Скачать 123.1 Kb.
|
Цели педагогического совета:
В ходе подготовки к педагогическому совету среди родителей было проведено анкетирование, которое дало более полное представление о семьях воспитанников. Оно показало, что сегодняшние родители — это грамотные, образованные люди. Они понимают свою роль и ответственность перед обществом в воспитании своих детей (60% родителей имеют высшее образование). У них хорошие материальная база, жилищные условия. Информация (семейное положение, образование, национальная принадлежность родителей, состав семьи), полученная в результате анкетирования, предоставляется участникам педагогического совета. Первыми вопросами, обсуждаемыми на педагогическом совете, стали: • роль семьи в воспитании ребенка; *правовые документы по вопросам воспитания детей. Роль семьи в воспитании ребенка, права и обязанности родителей перед обществом нашли отражение в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка. Как оценивают свою роль в воспитании родители воспитанников, какую роль отводят они семье? Анализ анкет показал следующее: *родители должны заботиться о своих детях, кормить их, одевать и т. д. — согласились 100% родителей; *родители должны воспитывать своих детей — 100%; * роль отца в семье: материальное обеспечение — 40%; * воспитание будущего мужчины — 60%; *роль матери в семье: воспитание — 100%. Итак, семья несет ответственность перед обществом за воспитание и развитие своих детей. И это находит отражение в правовых документах. Но кроме прав и обязанностей родителей, существуют права и обязанности маленького ребенка. Его здоровье, жизнь и будущее полностью зависят от взрослых людей: родителей и воспитателей. Защита прав и достоинства маленького ребенка стала заботой государства и нашла свое отражение в нормативных правовых документах. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо участники педагогического совета знакомы с нормативными правовыми документами предлагается вспомнить основные положения этих документов и то, какие права они закрепляют за детьми. – Родители зачитывают основные положения об обязанностях родителей перед обществом, воспитатели — о правах ребенка, гарантируемых государством. Далее участникам предлагаются вопросы для обсуждения: "Нужно ли организовать правовое воспитание в детском саду?", "Формированию каких качеств личности будут способствовать знание детьми своих прав и обязанностей?" (чувство уверенности в себе принужденность в общении, самоуважение, желание соблюдать, социальные правила поведения, общения и т. д.). Следующий вопрос педагогического совета — сферы взаимодействия родителей и педагогов. Как взаимодействуют педагоги и родители в процессе посещения ребенком детского сада по вопросам воспитания и обучения? В каких сферах происходит сотрудничество, какую помощь хотят получить воспитатели и родители друг от друга? В одной из анкет был вопрос о том какие проблемы волнуют родителей воспитании ребенка и какую помощь хотят получить от педагогов. Вот некоторые ответы:
Последний показатель очень настораживает нас, педагогов. Что это? Невнимание к собственным детям, неумение видеть их потребности, интересы, проблемы? Или родителям не хватает времени? Или они не понимают своей роли в воспитании ребенка, не знакомы с особенностями его развития, им недостает педагогических знаний в вопросах воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста? Нет проблем — не нужна и помощь. А может быть, это недоверие к педагогу низкая оценка его профессионального уровня? Может быть, это неумение педагога показать родителям свою заинтересованность в развитии ребенка, его любви, свое понимание и принятие ребенка таким, какой он есть — со своими интересами, особенностями в развитии потребностями. Ведущий педсовета (старший воспитатель) предлагает командам родителей и педагогов определить круг вопросов, которыми они обращаются друг к другу (перспективы развития ребенка, ситуативные поводы, связанные с поведением ребенка, его обучением, организационные поводы). Пока счетная комиссия (3-4 человека от педагогов и родителей в зависимости от количества участников педагогического совета) обрабатывает полученные ответы, можно ознакомить всех с результатами анкетирования родителей по вопросам воспитания и ожидаемой помощи от педагогов. Счетная комиссия подводит итог. Анализ вопросов выделил основные сферы взаимодействия: *помощь по вопросам долговременного развития ребенка (подготовка к школе, развитие ребенка); * помощь организационного характера (участие в организации утренника, помощь по группе, в благоустройстве детского сада); * помощь в воспитании детей; • отзывчивость, ответственность, обязательность педагога; * помощь по ситуативным поводам (решение проблем в каждой конкретной ситуации, своевременное выявление проблем и совместное их устранение); • хотели бы получить какую-либо помощь; * не хотели бы получить помощь. Анализ ответов показал, что воспитатели от родителей ждут помощи организационного характера (23%). Для них важны личностные качества родителей, такие как ответственность, обязательность, внимание и активность (77%). Основное содержание помощи, которую хотели бы получить родители, – консультирование по различным проблемам развития, а также подготовка ребенка к школе, т. е. помощь, связанная с развитием ребенка (60%). Большинство родителей отказались от помощи детского сада. Некоторые вообще отводят педагогу роль человека, который только осуществляет присмотр и уход за ребенком. Как видно, вопросов построения действенного взаимодействия родителей с дошкольным учреждением очень много. И их, несомненно, надо решать, учитывая влияние семьи на воспитание и развитие ребенка. Еще одна, не менее важная тема, предлагаемая для рассмотрения на педагогическом совете, звучит так: представления об идеальном воспитателе и идеальном родителе. Итак, мы пришли к выводу о необходимости сотрудничества и семьи в вопросах воспитания дошкольника. Чтобы осуществить такое сотрудничество, необходимо взаимное стремление к нему с сторон. Прежде всего, любовь к детям, интерес к их развитию стать общим объединяющим и родителей, и педагогов делом. Какие качества педагогов и родителей важны для установления тесного сотрудничества и какие основные функции должна выполнять каждая сторона? Как оценивают педагоги роль родителей и родители – педагогов в воспитании? Команды педагогов и родителей определяют характеристики идеального родителя и идеального педагога по следующим категориям: * личностные качества; * я профессиональные умения; * отношение к детям; * ролевые отношения, связанные с общением (партнер, помощник, наставник). Далее проводится обсуждение. Если определять цели, которые ставят перед собой родители и педагоги дошкольных учреждений, то окажется, что они общие -воспитание всесторонне развитой личности, обеспечение ребенка содержательной деятельностью, приобщение его к ценностям социальной: жизни (знаниям, искусству, труду), становление высоконравственного человека. Такое положение еще раз доказывает, что для достижения высокого результата в воспитании и обучении ребенка тесное сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием. Следующая страница нашего диалога — представления родителей и педагогов о важности семейного и общественного воспитания, а также возможность воспитания и обучения детей без взаимодействия детского сада и семьи. Общая позиция современных социологических и психолого-педагогических исследований позволяет утверждать в системе разнообразных социальных институтов и социальных групп, оказывающих воздействие на формирование личности, семья является не просто важным, а необходимым, глубоко специфичным, в высшей степени действенным компонентом воспитания детей. Семья – это многогранная система, в котором существует не только взаимодействие в диаде "родители — ребенок", но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей. Семья — это та среда, в которой у ребенка формируются первые представления о себе, начинается развитие его социальной природы. Нет сторон личности, в становлении которых не принимала бы участие семья. Обладая огромными воспитательными возможности она воздействует на человека в течение всей его жизни. Это обусловлено, во-первых, специфичностью семьи, особенностями ее нравственного и психологического влияния; во-вторых, первостепенной важностью раннего и дошкольного детства в развитии человека. В настоящее время целью педагогического процесса признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Рассмотрим, какие воспитательные функции выполняют детский сад и семья, кто имеет большее влияние в различных вопросах воспитания. Участникам педагогического совета предлагается оценить это влияние:
Примечание. В каждой из колонок ставится отметка ( + ) в случае большего влияния детского сада или семьи. Счетная комиссия обрабатывает полученные данные, делает выводы и знакомит участников педагогического совета с результатами. Выяснилось, что воспитатели высоко оценивают важность всех воспитательных функций семьи, и даже выше, чем воспитательные функции детского сада (особенно это касается подготовки ребенка к школе, развития навыков дисциплины и общения со сверстниками). Родители в основном высоко оценивают роль детского сада в вопросах подготовки к школе и общения со сверстниками. В остальных сферах оценка родителями воспитательных функций детского сада приблизительно такая же, как и у воспитателей. Полученные данные свидетельствуют, что оценка и родителями, и воспитателями роли детского сада в вопросах подготовки ребенка к школе совпадает. Это еще раз доказывает, что детский сад и семья выполняют одну задачу, а также необходимость тесного сотрудничества по всем вопросам гармоничного развития личности ребенка, его подготовки к обучению в школе. Далее в рамках обсуждения форм и методов организации взаимодействия родителей и педагогов ДОУ воспитатели всех групп делятся опытом работы с семьями. Они показывают фотографии, конспекты занятий, проведенных совместно с родителями, рассказывают о перспективах сотрудничества по вопросам нравственно-трудового, патриотического воспитания, культуры поведения. Происходит обсуждение и поиск эффективных методов и форм сотрудничества с семьями. Поскольку одной из задач педсовета является построение партнерских взаимоотношений между ДОУ и семьей, в него необходимо включить ознакомление участников с правилами общения педагога с родителями. Для организации плодотворного общения педагогов с родителями для достижения взаимопонимания между двумя сторонами психологи назвали определенные требования. Педагоги нашего ДОУ прошли тестирование по проблеме организации сотрудничества с семьей. Мы попросили их указать какими важными, на их взгляд, качествами должны обладать педагоги и каких должны придерживаться правил. Как показало тестирование, воспитатели владеют методикой сотрудничества с семьей. Они знают технологию построения общения с родителями с воспитанников. На следующем этапе педагогического совета родители делятся своим опытом работы семейного воспитания, демонстрируют фотоматериалы. А что же думают о нас наши дети, какими они хотят видеть нас своих родителей, воспитателей? Далее вниманию участников педагогического совета представляется видеозапись с рассуждениями детей старшего возраста о том, какими они хотят видеть родителей и воспитателей В заключение педсовет выносит решение:
*в организация совместной трудовой деятельности; *создание кружков "Умелые руки", где родители будут вести занятия с детьми (различные виды рукоделия, приготовление пищи, работа с деревом — для мальчиков и т. д. *в организация совместных поездок по городу, посещение музеев и т. д.; *проведение праздников и досугов (изготовление костюмов атрибутов, декораций, аттракционов и т. д.).
7. Провести совместно с родителями спортивный праздник “Папа, мама, я — спортивная семья" (ответственный — старший воспитатель, воспитатель по физическому воспитанию 8. Подготовить методические рекомендации для воспитателей по проблеме сотрудничества педагогов с родителями по вопросам: *специфические отличия семейного воспитания от общественного; * причины, препятствующие налаживанию взаимоотношений между родителями и педагогами; * проблемы воспитания у родителей; * модель воспитания для родителей; * этапы работы воспитателя с родителями; * принципы взаимодействия с родителями; • формы сотрудничества с семьей; * показатели эффективности сотрудничества детского сада с семьей |