Сложность преподавания обществознания в 6 классе представляет несоответствие УМК , вошедшем в федеральный перечень учебников.
Поэтому рабочие программы опираются на учебные пособия , рекомендованные Федеральным перечнем учебников.
обществоведческой наукой, привлечение учащихся к овладению практическими навыками,
которыми должны овладеть учащиеся в процессе подготовки к сознательному выполнению
типичных социальных ролей.
Изучение курса позволит учащимся заложить основы знаний . необходимых для изучения общественных проблем в старших классах . ввести их в мир общественных отношений и научить их жить в этом мире и выработке жизненной стратегии.
Для организации работы по обществознанию будет использоваться учебно - методический комплекс А.И Кравченко и Е.А. Певцовой , изд. Русское слово , Москва , 2007г, Т.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. 2008г. М., « Русское слово»
Курс рассчитан на 35 часа.
- минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
- практическая направленность обучения (25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности);
- соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на деятельностный характер образования, утверждение ценностей гражданского общества и правового демократического государства;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания в реальной жизни для решения практических задач.
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально – политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населённом пункте.
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ЗНАТЬ. ПОНИМАТЬ.
- основные обществоведческие термины , т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи.
- изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными
- изучаемые социальные объекты и процессы, указывать свойственные им значительные признаки.
- изученные социальные явления и процессы , раскрывать их связи, как внутренние, так и внешние.
ПРИВОДИТЬ собственные примеры , пояснять , иллюстрировать , аргументированно раскрывать теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах. Давать оценку изучаемых процессов и явлений, высказывать свои суждения об их ценности, уровне или назначении
ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ — 6 класс.
Тематическое планирование.
Итого — 35 часов.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАПНИЕ.
№ п\п
| часы
| Тема урока
| Элементы коррекционной работы
| Наглядность
| Деятельность учащихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
1
| 1
| Что такое общество?
Отличие человека от животного. Сферы общественной жизни.
| Развитие воображения
Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, для какого общества ты «выполнял заказ».
| Иллюстрации учебника, презентация к уроку
| Знать понятия, предмет изучения курса, источники
Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов
| Актуализация знаний
| п.1, зад.1,2,3,
р.т. Заполнить схему «Сферы общественной жизни»зад 7 стр.6
|
|
2
| 1
| Происхождение и развитие человека. Потребности. Способности. Характер человека.
| Развитие речи
Комментированное чтение текста «Расы людей». Охарактеризуйте основные расы людей на планете. Что дает человеку изучение истории рас и их расселения?
| Схема «Человек и животные»
| Знать понятия, отличия деятельности человека, отличия человека от животных.
Уметь: характеризовать биологические свойства человека, высказывать и аргументировать свою точку зрения, составлять рассказ
| Устный опрос
| п.2, раб. Тетр. Зад.№4
|
|
3
| 1
| Исторические ступени развития общества
| Развитие внимания
Прочитайте текст, рассмотрите внимательно слайд презентации и ответьте на вопрос: Что изменилось в жизни людей этого времени?
| Схема «Ступени человеческого общества»
| Знать об основных занятиях человека в первобытном обществе
| Устный опрос, проверка задания 1.
| п.3 зад №1 в р.т.
|
|
4
| 1
| Современное общество.. Проблемы современного общества.
| Развитие воображения
Работа с фотоматериалами.
Вашему вниманию будут представлены фотоматериалы. Сформулируйте глобальную проблему.
Идет показ фото материалов.
1.Экологический кризис.
2.Угроза третьей мировой войны.
3.Проблема “Север-Юг”. 4.Отсталость стран третьего мира от передовых высокоразвитых стран.
5.Демографическая проблема.
6.Терроризм.
| Документы
| Знать, что такое современное производство, его отличительные черты
| Круглый стол
| п.4 Практикум ( по вариантам)
|
|
5
| 1
| Человечество как сумма поколений. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их разрешение.
| Развитие пеамяти
Прочитать текст графически изобразите его содержание, используя знаки, символы, стрелки. Затем опираясь на конспект выступите у доски
| Материал учебника Презентация Ганнибал»
| Знать, что россияне - многонациональный народ; единый народ; что национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением.
Уметь объяснять роль национальности в жизни человека, роль наций в обществе, объяснять, аргументировать. Формулировать свою позицию, участвовать в дискуссии.
| Устный опрос, проверка презентаций
| П5, зад 2 к п устно
|
|
6
| 1
| Человек , общество и природа. Правила экологического поведения
| Развитие мышления
Викторина загадок по правилам экологического поведения
| Документы, презентация
| Знать понятия: экология, экологический кризис., ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые, причины экологического кризиса.
Уметь решать проблемные задания, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения, готовить презентацию и представлять ее.
| Защита проектов
| п.6 , зад 1в р.т.
|
|
7
| 1
| Игра как одна из основных форм деятельности людей в детстве , её особенности. Общение.
| Развитие воображения
Представить фрагмент вашей любимой игры из детства и фрагмент современной игры
| Презентация «Общение»
| Знать сущность понятия «свободное время» и способы организации досуга. Уметь решать учебные и практические задачи, участвовать в дискуссии, работать в группе.
| Устный опрос
| Подготовить сообщение или провести практическое занятие с детьми на тему « Моя любимая игра»
|
|
8
| 1
| Что такое экономика?
| Развитие памяти
Прочитать текст и графически изобразить его на листе, с помощью условных знаков, стрелочек.
Затем опираясь на конспект пересказать содержание.
| Визуальный ряд Экономика в нашей жизни.
| Знать, кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определения экономики
| Проверка эссе
| п.7, Практикум 2 стр.53 в учебнике
|
|
9
| 1
| Рынок. Товары и услуги. Экономические потребности и возможности.
| Развитие памяти
При рассказе учитель использует накопленные знания учеников, задавая им вопросы;
что такое рынок?
кто такой продавец?
кто такой покупатель?
какие экономические интересы у продавца?
какие экономические интересы у покупателя?
| План-схема
«Рынок», «Потребности в жизни людей»
| Знать, что такое товары и услуги, рынок, договор купли-продажи, деньги и операции с деньгами
| Диспут
| п.8 , стр. 54-55
|
|
10
| 1
| Деньги и их роль в экономике
| Развитие монологической речи
Сообщение о деньгах в разных странах мира
| Презентация
| знать, что такое товар, и какими свойствами он обладает;
понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе и каковы их функции;
уметь пояснить основной закон бизнеса, иллюстрируя ответ конкретными примерами, знакомыми ученику из реальной жизни;
| Устный опрос, дискуссия
| П8 , подготовить сообщение на тему « История возникновения денег»
|
|
11
| 1
| Предпринимательство и бизнес
| Развитие мышления
Решение интеллектуальных задач по теме «Бизнес»
| Схема «Законы предпринимательства»
| Знать основные определения
урока, стадии развития капитализма
| Решение задач
| п.9, зад. 3 в р.т.
|
|
12
| 1
| Домашнее хозяйство. Бюджет семьи.
| Развитие воображения
Составить бюджет вашей семьи, исходя из заданных условий…
| Таблица «Семейный бюджет»
| Знать понятия: экономика, ресурсы. Уметь решать задачи, формулировать мысль, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения.
| Путешествие по стране знаний
| Составить бюджет вашей семьи ( работа в тетради)
|
|
13
| 1
| Экономическая деятельность подростка
| Развитие мышления
Решение логических задач
| Презентация к уроку
Басня Л. Н. Толстого «Старик и яблоня».
| Знать роль труда в жизни человека. Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, аргументировать
| Решение задач
| п.11, Практикум к п.
|
|
14
| 1
| Труд с точки зрения закона
| Развитие внимания
Работа со статьями трудового кодекса РФ, распределение их по колонкам таблицы.
| Документы, трудовой кодекс РФ
| Знать, как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних, труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей, обязанности граждан
| Актуализация знаний по теме
| п.12 , практикум к п.
|
|
15
| 1
| Социальная структура общества
| Развитие мышления
Учащимся класса предлагается провести социологический опрос. Необходимо расставить 10 профессий в порядке ранжирования:
А) с учетом их значимости;
Б) с учетом престижности.
- банкир;
- экономист;
- юрист;
- врач;
- менеджер;
- милиционер;
- военный;
- пожарник;
- учитель;
- портной
| Презентация
| Уметь характеризовать социальные отношения, социальные группы.
Знать понятия и термины
| Проверка домашнего задания
| п.13, , зад № 3 ( по выбору)
|
|
16
| 1
| Семья. Отношения в семье.
| Развитие воображения
Письмо себе в будущее.
| Схема-рисунок «Семья»
| Знать понятия: семья. Знать типы семей, нормативные документы, регулирующие взаимоотношения в семье, знать права ребенка, роль семьи в обществе и в жизни человека. Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении
| Проверка проектов
| п.14 , практикум в р.т. 5
|
|
17
| 1
| Правила и нормы поведения людей в обществе. Моральные и правовые нормы.
| Развитие мышления
Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.
Задание выполняется самостоятельно, затем проводится обсуждение данного задания в классе.
| Визуальный ряд по правилам поведения людей в общественных местах
| Знать основные правила и нормы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение
общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явлениями, способы формирования здорового образа жизни
|
| п.15, практикум 2 в р.т. Стр50, 4 стр.51
|
|
18
| 1
| Нарушения норм и их последствия.
| Развитие внимания
Работа с кодексом и Конституцией, распределение статей по столбцам таблицы
| Уголовный кодекс РФ, Конституция РФ
|
| Опрос
|
|
|
19
| 1
| Здоровый образ жизни. Опасные для общества явления.
| Развитие мышления
К вредным привычкам относятся:
1.Систематические опаздывания на уроки.( объяснить почему)
2.Не умение вести себя в обществе.
3.Сквернесловие.
4.Халатное отношение к своим функциональным обязанностям.
5.Курение
6.Пьянство
7.Употребление наркотиков и ароматических углеводородов
Вкратце рассказать о пунктах 1-4.
| изображение человека; слово «здоровье», написанное по вертикали; плакаты о здоровье и спорте.
| расширить представление учащихся о здоровье; раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни»;
формировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью;
· навыка работы с учебником, дополнительной литературой;
| Проверка эссе
| Создать проект « Я — за здоровый образ жизни»
|
|
20
| 1
| Государство и граждане
| Развитие внимания
Работа с текстом учебника.
Просмотреть содержание учебника на стр 101-106
Составить словарь новых понятий.
Выписать главные признаки государства.
| Конституция РФ, документы
| Знать тесную связь понятий «гражданин» и «патриот»; социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.
Уметь анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии, работать с Конституцией РФ.
| Устный опрос
| п.16
|
|
21
| 1
| Государственная символика.
| Развитие воображения
Чем необычно его изображение? (У орла две головы).Зачем ему 2 головы?что они смогут символизировать?(мозговой штурм)Это были ваши предположения, а теперь давайте выслушаем официальную версию ребят2группы:
| Презентация
| Знать символику РФ, основные положения нормативных актов. Уметь работать с текстом, составлять план, готовить презентацию, проект
| Тестирование
| П16 . Практическая работа в р.т. 7 стр. 57
|
|
22
| 1
| Право на службе человека
| Развитие внимания
Работая со страницами 91-93 учебника, составляют представление о понятии «право».
| Таблица правоохранительные органы
| Знать понятия: право, источники права, их отличительные черты; историю зарождения права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятия ответственности, преступления и уголовной ответственности
| Устный опрос
| п.17, зад3 ( на выбор) , зад 4, зад 5 устно
|
|
23
| 1
| Конституция — основной закон страны.
| Развитие воображения
Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваши группы жители этой новой страны.
Обсудив друг с другом составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
| Конституция РФ
| Знать понятие «конституция» и значение конституции в государстве, историю создания Конституции РФ, порядок принятия и изменения Конституции. Знать содержание и форму основного закона РФ; что такое власть по Конституции РФ, разделение властей, Президент, Совет Федерации, Государственная дума, местное самоуправление
| Урок путешествие по стране «Школа»
| Прочитать гл. 2 , подобрать примеры реализации права в жизни ( на выбор 2 ст. )
|
|
24
| 1
| Право и правопорядок. Права ребёнка и их защита.
| Развитие памяти
1 Группа читает «Гражданин и государство» - Определяет взаимодействие
Гражданина и Государства 2 группа читает « Потребность в порядке» - выписывает важные цитаты.
3 группа пишет эссе на тему: « Право и закон» .
4 группа пишет Синквейн на тему: « ПРАВО И ПРАВОПОРЯДОК «.
| Презентация
| Знать понятия: правопорядок, законность, правоохранительные органы (и их функции),судебные органы, юридическая защита; знать, в чем состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка
| Тестирование
| п.19 , практикум к п. Стр.128
|
|
25
| 1
| Как защититься от несправедливости?
| Развитие мышления
Работа с документом законы Хаммурапи
Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте. 2. Приведите пример закона, который отражает древний принцип талиона: «Око за око, зуб за зуб».
| Документы
| Знать различные источники нарушения прав граждан, способы защиты прав, принципы и порядок деятельности судов в РФ
| Актуализация знаний по теме
| п.20 , задания к п.стр.135 ( проверьте свои знания)
|
|
26
| 1
| Проступок и преступление . Юридическая ответственность.
| Развитие памяти
Вопросы из сказок
Кто из сказочных героев стал жертвой преступления проявив преступную самонадеянность пренебрегая элементарными правилами техники безопасности?
Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу - Барабасу как хозяину кукольного театра?
| Уголовный кодекс РФ, схема «Виды ответственности»
| Знать различные источники нарушения прав граждан, способы защиты прав, принципы и порядок деятельности судов в РФ
| Устный опрос
|
|
|
27
| 1
| Культура общества и человека, её проявления. Искусство как часть культуры народа.
| Развитие внимания
мини-исследовательская работа: раздаю распечатанные изображения скульптур разных форм. Задание: определить какой вид скульптуры изображен на снимке.
| Презентация «Третьяковская галерея»
| развивать умения анализа и синтеза информации из разных источников, обобщения учебного материала.
| Решение творческих задач
| Подумать над вопросом : Что такое культурное наследие? Привести примеры.
|
|
28
| 1
| Культура поведения человека. Правила этикета.
| Развитие памяти
Работа с документом
Несколько столетий назад Петр I определил правила поведения за столом для недорослей - «Юности
честное зерцало», где правила гласили:
| Визуальный ряд: карточки правила этикета
| развить умение учащихся анализировать исторический документ, сравнивать разные документы, делать выводы из полученной информации.
| Проверка творческого задания
|
|
|
29
| 1
| Наука и образование, его значение в жизни людей.
| Развитие памяти
Работа с учебником
Как вы думаете, образование в нашей стране доступно всем детям или нет?
Учитель знакомит ребят с 43 ст. Конституции РФ.
Что такое образование? (Ребята работают со словарем: дать определение понятиям «образование», «самообразование», «образованный»)
| Схема «Ступени образование в РФ»
| Знать, что такое наука и научные знания, система наук, естественные науки, общественные науки, опрос, наблюдение, эксперимент, измерения
| Проверка практикума
| п.21зад-2-3 в раб.тетр.
|
|
30
| 1
| Мораль. Нравственные ценности.
| Развитие мышления
ВСПОМНИ Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл «золотого правила морали»? В чём смысл экологической морали?
ПОДУМАЙ Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?
| Презентация
| Знать, что такое мораль, общественное мнение, его влияние на человека; сходства и отличия морали и права, представления о добре и зле в разные исторические эпохи, соотношение права и добра
| Устный опрос
| п.22, задания к п. Стр.150
|
|
31
| 1
| Идеалы и ценности
| Развитие мышления
Работа с изображениями
Перечислите какие идеалы ценности характерны для современного общества и а какие были для античного?
| Изображения с известными скульптурами
| Знать определения: идеал, идеалист, идеализация, герой; что такое вечные идеалы, конкретные идеалы, определение ценностей; что такое вечные ценности, ценности семейной жизни, конфликт ценностей, нравственная дилемма.Знать ценности подростков, три этапа нравственного развития
| Проверка творческого задания
| п.23, Практикум 2 в тетради.
|
|
32
| 1
| Ребёнок в семье.
| Развитие монологической речи
Подготовить сообщение по теме «Воспитание детей у разных народов.»
| Презентация, Конституция РФ
| Знать определения: «детство», «мир детства», отличие взрослых и детей, три стадии детства, их характеристику
| Устный опрос
| п.24.Практикум кп.
|
|
33
| 1
| Взаимоотношения детей и родителей.
| Развитие внимания
А у вас как складываются отношения с родителями? Я предлагаю ответить на этот вопрос с помощью опросника «Наедине с собой».
| Схема «Обязанности детей в семье»
| Знать основные обязанности родителей; знать о том, как влияют семья и родители на ребенка
| Проверка ЭССе
| п.25, Практикум к п.
|
|
34
| 1
| Ребёнок в школе.
| Развитие воображения
Необходимо рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: Какие права ребенка, зафиксированные в Конвенции о ПР, они иллюстрируют их в тетрадях
| Документы
| Знать принципы обучения, роль школы в информационном обществе, основные проблемы в школе, причины проблем и пути их разрешения
| Проверка проектов
| п.26 , Практикум к п.
|
|
35
| 1
| Друзья и ровесники.
| Развитие мышления
Составьте перечень черт характера, которыми должен обладать хороший друг. 3. Как вы понимаете пословицы: «Старый друг лучше новых двух», «Друг познается в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? Продолжите перечень пословиц о дружбе.
| Презентация
| Знать об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения
Уметь решать учебные и практические задачи, участвовать в дискуссии, работать в группе.
| Устный опрос
|
|
|