дисциплины:

- овладение студентами теоретическими знаниями по экологическому праву;

- изучение экологического законодательства и тенденций его развития;

- анализ принципов и институтов экологического права;

- ознакомление с практикой его применения:

- изучение основных теоретических и практических проблемам в сфере экологического регулирования.
Место дисциплины в профессиональной подготовке студента

Настоящая дисциплина относится к числу общих профессиональных дисциплин подготовки студентов по специальности «Юриспруденция». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право».
Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1) знать:

- специфику экологического права союза, его отличие от других институтов права;

- принципы, категории, понятия, и нормы экологического права;

- основные этапы развития базовых отраслей права и правовых институтов;
2) уметь:

- работать с источниками и исследовательскими работами, находить в них необходимую информацию;

-разбираться в проблемах экологического права, владеть научным аппаратом;

-анализировать практику разрешения споров, оценивать правовые последствия решений, принятых судом по конкретным спорам.
Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том числе работу с научной литературой и источниками права, подготовку сообщений и ответов, решение казусов.
Виды и формы контроля

Текущий контроль проводится в форме контрольной работы.

Итоговый контроль представлен экзаменом.
Критерии оценки

При оценивании знаний студентов учитывается:

- правильное использование юридической терминологии и конструкций, четкое изложение дефиниций и классификаций, раскрытие основных признаков и характерных черт понятий, явлений, процессов;

- полнота и лаконичность ответа, даваемого в устной или письменной форме; четкость аргументации;

- глубина анализа источников экологического права ;

- степень использования научной и учебной литературы;

- умение применить положения источников права к конкретному казусу и мотивировать сделанный выбор;

- логика и аргументированность изложения;

- грамотное использование формально-юридического и сравнительно-правового подходов при анализе отдельных проблем;

- корректное приведение примеров, аналогий, сравнений.
Контрольная работа

Контрольная работа выполняется во втором модуле. Ее целью является проверка умения студентов применить теоретические знания по определенным темам. В течение 45 минут студент должен выполнить два задания в форме комментария судебного решения. При написании контрольной работы студенты имеют возможность продемонстрировать знание источников права и навыки их применения, знание основных исследований по проблеме, умение сослаться на них, владение специальной терминологией. Приветствуется умение использовать метод сравнительно-правового анализа.

Каждый из вопросов оценивается по 5-балльной системе.
Критерии оценки выполнения каждого из заданий:

Количество

баллов

Обоснование

5

Логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по проблеме, правильное использование юридической терминологии

4

Логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, однако не подкрепленный знанием литературы и источников по проблеме, правильным использованием юридической терминологии

3

Незначительное нарушение логики изложения материала, правильное использование юридической терминологии, наличие не более двух фактических и/или терминологических ошибок

2

Незначительное нарушение логики изложения материала, наличие не более двух фактических и/или терминологических ошибок, неполнота или неточность в формулировках

1

Существенное нарушение логики изложения материала, наличие более двух фактических и/или терминологических ошибок

0

Отсутствие ответа


Максимальное количество баллов за контрольную работу -10.

При написании контрольной работы не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
Экзамен

Итоговый контроль в рамках курса осуществляется во втором модуле в письменной форме. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. В ходе экзамена студент должны выполнить пять заданий по курсу. Общая продолжительность экзамена – 60 минут.

Оценивание выполнения каждого задания осуществляется по 2-балльной системе.
Критерии оценки каждого из пяти заданий:

Количество

баллов

Обоснование

2

Логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по вопросу, правильное использование юридической терминологии

1

Незначительное нарушение логики изложения материала, наличие не более двух фактических и/или терминологических ошибок, неполнота или неточность в формулировках

0

Отсутствие ответа

Итоговая оценка за экзамен складывается из количества полученных баллов. Максимальное количество баллов – 10.

На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного на лекциях и семинарах материала, не ограничиваясь примерным списком вопросов.
Методика формирования результирующей оценки

Результирующая оценка представляет собой сумму баллов:

– за контрольную работу с умножением на коэффициент 0,2,

– за ответы на экзамене с умножением на коэффициент 0,8.

Правила округления: от 0,1 до 0,4 – к меньшему, от 0, 5 до 0,9 – к большему.
Формула формиования результирующей оценки

Одисциплина = k1·Опромежуточный + k2·Оитоговый, где

Одисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов),

k1 = 0,2,

Опромежуточный – баллы, полученные за контрольную работу (максимум 10 баллов),

k2 = 0,8,

Оитоговый - баллы, полученные на экзамене (максимум 10 баллов).

Содержание дисциплины

«Экологическое право»
Тема 1. Понятие и структура экологического законодательства

Особенности предмета экологического регулирования. Методы экологического регулирования. Место экологического законодательства в системе российского законодательства, экологическое право как наука и учебная дисциплина. Взаимодействие экологического законодательства с другими правовыми институтами. Структура экологического законодательства.

Тема 2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России


Природа – источник материального и духовного благополучия. Концепция отношения общества к природе. Причины кризисного состояния природы. Пути решения экологических проблем. Значение законов развития природы.

Тема 3. Источники экологического права


Понятие, классификация и система источников экологического права. Конституция РФ, федеративные договоры. Международные договоры. Экологическое законодательство. Роль судебной практики.

Тема 4. Эколого–правовой статус гражданина


Понятие экологических прав гражданина и значение их признания. Состояние правового регулирования экологических прав гражданина. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и защита экологических прав гражданина. Механизм защиты экологических прав. Обязанности по охране природы.

Тема 5. Экологические правоотношения


Понятие и виды экологических правоотношений. Объекты и субъекты экологических правоотношений. Эколого-правовые нормы. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.

Тема 6. Право собственности на природные объекты и ресурсы


Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы. Право собственности на природные объекты и ресурсы. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы. Право частной собственности. Право государственной собственности. Право муниципальной собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности.

Тема 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения


Понятие и функции юридической ответственности. Понятие, виды и структура экологических правонарушений. Дисциплинарная ответственность. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Понятие и виды экологического вреда. Возмещение вреда нанесенного природной среде. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием природы. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности.

Тема 8. Правовое регулирование охраны земель и вод


Земля как объект правовой охраны. Категории земель. Правовые меры по охране земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель. Воды как объект правовой охраны. Право водопользования и его виды. Государственный контроль в области использования и охраны водных объектов.
Тема 9. Правовое регулирование охраны недр и лесов

Недра как объект правовой охраны, законодательство о недрах. Право недропользования и его виды. Государственный геологический контроль за рациональным использованием и охраной недр. Лес как природный объект экологического права. Лесное законодательство. Правовые меры по охране и защите лесов.
Тема 10. Правовое регулирование охраны животных и атмосферы Животный мир как объект экологического права. Законодательство об охране и использовании животного мира. Право пользования животным миром и его виды. Правовая охрана животного мира. Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство об охране атмосферного воздуха Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Тема 11. Международно-правовая охрана природы

Понятие международно-правовой охраны природы. Объекты и субъекты международного экологического права. Источники международного экологического права. Международные организации и международные конференции в области охраны природы. Международная эколого-правовая ответственность.
Семинарские занятия

Семинарские занятия проводятся в соответствии с тематическим планом курса. Их целью является углубление знаний студентов по определенным темам, отработка навыков работы с нормативными актами и судебными решениями, а также уяснение особенностей экологического права. Все вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарских занятиях, рекомендуется проработать, а ответы зафиксировать в рабочей тетради в виде тезисов, таблиц, схем.


Темы семинарских занятий

Семинар 1.Понятие и структура экологического законодательства.

Семинар 2. Источники экологического права.

Семинар 3. Экологические правоотношения.


Семинар 4. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Семинар 5. Правовое регулирование охраны земель и вод.

Семинар 6. Правовое регулирование охраны недр и лесов.

Семинар 7. Правовое регулирование охраны животного мира и атмосферы.

Семинар 8. Международно-правовая охрана природы.

Задания на экзамен формулируются преподавателем в пределах данной программы курса с учетом навыков и умений, приобретению которых уделялось особое внимание во время лекционных и семинарских занятий.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Базовый учебник:
Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: МПСИ, 2011.

Дмитренко А.В. Экологическое право: Учебник. М: «Наука-спектр», 2012.

Дополнительная литература:

  1. Алиханов Ф.Х. Экологическое право: Курс лекций. Барнаул: АГУ. 1994.

  2. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. М.: «Наука»,1996.

  3. Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М.: «Наука». 1985.

  4. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебное пособие. М.: «Юристъ», 2003.

  5. Бринчук М.М., Урсул А.Д. Правовые аспекты устойчивого развития: Учебное пособие. М.: «Ступени», 2005.

  6. Бринчук М.М. Концепция развития экологического законодательства Российской Федерации. СПб.: «Юридический институт», 2009.

  7. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: «МГУ», 2003.

  8. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития. М.: «Формула права», 2008.

  9. Выпханова Г.В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. М.: «Городец», 2009.

  10. Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: «Спарк», 1998.

  11. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: «Проспект», 2009.

  12. Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. М.: «Юриспруденция», 2007.

  13. Игнатьева И.А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России. М.: МГУ, 2007.

  14. Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право. М.: РУДН, 2008.

  15. Кремер Л., Винтер Г. Экологическое право Европейского Союза. М.: «Городец», 2007.

  16. Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М.: «Международные отношения», 1970.

  17. Шестерюк С.А. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.


Тематический план курса


«Экологическое право»


Наименование темы

Аудиторные часы

Самост.

работа

Всего

часов

Лек-

ции

Семинар.

занятия

Всего

Тема 1. Понятие и структура экологического законодательства.





2

2

4

10

14

Тема 2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России





2




2

5

7

Тема 3. Источники экологического права


2

2

4

5

9

Тема 4. Эколого-правовой статус гражданина


2




2

5

7

Тема 5. Экологические правоотношения





2

2

4

5

9

Тема 6. Право собственности на природные объекты и ресурсы


2




2

5

7

Тема 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения





2

2

4

10

14

Тема 8. Правовое регулирование охраны земель и вод





2

2

4

5

9

Тема 9. Правовое регулирование охраны недр и лесов





2

2

4

5

9

Тема 10. Правовое регулирование охраны животного мира и атмосферного воздуха





2

2

4

5

9

Тема 11. Международно-правовая охрана природы


2

2

4

10

14

Итого:

22

16

38

70

108



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск