Скачать 2.21 Mb.
|
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Томской области Дозморова Е.В., к.п.н., проректор по НР ТОИПКРО; Лыба А.А., зав. кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО; Песяк Е.Ф., преподаватель кафедры сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО Цель данных методических рекомендаций – дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам реализации внеурочной деятельности и её интеграции в образовательный процесс. Нормативные основания для реализации внеурочной деятельности: - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированный Минюстом России 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» - http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/Раздел I. Организация внеурочной деятельности при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями от 22 сентября 2011 года № 2357) фиксирует требования к структуре ООП НОО и определяет место и значение внеурочной деятельности в образовательном процессе: «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный, организационный… Организационный раздел включает учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности», что означает:
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 текст ФГОС НОО дополняется пунктом 19.10: «План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся…Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов1». Из этого следует, что
Таблица 2
Подобным образом может быть разработан формат Журнала учёта занятости обучающихся внеурочной деятельностью. Содержание программ внеурочной деятельности может носить, как предметно ориентированный характер, так и не быть связанным с предметной областью. Например:
- учебные проекты и исследования; - спецкурсы; - практические (опыты, наблюдения, экскурсии); - углублённые, развивающие и т.д.
- социальное проектирование; - общественно – полезная деятельность; - коллективно – творческая деятельность; - досугово – развлекательная деятельность и т.д. Поскольку внеурочная деятельность организуется по принципу свободного выбора ребёнка, то основной организационной формой может быть не «класс», а «группа», сформированная по разновозрастному принципу, из обучающихся разных классов одной параллели и т.д. В основе организации внеурочной деятельности должна лежать модель, соответствующая внутренним возможностям учреждения и внешним ресурсам, имеющимся в его распоряжении. |