Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации19.12.2013
Размер0.75 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6
История политических и правовых учений
Программа учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – бакалавр, специалист

Автор – кандидат юридических наук, доцент В.И.Карпец.

В составлении библиографии и техническом оформлении программы принимала участие ассистент Н.А.Рябова

М. НИУ ВШЭ. 2012. 48 с.

© Государственный университет-Высшая школа экономики, 2012

© Владимир Игоревич Карпец, 2012

Пояснительная записка

История политических и правовых учений – базовый правоведческий курс с элементами теории и истории государства и права, сравнительного правоведения, философии, политологии, общегражданской истории, культурологии, религиоведения, геополитики и т.д. Курс призван обогатить знания, полученные студентами в ходе изучения теории государства и права, истории отечественного и зарубежного государства и права, отраслевых юридических дисциплин у будущих специалистов в различных отраслях права, показать им основные закономерности развития взглядов на государственно-правовую реальность на протяжении истории и при необходимости научить их применять свои знания в научной и практической деятельности.

По итогам изучения курса истории правовых и политических учений студент должен:

ЗНАТЬ основные этапы развития политико-правовых идей на Востоке и Западе с древнейших времен до наших дней, особенности эволюции концепций основных отраслей права, основные подходы отечественных и зарубежных мыслителей к государству и праву, их сходство и различия.

ИМЕТЬ основные представления о цивилизационных и культурных государственно-правовых парадигмах и их проявлениях во времени, о связи историко-правового развития и развития политико-правовых идеологий.

УМЕТЬ работать с памятниками историко-правовой мысли и смежными с ними (религиозными, философскими и т.д.) источниками, анализировать их, сопоставлять типологические модели политико-правовых идеологий и взглядов на отраслевые вопросы в прошлом и настоящем, выявлять политико-правовые традиции, их жизнеспособные и нежизнеспособные стороны.

ОБЛАДАТЬ навыками сравнительного исследования памятников права, реферативного их изложения, реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов, философов и политиков на изучаемые вопросы, навыками написания рефератов и курсовых работ по проблематике курса.

БЫТЬ СПОСОБНЫМ формулировать и отстаивать свою собственную точку зрения вне зависимости от позиции преподавателя, вести дискуссию.

Несмотря на то, что данный курс является обязательным для юристов всех специальностей, особенную значимость он имеет для тех, кто собирается специализироваться в области теории и истории права и государства (специальность 021100), в особенности заниматься научной работой, а также работать в высших органах государственной власти (администрации Президента, Государственной Думе, Совете Федерации), посвятить себя публичной политической деятельности.

В ходе чтения курса учтены особенности НИУ ВШЭ, поэтому особое внимание уделяется связи тех или иных политико-правовых учений с близкими им экономическими доктринами, влиянию политико-правовых концепций на экономику.

Некоторые методологические указания

История политических и правовых учений как наука и как учебный курс сложились в нашей стране к середине ХХ века. В университетах Европы и Америки история политических и правовых доктрин, как правило, отдельные научные и учебные дисциплины, причем первую преподают на политических факультетах, вторую – на юридических. На наш взгляд, отказываться от сложившейся отечественной образовательной практики нет необходимости, поскольку в любой цивилизации право и политика тесно связаны, более того, взаимно определяют друг друга. Иной вопрос, что ставить на первое место – «правовое» или «политическое». Здесь ответ зависит от того, придерживается ли автор курса естественно-правовой концепции или находится на позициях юридического позитивизма, иными словами, как он отвечает на вопрос о первичности государства или права в данной диаде. Это следует оговаривать на вступительной лекции; при составлении программы мы следуем общепринятой в большинстве вузов терминологии.

В то же время сам по себе данный курс можно строить как по чисто хронологическому – как это делалось прежде – так и по парадигмальному принципу (от греч. παραδειγμα – παρα – сверх, над, и δειγμα – проявление). В философии Платона и неоплатоников это слово использовалось для описания трансцендентного образца, предопределяющего форму вещей, «непроявленное в проявленном». Парадигмальный подход позволяет проводить сходства и различия между явлениями совершенно разных понятийных, идеологических и временных рядов и не только дополнить, но и совершенно заменить хронологический, связанный только с одной из парадигм – парадигмой линейного исторического времени – хотя возможны и иные. На полную замену хронологического подхода парадигмальным мы, однако, сегодня не решаемся и предполагаем построить курс на сочетании того и другого.

Предметом науки истории политико-правовых учений является, прежде всего, историко-сравнительное изучение взглядов на проблематику власти и закона в их взаимоотношениях. Здесь можно выделить несколько основных парадигм, объединяющих и разъединяющих политико-правовые идеологии.

1. Циклическое время (сакральная парадигма) и линейное время (историческая парадигма).

2. Первичность власти по отношению к собственности (восточная парадигма) и первичность собственности по отношению к власти (западная парадигма).

3. Первичность власти по отношению к закону (парадигма традиции) и первичность закона по отношению к власти (парадигма модерна).

4. Власть и закон как проявление (откровение) и власть и закон как договор («завет»).

Эти и некоторые другие парадигмы мы можем выявлять на протяжении всей истории политико-правовых учений с древнейших времен до наших дней.

С точки зрения хронологии мы следуем за принятым в литературе делением на древний мир (древневосточный, античный и библейский), средние века (прибл. c IV в. по Р.Х. до XV-XVI вв.), эпоху модерна (от XVII в.), добавляя к этому делению также начавшийся в конце ХХ столетия промежуточный период «постмодерна», который, по мнению «модернистов», означает начало «конца истории», а по мнению традиционалистов – начало «великого возвращения» через преодоление постмодернизма.

Содержание курса претерпело некоторые изменения по сравнению с основными учебными пособиями и тем, что обычно в нем содержится. Дело в том, что на протяжении долгого времени многие крупные имена и целые течения замалчивалась, другим же, напротив, уделялось неоправданно много внимания, несоразмерно с их подлинным значением, что было вызвано конъюнктурными и иными привходящими обстоятельствами. Мы попытались этот пробел восполнить. Мы также обращаем внимание студентов на то, что большинство политико-правовых идей на протяжении истории были в большей степени связаны с породившей их культурно-религиозной средой, чем о том порой было принято говорить. И здесь мы пытаемся сделать, пусть первый, но все-таки шаг вперед.

На протяжении всего курса лекций мы стремимся показать пронизанность каждого исторического периода одними и теми же политико-правовыми парадигмами. Такой подход может превратиться для студентов в увлекательное путешествие по карте политико-правовых идеологий. Например, перед ними могут оказаться поставлены такие вопросы, как «Что общего между теориями средневековых герметиков, анархизмом М.Бакунина и концепцией «советского социалистического права?», «Почему смертная казнь рассматривалась в древности как проявление милосердия?» или «Как связана концепция «отчуждения» Карла Маркса с «творением из ничего»?» Таких «вопросоответов» множество.

В ряде случаев автор курса применяет сравнительно-исторический метод. Он проявляется не только в сопоставлении школ и учений одной (или разных) стран и эпох, но и в изложении оценок тех или иных мыслителей более поздними, в том числе позднейшими, авторами. Это помогает ретроспективному взгляду на историю политико-правовых учений, пониманию ее целостности.

Ввиду общего парадигмального подхода к нашему предмету, в перечне литературы мы отказались от ее группировки по темам, разделив только на: 1) ведущие учебники и хрестоматии, 2) основную литературу, необходимую для сдачи экзаменов и зачетов, 3) (условно) дополнительную литературу, необходимую, однако, для тех, кто действительно хотел бы нас понять.

Совершенно очевидно, что по некоторым проблемам у лектора и студентов могут существовать разные точки зрения. Мы не стремимся навязывать собственную. Это, однако, не означает, что наличие альтернативных суждений может выражаться в непосещении лекций или нарушении учебной дисциплины. Студент может высказывать свою позицию в письменных (курсовых) работах, эссе и рефератах, на семинарах и в личных беседах с преподавателем на консультациях (что только поощряется и может быть учтено на экзамене). Единственное условие: точка зрения студента должна быть аргументирована, а не основана на «общих местах» публицистического плана.

Указания по учебному плану, контролю и отчетности

Учебным планом предусмотрено 44 часа учебных занятий (28 лекционных часов и 16 часов семинарских занятий). Ввиду большого объема материала по решению ведущего преподавателя количество лекционных занятий может быть увеличено.

Учебным планом предусматривается также написание каждым студентом реферата (в 4-м модуле) и курсовой работы (по выбору студента, в 4-м модуле).

Изучение курса истории политических и правовых учений завершается экзаменом по данной дисциплине.

Критерии оценки



Признаки

Оценка

Незнание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников.

Неудовлетворительно:

2 балла по 5-балльной шкале,

1-3 балла по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников

Удовлетворительно:

3 балла по 5-балльной шкале,

4-5 баллов по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников, а также дополнительной учебной и методологической и литературы

Хорошо:

4 балла по 5-балльной шкале,

5-7 баллов по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника, основных законодательных памятников, дополнительной учебной и методологической литературы, а также научной литературы, знание разных точек зрения по вопросу

Отлично:

5 баллов по 5-балльной шкале,

8-10 баллов по 10-балльной шкале



Примерный тематический расчет часов





Наименование разделов и тем

Лекции

Семинары

Всего ауд.

1.

Предмет и метод истории государства и права. Метафизические корни политико-правовых идеологий и их основные парадигмы.

2

-

2

2.

Политико-правовые идеи Древнего Востока: Китай, Индия, Междуречье, Иран, Израиль.

4

2

6

3.

Политико-правовая мысль античности: Древняя Греция, Древний Рим. Славяно-кельтский и германский мир.

4

2

6

4.

Политико-правовые идеи эпохи становления и расцвета христианства (Восточная и Западная Церковь, Византия, Русь, Римо-католическая Европа).

4

-

4

5.

Политико-правовая мысль в средние века в иных мировых религиях (ислам, иудаизм) и на Востоке (тюрко-монгольская ойкумена).

2

-

2

6.

Политико-правовые учения нового времени: от Реформации и Ренессанса до начала ХХ в. Либерализм. Юридический позитивизм и естественное право.

6

-

6

7.

Социализм, коммунизм и иные революционные идеологии: политико-правовые аспекты.

2

2

4

8.

Политико-правовая мысль конца модерна и постмодерна. Судьбы государства и права и глобализация.

4

-

4




Итого:

28

16

44



Содержание программы

Тема 1

Идеи о власти и законе в их историческом развитии как предмет науки истории политических и правовых учений. Понятие истории. История – деградация, прогресс или «вечное возвращение»? Понятие парадигмы. Время как парадигма. Основы метафизического подхода к истории. Метафизика и онтология. Манифестационизм и креационизм – основные метафизические парадигмы. Власть и закон в манифестационизме как «онтофания». Деградация онтофании от сакральной монархии к тоталитарным идеям ХХ в. Власть и закон в креационизме как «договор», «завет». Деградация договорных принципов от авраамических религий к современному либерализму. Существует ли «третий путь»? Троическая метафизика и преодоление дуализма. Метафизика Воскресения. «Трагическое понимание» власти и закона. Восток и Запад, «правое» и «левое» в политике и праве.
Основная литература: 8, 9, 10, 11, 24, 25, 42, 59, 80-84, 90, 107, 132, 148, 149, 169, 174, 179, 184, 185, 205, 209, 216, 221, 244-49, 252, 258, 159, 271, 280, 291, 292, 295, 308-309, 311, 327, 328, 385, 422, 430, 450, 454, 469, 472-480, 481, 487.

Дополнительная литература: 11, 16, 27, 36, 37, 40, 41, 56, 58, 64, 74, 77, 78, 82, 92, 93, 99, 103, 105, 111, 114, 127, 140, 142, 149-53, 154, 155, 156, 160, 161, 170, 176, 177, 211, 216, 217, 231, 232, 233, 237, 240, 244, 249, 250-252.

Тема 2

Основная парадигма политической и правовой мысли и государственности Востока – манифестационизм: сакральность власти, первичность власти по отношению к собственности. Второстепенные элементы договорного начала в праве.

Китай – «иное человечество»? «Желтый Предок» и «Книга перемен». «Всеобщие превращения» и «путь дракона». Император как «дракон». Даосизм. Учение о недеянии как форме власти. Что такое «Дао» и «дэ»? Лаоцзы. Неподвижность царской власти. Аномизм как основа правопонимания. Чжуанцзы: «путь бабочки» – взаимопревращения аномии. Конфуций и конфуцианство как противоположность даосизма. Учение об иерархии. Признание ценности закона и законодательства у Конфуция. Категории «жэнь» и «ли». Ритуал как основа права. Почитание предков и старших. Социально-политические и правовые идеи Моцзы. Школа фацзя (легистов). Император Шан Ян. Учение о преступлении и наказании. Карательная природа права у легистов. Соотношение право и закона. Элементы конфуцианства и даосизма у фацзя. Становление дуальности политико-правовой идеологии Китая: экзотеризм (конфуцианство) и эзотеризм (даосизм).

Политико-правовая мысль Индии. Арии и дравиды. Теории происхождения ариев: северно-причерноморская, гиперборейская. Мировоззрение ариев – классический и законченный манифестационизм. Учение о кальпах, манвантарах и югах. Адвайта (недвойственность). Происхождение мира из жертвоприношения. Атман и брахман. Ведизм. Учение о варнах. «Дваждырожденные». «Ригведа». «Рита» и «дхарма» как закон и правовая норма. Широта понятия «дхарма». Отсутствие императивности права. «Законы Ману» как основа арийского миропонимания. «Артхашастра». Буддизм и его разновидности (ламаизм, буддизм чань, тантрический буддизм).

Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Арьяварты). Иранские арии и индийские арии. «Авеста» – «Веды» наоборот. Зороастризм. Дуалистичность мира в зороастризме: добро и зло, правое и левое. Право как высшая добродетель. «Неюридическое право». Учение о царской власти. Понятие «хварно» – царское избранничество. Последовательный сакральный монархизм в Арьяварте. Доисламские корни суфизма.

Древний Израиль и его особое место на Востоке. Израиль – «колыбель Запада на Востоке». Кто такие древние евреи? Происхождение креационизма. Понятие «брит» (договор) как основа будущего западного правопонимания. «Обрезание» и «избранность». Моисеев закон. Второзаконие. Теократия – высшая форма креационизма в праве. Теократия Судей. Негативное отношение авраамизма к монархии. «Царство» в Израиле – падение теократии. Давид и Соломон: самоотрицание креационистской теократии. Пророки и пророческая традиция. Пророческие школы. Понимание истории Израиля в христианстве и исламе.
Основная литература: 1, 3, 4, 18, 21, 29, 33, 56, 66, 85, 109, 124, 125, 135, 145, 196, 200, 238, 243, 281, 282, 310, 316-317, 326, 341, 353, 377, 391, 398, 408, 449, 464, 486.

Дополнительная литература: 11, 12, 31, 52, 75, 85, 163, 179, 194, 209, 215, 225, 230.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск