Скачать 119.41 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятий Тема 1 (лекция): «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров»
Время: 1 час.
Введение На современном этапе руководство страны взяло твердый курс на построение в России правового государства. Существование такого общества невозможно без всестороннего нормативно-правового обеспечения и регулирования. В то же время неуклонно нарастают угрозы, связанные с чрезвычайными ситуациями природного техногенного характера. Примеры самого последнего времени показывают как еще порой наивна наша уверенность в то, что человек полностью покорил природные стихии. (результаты землетрясений, наводнений, цунами и т.д. показывают, что подготовка к защите от этих ЧС самый лучший способ избежать тяжкий последствий) В связи с усложнением общества, нарастанием темпов удовлетворения его растущих потребностей, возрастают темпы промышленного производства. В промышленном производстве все чаще и чаще используются опасные вещества, растет число атомных АЭС. Все сильнее и разрушительнее становится воздействие человека на окружающую среду. Появляются новые, ранее невиданные болезни. Адекватной этим угрозам должна быть подготовка специалистов, сил и средств ГОЧС, всего населения. И все эти вопросы должны быть соответствующим образом освещены и отрегулированы необходимыми нормативно-правовыми актами. 1. Законодательство Российской Федерации в области гражданской защиты. За последние годы выпущено значительное количество правовых и нормативных актов в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. При рассмотрении данного вопроса мы остановимся на основных нормативных актах в этой области, когда приняты и что они определяют. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. Постановление Правительства Российской Федерации № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 4 сентября 2003 г. определяет основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях. Постановление Правительства Российской Федерации № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 года определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Приказ МЧС от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» определяет, что НАСФ представляют собой самостоятельные структуры, создаваемые на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10 июля 1999 года определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 1999 года определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны. Постановление администрации Брянской области «Об утверждении Положения о гражданской обороне Брянской области» определяет основные задачи, порядок построения и функционирования гражданской обороны Брянской области , полномочия органов власти городов и районов, права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Более подробно содержание данных законодательных актов мы с Вами будем рассматривать на протяжении наших последующих занятий. 2. Предназначение и задачи гражданской обороны Организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации. Основные понятия: Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Служба гражданской обороны – служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий. Нештатные аварийно-спасательные формирования – формирования, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций и подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС. Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне – это территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Основными задачами в области гражданской обороны являются:
3. Структура гражданской обороны на объектах экономики Организационную основу гражданской обороны составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы и средства газовых хозяйств, их филиалов и объектов, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты производственного персонала, материальных средств и производственных объектов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной предприятий, организаций и учреждений осуществляет их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны. В пределах своей компетенции руководители гражданской обороны издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения в подведомственных филиалах. Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне. С переводом страны с мирного на военное положение приказы руководителей гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов и районов по вопросам гражданской обороны, отнесенные к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами организаций и объектов, расположенных на соответствующей территории, независимо от ведомственного подчинения, организационно-правовых форм и форм собственности. В мирное время руководители гражданской обороны всех уровней организуют выполнение мероприятий гражданской обороны через соответствующие органы гражданской обороны с участием руководителей структурных подразделений исполнительного аппарата. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
Для выполнения мероприятий гражданской обороны, подготовки в этих целях сил и средств, управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются аварийно-спасательные службы гражданской обороны. Основными задачами аварийно-спасательных служб гражданской обороны являются:
Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на нее задач, являются:
Основными задачами сил гражданской обороны являются:
Нештатные аварийно-спасательные формирования (формирования гражданской обороны) создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющими важное обороннное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Они оснащаются специальной техникой и имуществом и должны быть подготовлены для выполнения возложенных на них задач. НАСФ подразделяются на :
Сроки готовности: в мирное время не более – 24 час., в военное время – 6 час. Вид и количество формирований, создаваемых на каждом уровне, определяют руководители гражданской обороны, исходя из численности работающих, характера производственной деятельности и возможностей по их оснащению. Данные о видах и количестве созданных формирований сообщаются в территориальные органы управления ГОЧС по месту дислокации. Руководитель занятия ________________________ |