Скачать 358.74 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры «Философии и социологии» полковник полиции Л.В. Карнаушенко «____»__________2012 г. Дисциплина: ФилософияСпециальность: 031001.65 Правоохранительная деятельность Лекция ТЕМА15.Философия российской государственности и права. Подготовил: Профессор кафедры, майор полиции Самойлов С.Ф. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры протокол № 2 от «17»сентября 2012 Краснодар 2012 Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часаМесто проведения: лекционная аудитория согласно расписанию Методика проведения: словесный (лекция) Основные термины и понятия: политическая философия, понятие политической идеологии, основные виды политических идеологий: консерватизм, либерализм, социализм, основные направления русской социально-государственной мысли: русский либерализм, почвенничество, славянофильство, русское социал-демократическое движение, советская идеология. Цели занятия:
План лекции Введение
Заключение (выводы) Основная литератураДополнительная литература ВВЕДЕНИЕ Лекция по ТЕМЕ № 15 «ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия». Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения важнейших образовательных задач, формирования основ современного мировоззрения и методологической культуры курсантов и слушателей в сфере философии государственности и права. Теоретическая значимость лекции заключается в том, что конкретизируется и систематизируется сфера знаний, являющаяся универсальной базовой предпосылкой для любой осмысленной (в том числе учебно-образовательной, научно-исследовательской и профессиональной) деятельности в правоохранительных органах. Материал данной лекции выполняет методологическую роль не только для курса философии, но и для юридических дисциплин, способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов государства и права в их взаимосвязи и в целом. Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает знания, без которых не осуществимо получение качественного университетского образования в юридическом вузе системы МВД. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением вопросов государства и права способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Краснодарского университета МВД России. Содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной научной литературы. Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем российской государственности и права. Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления российской государственности и права. Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»). Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности. Вопрос 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА: СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Еще в Древнем Риме государственность и право рассматривались как проявление естественного права и отражение жизни народа. Государство представлялась как сложная система, которая неотделима от права. В жизни право выступает в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются или санкционируются государством. Таким образом, между правом и государством существует неразрывная связь. Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй — древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Чтобы иметь возможность производить необходимые материальные блага, люди стали объединяться для совместной деятельности и для взаимного обмена результатами своей деятельности. При этом люди вступали между собой в определенные связи и отношения, в рамках которых складывались их отношение к природе, процессу производства, а также экономические взаимосвязи. Производственно-экономическая деятельность регламентировалась отношениями людей к средствам производства, т.е. к собственности. Отношения собственности начинают пронизывать все сферы экономических отношений — производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, Они обуславливают распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства, т.е. Детерминируют классовую структуру общества. С разделением человеческого общества на классы появилась государственность. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу: новые (точнее продуманные, в дальнейшем юридические, а не стихийно возникшие) нормы, которые более конкретны в отличие от старых. Приобретают иной смысл и обычные нормы. Новые обычные нормы, которые возникли в период разложения первобытнообщинного строя, противоположны духу примитивного социального равенства старых обычаев, они пробили брешь в родовом строе, утвердили дух фактического неравенства. Но только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно было вытеснено специально разработанными(чаще всего писанными) законами государства. Право — это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем предписания, защищающие интересы политических сил, находящихся у власти, и санкционирующие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплощением воли государства, т.е. государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества. Нормы права общеобязательны в силу возможности государственного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно; носят общий характер, являются неперсонифицированными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и к каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; они формализованы, т. е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах, тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность. Каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, такова будет и роль права. К наиболее важным и сложным общественным явлениям в российской государственности относится право - как особая система норм, определяющих поведение человека. Возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился этим общим условиям производства и обмена. Следует отметить специфику исторического развития государственности в России. Историко-культурные факторы (принятие восточного варианта христианства, существенное (авторитарное влияние византийской бюрократии С давних времен предпринимались попытки создать универсальный закон общественных отношений в государстве, который мог обеспечить благополучие его граждан. Наиболее выразительные примеры в этом направлении показывали мировые религии. Для христиан основными законами стали заповеди и Нагорная проповедь Христа, изложенные в Священном Писании — Библии, для приверженцев Аллаха — мусульманское право, содержащееся в Коране и т. п. Основные моральные обязанности христианина изложены в десяти заповедях Закона Божия: 1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим; 2. Возлюби ближнего своего, как самого себя; 3. Не сотвори себе кумира; 4. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе; 5. Не убий; 6. Не укради; 7. Не лги; 8. Почитай отца твоего и мать твою; 9. Не прелюбодействуй; 10. Не возжелай чужого и не завидуй. До сих пор изучение Ветхозаветных заповедей и Новозаветных наставлений и жизнь по ним есть первая существеннейшая потребность и священнейший долг каждого истинного христианина. Позже закон, определяющий и формирующий поведение людей и деятельность их коллективных образований в экономической, политической, духовной, социальной, научно-технической, экологической и иных сферах, получил название «право». Все мы — самые разнообразные участники довольно различных общественных отношений, и в этом проявляется великий и замечательный принцип социализации, который вывел когда-то человека из эволюционной рутины животного мира, придал ему какое-то пока непостижимое предназначение в этом мире. Для государственности основными являются вопросы о том, каким образом общественные отношения превращаются в правовые, каковы механизм и формы их существования и действенности в этом качестве. В общем плане ответ сводится к следующему. Регулируя общественные отношения — упорядочивая их, стабилизируя, развивая, изменяя, прекращая, — юриспруденция придает им новое свойство: превращает их в правовые отношения. Участники общественных отношений формально, с помощью права наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами, долженствованиями) и превращаются тем самым в субъектов правовых отношений. Общественные отношения наряжаются, таким образом, в правовые одежды, приобретают правовую форму, становятся правовыми. Общественная природа человеческого общежития сохраняется, но она уже обволакивается в юридическую оболочку: прав, обязанностей, ответственности и становится правовой природой жизнедеятельности общества. Например, такие социальные отношения, как родственные — между родителями и детьми, между иными родственниками — не исчезают, подвергаясь воздействию права, т.е. не исчезает любовь друг к другу, привычка заботиться друг о друге, не исчезают привязанности, нежность, поддержка и иные прекрасные человеческие качества, но в этот идиллический мир родственных отношений вторгается юридический мир сухих прав и обязанностей, появляются строгие взаимные алиментные обязанности, брачные контракты и т.п. Возникает систематизированный единый законодательный акт — Семейный кодекс, регулирующий сложные отношения воспроизводства человеческого рода. Эти отношения превращаются в брачно-семейные юридические отношения. У них как у полноправных членов общества появляются правомочия и обязанности по взаимной поддержке, управлению семейным имуществом и т. п. Они уже не только социальные участники отношений, но и носители прав, обязанностей, ответственности, они — субъекты правовых отношений. Так члены семьи — муж, жена, дети, родители — превращаются в субъектов правовых отношений. Цивилизация, породила право как регулятивную систему государства на рубеже III—II тыс. до н. э., шагнула в новое, правовое пространство, облачаясь по ходу своего продвижения то в удобное, то в нелепое платье правовых отношений. Социальная плата за правовое стеснение своих желаний и поступков оказалась немалой, но человечество получило за эти издержки и новые возможности для своего выживания, стабилизации, для установления великого правопорядка. Оно овладело социальными ценностями последних трех тысячелетий и поставило их себе на службу, создав не только социальные, но и правовые отношения. Правовые отношения — это общественная связь между лицами, урегулированная нормами права, это отношения людей, которые состоят в том, что стороны, вступившие в эти отношения, наделяются полномочиями (правами, обязанностями) и ответственностью за их исполнением. Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные. Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений являются физические и юридические лица. Физические лица — это граждане (в том числе иностранные граждане, лица без гражданства) как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность — это способность гражданина иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами. Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь имущество на правах собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юридическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литературы и искусства, изобретения и иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имущественных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. До 6 лет ребенок считается недееспособным в силу незрелости психики. С 6 до 14 лет человек обладает дееспособностью малолетних, которая закреплена в ТК РФ. Считается, что в этом возрасте граждане обладают частичной сделкоспособностью и частичной способностью осуществлять гражданские права. Деликтоспособностью (от deliktum -проступок, правонарушение) они не обладают, т.е. не несут ответственности за причиненный вред. Ответственность за их действия несут родители. С 14 до 18 лет несовершеннолетние обладают частичной дееспособностью — они могут совершать сделки с письменного согласия родителей (ст. 26 ТК РФ). Часть прав они совершают самостоятельно. Юридические лица — это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т.д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам. Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:
Возникновение, изменение или прекращение правоотношений связано с определенной причиной, которой являются юридические факты. В зависимости от правовых последствий выделяются: - правообразующие, которые влекут возникновение правоотношений; -правоизменяющие, которые влекут изменение прав, обязанностей, например приказ о переводе на другую работу; - правопрекращающие, которые прекращают правоотношения, например приказ об увольнении. В современной России юридические факты делятся на события и действия. События — юридические факты, с которыми закон связывает возникновение правоотношения. Это естественные, природные явления, не зависящие от воли и сознания людей, например наводнение, землетрясение, рождение и т.д. Действия — юридические факты, которые совершаются людьми. Они, как уже было указано, делятся на правомерные (не нарушающие закон) и неправомерные (нарушающие закон). |