Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 358.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации19.12.2013
Размер358.74 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Право > Лекция
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

«Философии и социологии»

полковник полиции

Л.В. Карнаушенко

«____»__________2012 г.


Дисциплина: Философия

Специальность: 031001.65 Правоохранительная деятельность

Лекция

ТЕМА15.Философия российской государственности и права.

Подготовил:

Профессор кафедры,

майор полиции

Самойлов С.Ф.

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

протокол № 2

от «17»сентября 2012


Краснодар 2012

Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа


Место проведения: лекционная аудитория согласно расписанию

Методика проведения: словесный (лекция)
Основные термины и понятия: политическая философия, понятие политической идеологии, основные виды политических идеологий: консерватизм, либерализм, социализм, основные направления русской социально-государственной мысли: русский либерализм, почвенничество, славянофильство, русское социал-демократическое движение, советская идеология.
Цели занятия:


  • постановка и анализ фундаментальных философских проблем в сфере государственности и права и ознакомление с ключевыми терминами;

  • определение историко-культурной специфики формирования российской государственности;

  • осмысление правовой идеологии российского консерватизма и либерализма;

  • выявление структуры правового государства на современном этапе развития российского общества.


План лекции

Введение


  1. Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ.

  2. Социальное государство как сложная организационная и правовая система.

  3. Система права и правотворческая деятельность в российском государстве.

  4. Правовое государство на современном этапе.

Заключение (выводы)

Основная литература


Дополнительная литература

ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 15 «ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения важнейших образовательных задач, формирования основ современного мировоззрения и методологической культуры курсантов и слушателей в сфере философии государственности и права.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что конкретизируется и систематизируется сфера знаний, являющаяся универсальной базовой предпосылкой для любой осмысленной (в том числе учебно-образовательной, научно-исследовательской и профессиональной) деятельности в правоохранительных органах. Материал данной лекции выполняет методологическую роль не только для курса философии, но и для юридических дисциплин, способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов государства и права в их взаимосвязи и в целом.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает знания, без которых не осуществимо получение качественного университетского образования в юридическом вузе системы МВД. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением вопросов государства и права способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Краснодарского университета МВД России.

Содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной научной литературы.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем российской государственности и права.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления российской государственности и права.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»).

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности.

Вопрос 1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА: СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Еще в Древнем Риме государственность и право рассматривались как проявление естественного права и отражение жизни народа. Государство представлялась как сложная система, которая неотделима от права.

В жизни право выступает в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются или санкционируются государством. Таким образом, между правом и государством существует неразрывная связь.

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй — древний тип коллективного или кооперативного произ­водства, который был результатом слабости отдельного, обособ­ленного человека перед окружающей природой.

Чтобы иметь возможность производить необходимые матери­альные блага, люди стали объединяться для совместной деятельно­сти и для взаимного обмена результатами своей деятельности. При этом люди вступали между собой в определенные связи и отноше­ния, в рамках которых складыва­лись их отношение к природе, процессу производства, а также экономические взаимосвязи. Производственно-экономическая деятельность регламентировалась отношениями людей к средствам производства, т.е. к собственности.

Отношения собственности начинают пронизывать все сферы экономических отношений — производства, обмена, распределе­ния и потребления материальных благ, Они обуславливают распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства, т.е. Детерминируют классовую структуру общества.

С разделением человеческого общества на классы появилась государственность.

Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть при­мирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуати­руемых.

С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу: новые (точнее продуманные, в дальнейшем юридические, а не стихийно возникшие) нормы, которые более конкретны в отличие от старых. Приобретают иной смысл и обычные нормы.

Новые обычные нормы, которые возникли в период разложе­ния первобытнообщинного строя, противоположны духу примитивного социального равенства старых обычаев, они пробили брешь в родовом строе, утвердили дух фактического неравенства. Но только на ранних стадиях существования государства обычное право пред­ставляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно было вытеснено специально разработанными(чаще всего писанными) законами государства.

Право — это правила поведения, исходящие уже не от обще­ства, а от государства, причем предписания, защищающие инте­ресы политических сил, находящихся у власти, и санкционирую­щие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от обще­ства, выступая воплощением воли государства, т.е. государствен­ной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.

Нормы права общеобязательны в силу возможности государ­ственного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмот­ренными в самих нормах права, если они не реализуются добро­вольно; носят общий характер, являются неперсонифицированными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и к каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; они формализова­ны, т. е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содер­жатся в систематизированном виде в законах, сборниках, преце­дентах, тем самым право защищается от произвольного измене­ния, обеспечивается определенная его стабильность.

Каковым по своей сущности и назначению является государ­ство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, такова будет и роль права.

К наиболее важным и сложным обществен­ным явлениям в российской государственности относится право - как особая система норм, определяющих поведение человека. Возникает на извест­ной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты про­изводства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился этим общим условиям произ­водства и обмена. Следует отметить специфику исторического развития государственности в России. Историко-культурные факторы (принятие восточного варианта христианства, существенное (авторитарное влияние византийской бюрократии

С давних времен предпринимались попытки со­здать универсальный закон общественных отношений в государстве, который мог обеспечить благополучие его граждан. Наиболее выразительные примеры в этом направлении показывали мировые религии. Для христиан ос­новными законами стали заповеди и Нагорная проповедь Христа, изложенные в Священном Писании — Библии, для приверженцев Аллаха — мусульманское право, со­держащееся в Коране и т. п.

Основные моральные обязанности христианина изложены в десяти заповедях Закона Божия: 1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим; 2. Возлюби ближнего своего, как самого себя; 3. Не сотвори себе кумира; 4. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе; 5. Не убий; 6. Не укради; 7. Не лги; 8. Почитай отца твоего и мать твою; 9. Не прелюбодействуй; 10. Не возжелай чужого и не завидуй. До сих пор изучение Ветхозаветных заповедей и Новозаветных наставлений и жизнь по ним есть первая существеннейшая потребность и священнейший долг каждого истинного христианина.

Позже закон, определяющий и формирующий поведение лю­дей и деятельность их коллективных образований в экономичес­кой, политической, духовной, социальной, научно-технической, экологической и иных сферах, получил название «право».

Все мы — самые разнообразные участники довольно различных общественных отношений, и в этом проявляется великий и замечательный принцип социализации, который вывел когда-то человека из эволюционной рутины животного мира, придал ему какое-то пока непостижимое предназначение в этом мире.

Для государственности основными являются вопросы о том, каким образом общественные отношения превращаются в правовые, каковы механизм и формы их существования и действенности в этом качестве.

В общем плане ответ сводится к следующему. Регулируя обще­ственные отношения — упорядочивая их, стабилизируя, разви­вая, изменяя, прекращая, — юриспруденция придает им новое свойство: превращает их в правовые отношения.

Участники общественных отношений формально, с помощью права наделяются разнообразными правомочиями (разрешения­ми, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами, долженствованиями) и превращаются тем самым в субъектов пра­вовых отношений. Общественные отношения наряжаются, таким образом, в правовые одежды, приобретают правовую форму, ста­новятся правовыми.

Общественная природа человеческого общежития сохраняется, но она уже обволакивается в юридическую оболочку: прав, обязаннос­тей, ответственности и становится правовой природой жизнедея­тельности общества. Например, такие социальные отношения, как родственные — между родителями и детьми, между иными род­ственниками — не исчезают, подвергаясь воздействию права, т.е. не исчезает любовь друг к другу, привычка заботиться друг о дру­ге, не исчезают привязанности, нежность, поддержка и иные пре­красные человеческие качества, но в этот идиллический мир род­ственных отношений вторгается юридический мир сухих прав и обязанностей, появляются строгие взаимные алиментные обязан­ности, брачные контракты и т.п. Возникает систематизированный единый законодательный акт — Семейный кодекс, регулирующий сложные отношения воспроизводства человеческого рода. Эти отношения превращаются в брачно-семейные юридические отношения. У них как у полноправных членов общества появляются правомочия и обязанности по взаимной поддержке, управлению семейным имуществом и т. п. Они уже не только социальные участники отношений, но и носители прав, обя­занностей, ответственности, они — субъекты правовых отношений. Так члены семьи — муж, жена, дети, родители — превращаются в субъектов правовых отношений.

Цивилизация, породила право как регулятивную систему государства на ру­беже III—II тыс. до н. э., шагнула в новое, правовое пространство, облачаясь по ходу своего продвижения то в удобное, то в нелепое платье правовых отношений. Социальная плата за правовое стес­нение своих желаний и поступков оказалась немалой, но челове­чество получило за эти издержки и новые возможности для своего выживания, стабилизации, для установления великого правопо­рядка. Оно овладело социальными ценностями последних трех ты­сячелетий и поставило их себе на службу, создав не только соци­альные, но и правовые отношения.

Правовые отношения — это общественная связь между лицами, урегулированная нор­мами права, это отношения людей, которые состоят в том, что стороны, вступившие в эти отношения, наделяются полномочиями (правами, обязанностями) и ответственностью за их исполнением. Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица.

Физические лица это граждане (в том числе иностранные граждане, лица без гражданства) как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособностьэто способность гражданина иметь граж­данские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретения и иные охраняемые законом ре­зультаты интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособностьэто способность гражданина своими действи­ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имущественных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет.

До 6 лет ребенок считается недееспособным в силу незрелости психики. С 6 до 14 лет человек обладает дееспособностью малолет­них, которая закреплена в ТК РФ. Считается, что в этом возрасте граждане обладают частичной сделкоспособностью и частичной способностью осуществлять гражданские права. Деликтоспособностью (от deliktum -проступок, правонарушение) они не обладают, т.е. не несут ответственности за причинен­ный вред. Ответственность за их действия несут родители.

С 14 до 18 лет несовершеннолетние обладают частичной дееспо­собностью — они могут совершать сделки с письменного согласия родителей (ст. 26 ТК РФ). Часть прав они совершают самостоятельно.

Юридические лица это организации: предприятия, учрежде­ния, акционерные общества и т.д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответ­ственность по своим обязательствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

  • правомерным, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

  • неправомерным(нарушающим закон, правонарушением) — неисполнение обязанности, установленной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому че­ловеку.

Возникновение, изменение или прекращение правоотношений связано с определенной причиной, которой являются юридические факты. В зависимости от правовых последствий выделяются:

- правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

-правоизменяющие, которые влекут изменение прав, обязанно­стей, например приказ о переводе на другую работу;

- правопрекращающие, которые прекращают правоотношения, например приказ об увольнении.

В современной России юридические факты делятся на события и действия.

События юридические факты, с которыми закон связывает возникновение правоотношения. Это естественные, природные явления, не зависящие от воли и сознания людей, например на­воднение, землетрясение, рождение и т.д.

Действияюридические факты, которые совершаются людь­ми. Они, как уже было указано, делятся на правомерные (не нарушающие закон) и неправо­мерные (нарушающие закон).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск