Занятие по программе элективного курса по правоведению: 9 класс
Тема: Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение.
Тип урока: урок – практикум, изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, поисковая деятельность, работа с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».
Цель урока:
Познакомиться с видами экологических правонарушений и основными мерами эколого-правовой ответственности.
Задачи урока:
Образовательная:
Создать условия для усвоения учащимися понятия «экологические правонарушения», выявить их сущность;
Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний.
Развивающая:
Продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы.
Воспитательная:
Способствовать осознанию учащимися необходимости беречь окружающую среду.
Методические приемы: аналитическая работа с документом, групповая работа, творческая работа. Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группах с материалами Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа», раздаточный материал (таблицы), инструкция по работе со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», рабочие тетради.
Этапы урока:
1. Организационный момент;
2. Актуализация темы;
3. Этап осмысления: изучение нового материала, работа с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», составление таблиц;
4. Рефлексия.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя и учащихся
| Комментарии
| 1. Организационный момент
| Здравствуйте, ребята. В течение урока вы будете работать индивидуально и в парах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу.
| Слайд № 1
| 2.
Актуализация темы
| Представьте: осень. Вы собираете в лесу грибы. Парочка симпатичных грибочков примостилась прямо за муравейником. Каковы будут ваши действия?
(Возможные ответы учащихся:
- пройду мимо;
- аккуратно не задев муравейник, срежу грибы;
- разрушу муравейник и доберусь до грибов) Если человек предпочтет в этой ситуации свои экономические интересы, то он доберется до грибов и положит их в свою корзинку. Грибов станет больше, но муравейник, возможно, будет разорен.
Виновен ли человек в данном случае? Нанесен ли вред муравейнику, лесу?
Для того что бы ответить на эти вопросы нам надо разобраться в понятии экологическое правонарушение и каковы меры юридической ответственности?
| Слайд № 1
| 3.
Этап осмысления: изучение нового материала, работа с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», составление таблиц
| Что же такое экологическое правонарушение?
Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, наносящее вред окружающей среде и здоровью человека.
Виды экологических правонарушений:
Исходя из вида правонарушения наступает соответствующая юридическая ответственность.
Возникает следующий вопрос: как определить вид ответственности?
В этом нам поможет Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа». На рабочем столе найдите значок СПС и откройте ее.
В поле «быстрый поиск», наберите «экологическое правонарушение».
Какое количество нормативно-правовых актов регламентирует понятие экологическое правонарушение? (3)
Я обращаю ваше внимание на определение «экологическое правонарушение». Назовите, пожалуйста, три составляющих данного определения. (виновное, противоправное деяние, наносящее вред) Совершенно верно. Вспомним ситуацию, с которой мы начали урок.
(Осень. Вы собираете в лесу грибы. Парочка симпатичных грибочков примостилась прямо за муравейником. Вы разрушили муравейник, для того, чтобы добраться до грибов.) Сейчас мы рассмотрим, можно ли ваши действия рассматривать, как экологическое правонарушение. Обратимся к таблице.
Вина
| Противоправное
| Деяние
| Наносит вред
| Ответственность (какая?)
| умысел (осознанно разрушен муравейник)
| Кодекс об административных правонарушениях. Ст. 8.29
| разрушено
| Вред лесу, муравьям (один большой муравейник охраняет 1 га леса от насекомых-вредителей)
| административная, штраф от 300 до 500 руб.
|
Вина - это отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.
Противоправное деяние – это действие, которое влечет за собой наказание.
Наносящий вред – лицо, в результате действия которого кто-то или что-то пострадало(и).
Таким образом, мы видим, что в случае с муравейником наступает материальная ответственность, определяемая государственными штрафами. А сейчас, я предлагаю вам самостоятельно, с помощью Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа», проанализировать свою ситуацию, с точки зрения экологического права. Для этого, прошу вас сформировать 4 группы. Каждая группа получает свою ситуацию и инструкцию к работе. На работу отводится до 15 мин.
(Работа по группам.
После работы по группам, слово дается представителям, которые зачитывают ситуации и дают пояснение, опираясь на таблицу.) Итак, с какими видами экологических правонарушений мы сегодня познакомились?
(Возможные ответы учащихся:
- правонарушения против животного мира (разрушили муравейник);
- уничтожение или повреждение лесов;
- незаконная вырубка деревьев, жестокое обращение с животными)
Какая ответственность наступает за экологическое правонарушение?
(Возможные ответы учащихся: уголовная, административная, материальная)
|
|
| Возьмите, пожалуйста листочки и опираясь на инструкцию составьте синквейн на тему «Урок» 1 строка: тема «Урок»
|
| 4.
Рефлексия.
| Закончить сегодняшнее занятие я хочу высказыванием немецко-французского гуманиста А.Швейцера: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, который может помочь и удержать от того, чтобы причинить живому какой-либо вред».
Домашнее задание: эссе по высказыванию А.Швейцера. Всем спасибо за работу, всего доброго.
|
| Инструкция к работе
Группа № 1 1. Используя содержание Административного кодекса РФ (гл. 8, ст. 8.29), Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 № 7-ФЗ (гл. XIV), заполните таблицу, проанализировав ситуацию. Собирая грибы, супруги Ивановы разорили два муравейника. Служба лесной охраны составила акт о лесонарушении. Ивановы отказались подписать его, полагая, что такие действия не влекут ответственности. Органы лесной охраны передали материалы о лесонарушении в суд. Предположите, какое решение должен принять суд? Почему?
Противоправное
(закон. акты)
| Деяние
(действие)
| Вина
(умысел, без умысла)
| Вред
(какой?)
| Решение суда
|
|
|
|
|
|
Инструкция по работе с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа»
1. В поле «быстрый поиск» наберите название необходимого вам документа.
2. С помощью оглавления найдите необходимые главы, разделы, статьи.
Инструкция к работе
Группа № 2 1. Используя содержание Административного кодекса РФ (гл. 8, ст. 8.32), Уголовного кодекса РФ (раздел IX, гл. 26, ст. 261), заполните таблицу, проанализировав ситуацию. Группа учащихся, пошла в поход. Уходя домой, они не загасили костер, в результате чего возник пожар, причинивший лесному хозяйству значительный ущерб. Какие последствия должны наступить для учащихся? Почему?
Противоправное
(закон. акты)
| Деяние
(действие)
| Вина
(умысел, без умысла)
| Вред
(какой?)
| Последствия
|
|
|
|
|
|
Инструкция по работе с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа»
1. В поле «быстрый поиск» наберите название необходимого вам документа.
2. С помощью оглавления найдите необходимые главы, разделы, статьи. Инструкция к работе
Группа № 3 1. Используя содержание Административного кодекса РФ (гл. 8, ст. 8.28), Уголовный кодекс РФ (раздел IX, гл. 26, ст. 260), заполните таблицу, проанализировав ситуацию. Васильев и Петров, срубившие в заповеднике 20 елок, были задержаны лесником, который составил акт. Васильев и Петров его подписали. Квалифицируйте действия Васильева и Петрова. Будут ли они привлечены к юридической ответственности и почему?
Противоправное
(закон. акты)
| Деяние
(действие)
| Вина
(умысел, без умысла)
| Вред
(какой?)
| Ответственность?
|
|
|
|
|
|
Инструкция по работе с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа»
1. В поле «быстрый поиск» наберите название необходимого вам документа.
2. С помощью оглавления, найдите необходимые главы, разделы, статьи.
Инструкция к работе
Группа № 4 1. Используя содержание Уголовного кодекса РФ (раздел IX, гл. 25, ст. 245), заполните таблицу, проанализировав ситуацию. В ЖЭК поступила жалоба от родителей о том, что в районе детского сада находится большое скопление бродячих собак. Утром, во время прогулки детей, в детский сад прибыли работники ЖЭКа и начали отстрел собак. Правомерны ли действия работников ЖЭКа? Почему?
Противоправное
(закон. акты)
| Деяние
(действие)
| Вина
(умысел, без умысла)
| Вред
(какой?)
| Правомерны ли действия?
|
|
|
|
|
|
Инструкция по работе с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа»
1. В поле «быстрый поиск» наберите название необходимого вам документа.
2. С помощью оглавления, найдите необходимые главы, разделы, статьи.
|