Скачать 74.5 Kb.
|
План-конспект открытого урока в методике системно-деятельностного подхода. Предмет:«Подготовка к обучению грамоте». Тема: Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Дата проведения: 18 января 2012 года. Коллектив: «Школа раннего развития». Педагог дополнительного образования ВКК МОУ ДОД «ДДиЮ» Пшенникова М.Г. Г. Серпухов 2012 г. Тема: Буква [г],[г’], звуки [ г], [ г’] Цель урока: - развивать навык «открытия» новых знаний, деятельностный подход к процессу обучения; - закрепить знания об изученных буквах и звуках, познакомиться с новой буквой Г, г, звуками [г], [г’]. - закрепить навыки работы в тетради, развивать мелкую моторику; - формировать самостоятельность, самодеятельность, умение слушания и говорения, ведения диалога; Оборудование: магнитная доска, маркеры, магниты, магнитная азбука. Демонстрационный материал: плакат «Азбука», магниты синего и красного цвета, магнитные цифры, пособие «Веселые буквы» (буквы Г, К), пособие «Домик парных согласных», пособие «Упрямые буквы». Раздаточный материал: пособие «Портрет буквы», красные и синие кружочки из набора «Учись считать», пособие «Азбука». Этапы урока.
- Дорогие ребята! Желаю вам интересного урока, новых знаний, успешной работы и хорошего настроения! Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу удачи! -Посмотрите на столы и ответьте, что может нам пригодиться для успешной работы на уроке? (Счетные палочки, тетради, геометрические фигуры-кружочки красного и синего цвета, пособие «Портрет буквы» и пособие «Азбука».) 2. Актуализация знаний. - Давайте вспомним, что буквы и звуки нашей азбуки делятся по способу образования на преградные и беспреградные. Как мы еще их называем? - Гласные и согласные. - В каком положении находятся части речевого аппарата при произнесении согласных звуков? - Во рту есть преграды (из языка, губ, зубов). - Что происходит во рту при образовании гласных? - Губы широко открыты, язык расслаблен, во рту нет преград. -2- - Какую подсказку придумали нам наши ученые для различения гласных и согласных в азбуке? - Буквы написаны разным цветом, гласные – красным, согласные – синим. 3. Индивидуальная работа учащихся. - Сейчас мы повторим и охарактеризуем согласные буквы, которые мы уже выучили. Какое пособие нам с вами поможет в этом повторении, как вы думаете? - Пособие «Портрет буквы», счетные палочки и кружочки из набора «Учись считать» - для построения букв, красные и синие кружочки для обозначения твердости-мягкости буквы. Дети берут пособие «Портрет буквы» из подставок, красные и синие кружочки. - Давайте вспомним загадки про наши буквы, отгадаем их и предложим каждому из ребят какую-то согласную. Дети вспоминают и отгадывают загадки и берут букву с магнитной доски или делают из палочек. - Эта буква на И глядела, Пояс тоже захотела, Но была она упряма И его надела прямо (Н). Месяц в небе полусонном Как она повис над домом ( С). Про эту букву скажем смело- На стенку бабочка присела (К). Она в антенну превратилась И на крыше очутилась (Т). Потеряла пояс А- Что получим детвора? ( Л). - Дрожу от страха до сих пор!- Воскликнуло полено: - Похожа буква на топор! Расколет непременно! ( Р). -3- Эта - вкусная ватрушка, Угощайся-ка, подружка! Она - очки, но у старушки У очков сломались дужки (В). На хоккее, на футболе Буква эта – ворота в поле (П). Она стоит, как две горы,- Словно две родных сестры (М). На эту букву посмотри- Она совсем как цифра 3 ( З). Она идет с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. (Б). А она похож на домик, В нем живет веселый гномик (Д). Учащиеся ( в группе 12-15 чел) составляют «Портрет» выбранной буквы самостоятельно и рассказывают каждый о своей букве с места. Например : «С- согласная, глухая, бывает твердая – (с), бывает мягкая – ( сь), имеет пару – З» и т.д. 3.Постановка учебной задачи. - Сегодня на занятии мы выучим еще одну новую букву она - наша гостья. Я сейчас сделаю на доске ее портрет, а вы попробуйте догадаться, что это за буква. 4.Открытие детьми нового знания.(Организация диалога-ведение диалога). - На голове у нее шапочка «Звоночек», значит она? - Звонкая согласная! - Ботиночки у нее разноцветные. Что это значит? - Может меняться – бывает твердая, бывает мягкая. - Давайте вспомним, все ли согласные в нашей азбуке могут меняться? - Нет! Некоторые носят одинаковые ботиночки, они всегда твердые или всегда мягкие! - Назовите твердые! - Ж, Ш, Ц ! - 4 - -А всегда мягкие? - Й, Ч , Щ ! Используется наглядное пособие «Упрямые буквы» - вывешено на фланелеграфе. (Буквы Ж, Ш, Ц - изображены синим цветом, буквы Й,Ч, Щ- зеленым). - Какой же вывод мы можем сделать про них? Может ли какая-либо из этих букв быть нашей сегодняшней гостьей? - Нет! - Почему? - Они не могут меняться, а наша новая буква может! - Как же нам разгадать, какое имя носит наша новая гостья?.. Давайте начнем с конца азбуки! Возьмем пособие «Азбука». Используется пособие «Азбука»-индивидуальный раздаточный материал. - Будем действовать методом исключения – исключим все буквы, которые нам не подходят! А те, которые мы уже знаем, обведем в кружочек. Учитель называет букву, учащиеся поясняют, почему она не может быть нашей сегодняшней гостьей. - Я-? - Гласная! И мы ее уже знаем! Вычеркнем! - Ю? Гласная! Вычеркнем! И т.д. - Какие же согласные буквы у нас остались? - Х, Ф, Г! - Какая их них пришла в гости? - Г! - Почему именно она? - Она звонкая, а Х и Ф – глухие!
Учитель помещает букву Г в «Портрет буквы». - «Г» - огромный кран подъемный, помогает строить дом нам! Что же мы можем сказать о нашей гостье? - « Г»- согласная, звонкая. Бывает твердая, бывает мягкая, имеет пару – «К» (используется пособие «Домик для парных согласных». Задача: выявление места и способа образования звука (положение губ, языка, зубов). - Что происходит у нас в ротовой полости, когда мы произносим звук [г] ? - Губы и зубы приоткрыты! -5- - Где же преграда? Положите пальчики на горло! Что происходит в горле? - Там образуется преграда! - Там находится корень языка, он малоподвижный, потому звук [г] трудно произносить.
- Давайте посмотрим, как буква «Г» располагается в клетке! Сделайте клетку из палочек у себя на столе! Какие части клетки мы знаем? - Правая сторона, левая сторона, верхняя сторона, нижняя сторона, левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол! - Какие части клетки займем? - Левую и верхнюю стороны! - На какие буквы она похожа? Б, Е, П, Т. - Открыли тетради! Нашли запись учителя, сделанную к данному уроку! Г г - С чего начинаем работу в тетради? - Пишем букву Г, г (большую и маленькую) через клеточку. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях ( 1 мин.) - Найдите подчеркнутые мною клеточки. Где они расположены? - После буквы Г. - Сколько клеточек я подчеркнула? - 4, 5, 6. - Где сначала будем работать? - В 4-х клеточках! Потом в 5-м! Потом в 6-м! - Почему? - Мы пишем слева направо. - Записываем слова: ГРАД ВДРУГ РАДУГА - Вы сейчас самостоятельно сделайте фонетический анализ этих слов. Что нам для этого понадобиться? - Карандаши красный и синий. Можно использовать плакат «Азбука» (на стене). Самостоятельная работа учащихся. - В каких их этих трех слов буква «Г» обозначает звук (Г)? - В словах «град», «радуга». - А в слове «вдруг»? -6- - Буква «г» обозначает звук (К). - Посмотрите еще раз внимательно на эти слова. В каждом из них спряталось другое слово! Найдите его! Учащиеся выполняют игру-задание «Найди слово!» (в-друг, г-рад, рад-дуга).
Учитель выполняет на доске фонетический анализ предложенных слов , используя цветные магниты и цифры. - Посмотрите на доску, сравните вашу работу с образцом и исправьте возможные ошибки. Те, у кого все выполнено верно, сложите руки на столе. Те учащиеся, кто допустил ошибки, исправляют их и определяют, что было неверно выполнено. - Посмотрите, сколько ребят безошибочно выполнили задание - протяните ладошки и скажите все вместе: «Я умею!» Те, кто нашел неточность и ее исправил – приготовьте ладошки для аплодисментов! Хлопаем и говорим все вместе: «У меня получится! Получается! Получилось!» 8.Подведение итогов учебного занятия. - Что нового открыли для себя на занятии? На доску помещается пособие «Портрет буквы» - буквы Г и К. - Буква «Г» - согласная, звонкая. Бывает твердая (г), бывает мягкая - ( гь), имеет пару – глухую согласную (К). Наше домашнее (творческое) задание – дописать в тетрадях новую букву до конца строки и придумать слова с буквой «г» - в начале слова, в середине и в конце. - Спасибо за работу! - Спасибо за урок! |