Скачать 92.31 Kb.
|
Конспект занятия по рукоделию. Бисероплетение Тема: «Бисероткачество». Автор: Дудина Татьяна Егоровна, инструктор по труду, КГКОУ «Шушенский детский дом №1 для детей сирот и, детей оставшихся без попечения родителей», Красноярский край, п. Шушенское. Описание работы: Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям коррекционных групп, учителям технологии. Материал рассчитан на детей 9-10 лет, интересно представлен инструктаж по технике безопасности, использованы элементы театрализованного представления. Цель: Научить основным приемам бисероткачества. Задачи: Познакомить детей с историей бисероткачества. Развивать мелкую моторику рук, пространственно – временную ориентацию. Учить аккуратности, терпению, усидчивости при выполнении работы. Форма проведения: Мастер-класс с элементами театрализованного представления. Используемые ресурсы: Наглядные пособия (плакаты о Венеции, плакаты по технике безопасности, планшет с крупным бусинами из дерева, большая игла, полипропиленовая нить для основы, инструкционная карта), раздаточный материал (бисер бежевый и красный, леска, нить х/б №10), инструменты (ножницы, игла бисерная, подрамник 25*25 с набитыми гвоздиками), костюм (домовенка Кузи). Ожидаемый результат: Дети научились приемам бисероткачества. Ход занятия. Орг. момент. Ведущий: Здравствуйте девочки! Тема нашего занятия - бисероткачество. Сегодня мы научимся основным приемам бисероткачества, познакомимся с историей бисероткачества, вспомним правила техники безопасности, будем воспитывать в себе аккуратность и усидчивость. Основная часть. а) вводный инструктаж. Ведущий: Девочки, как вы понимаете слово бисероткачество? Ответы детей: Ведущий: Правильно состоит из двух слов: бисер, ткать. Бисероткачество – это изготовление бисерных изделий с помощью нитей основы и утка (основа – вдоль, уток – поперек). (Демонстрация готовых изделий). Ведущий: А кто из вас девочки знает, где был изобретен бисер? Не знаете! Тогда я вам расскажу. Ведущий: Секреты производства бисера были освоены в одном из красивейших городов Италии, в Венеции. Венецианский бисер назывался «пикколи лавори ди ветро», а мастеров изготовляющих бисер называли «верикселли». Секреты производства бисера строго хранились в секрете. Из Венеции вывозили только готовый бисер, привозили его и в Россию. В XVIII веке в Москве продавалось очень много венецианского бисера. Рукодельницы старой Руси широко применяли бисер в своих вышивках наравне с жемчугом и поделочным камнем. Обычно бисером вышивали орнамент, а фон покрывали гладью золотом или серебром. Вышивались головные уборы, кокошники, воротники. Из бисера низали бахрому, плели всевозможные сетки, которыми украшали головные уборы, вышивали иконы. Ведущий: И наши юные мастерицы тоже научились работать с бисером и выполнили вот такие замечательные изделия. (Заходит домовенок Кузя). Кузя: Ой бяда, бяда, огорчение (вздыхает). Ведущий: Ты кто мальчик? Кузя: Да домовенок я! Кузьмой кличут. Ведущий: Что Кузя с тобой случилось? Кузя: Да, не со мной, а в моем родном домике, ведь я же домовой. Вот и горюю. Порядка в доме не стало. Были у нашей Анютки бусы красоты необычайной, хотела она их одеть, да потянула, да нитка и лопнула, рассыпался весь бисер на пол. Бабка Анастасия шла с водой, подскользнулась на бисере и упала, ногу зашибла, щенку хвост отдавила. У всех руки опускаются, за порядком никто не следит. Только плачут все, охают да вздыхают. - Ой, бяда, бяда, огорчение! Ведущий: Не печалься Кузя, знаю, как твоему горю помочь. Бисер нужно с полу собрать, чтобы бабка Анастасия не падала. А для Анютки сплети новые бусы лучше прежних. Кузя: А, я не умею. Ведущий: Я научу Кузя. Кузя: Ну, вообще я способный! (садится за рабочее место). Ведущий: Для работы нам потребуется (берет со стола, поднимает вверх, а дети называют). 1. Рамка деревянная с набитыми на нее гвоздиками. 2. Нитки х/б №10. 3. Леска тонкая. 4. Бисерная игла. 5. Бисер. 6. Ножницы. 7. Инструкционная карта и рисунок узора. Прежде, чем приступить к работе нужно повторить правила Т.Б. - Кузя ты их знаешь? Кузя: Я, я знаю! Я способный! Правила от Кузи: Чтобы шить и вышивать, Нужно правила вам знать. Я их с детства точно помню, Коротенько вам напомню. Первым делом нужно знать: В рот иглу не вздумай брать, Глаз с иголки не спускай, И в одежду не втыкай, Не бросай ее нигде А иначе быть беде. Помни – иглы и булавки Не валяются на лавке. Поработал - не забудь Их в игольницу воткнуть. Хоть сегодня я спешу, Но про ножницы скажу – Очень важно всем понять, Как их нужно подавать. Не острыми конечками, А вперед колечками. Влево – вправо не маши, А в пенал их уложи, Не пугаю я напрасно. Ножницы – предмет опасный. Нужно правила всем знать, Аккуратно соблюдать. И получим ты и я Наслажденья от шитья! (фото 1) Ведущий: Молодец Кузя! Ведущий: Вся работа выполняется снизу вверх, бисер просчитывается слева направо. 1. Просчитать количество клеток в рисунке. 2. Закрепить основу на рамке. Количество нитей зависит от количества клеток в рисунке +1 (фото 2). 3. Вдеть в бисерную иглу леску = 2хДл. От кончиков пальцев до локтя, чтобы нить не путалась. 4. Закрепить конец лески за крайнею левую нить двойным узлом. 5. На иглу нанизать бисер, количество зависит от количества клеток в рисунке (демонстрация приемов работы на рамке планшете фото 3). 6. Леску с бисером пропустить с изнаночной стороны изделия. Распределить бисер между нитями основы 7. Закрепить бисер пропуская иглу с лицевой стороны изделия (фото 4). 8. Повторить с 5 пункта. Самостоятельная работа. б) Текущий инструктаж. Ведущий: А теперь попробуйте самостоятельно (вместе с Кузей оказывается помощь детям). Ведущий: Кузя у тебя получается? Кузя: Да! Я способный! Кузя: Ой, ой Хозяюшка, что–то я притомился, пальчики устали, глазки плохо видят, спинку ломит. Ведущий: Да, Кузя ты прав нужно всем отдохнуть. Встаньте все со своих мест. Повторяйте за нами. Релаксационная пауза. Кузя: Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок, Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. Крутим – вертим головой, Разминаем шею. Стой! И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем. Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперед. Хлопаем в ладошки, Пусть попляшут ножки, Пусть попляшут ножки По ровненькой дорожке, Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам? Ведущий: Отдохнул Кузя, тогда приступаем к работе. в) Вводный инструктаж. Ведущий: Работать со схемой намного сложнее, нужно четко просчитывать количество цветов в рисунке. 1. Работаем слева на право. 2. Набираем на иглу бисер 2 беж., 1 красн., 2 беж. закрепить. 3. 1 беж., 1 красн., 1 жел., 1 красн., 1 беж., закрепить. 4. 2 беж., 1 красн., 2 беж. закрепить. 5. и т.д. по рисунку. (инструкционная карта) Кузя: Ой, а у меня нить закончилась. Ведущий: Если закончилась нить, закрепить остаток за крайнюю правую нить двумя петельными стежками, спрятать конец между бисерин. Продолжи работу закрепив нить за левую крайнюю нить. г) Текущий инструктаж. Ведущий: Попробуйте самостоятельно (Кузя и ведущий оказывают помощь). д) Заключительный инструктаж. Кузя: У меня получился цветочек. А он что останется на рамке. Ведущий: Нет, Кузя. Нужно срезать нити основы (можно закрепить на картоне, заплести косичкой, вплести в нить основы). Подведение итогов. Итоговая рефлексия. Ведущий: Кузя покажи, что получилось (показ изделия). Красота, Анюта будет довольна. Кузя: спасибо тебе Хозяюшка сам научился и всех дома научу. Ведущий: Молодец Кузя! Научился. А вы девочки научились? Девочки покажите, что у вас получилось. Если кто не закончил, мы продолжим эту работу на следующем занятии. Ведущий: А теперь выскажите свое мнение: что понравилось, что было интересно, а может что то не понравилось (передает мяч по кругу, в конце когда мяч находится у ведущего сказать что нибудь хорошее о каждом участнике). Ведущий: Спасибо вам за занятие, жду вас на следующее. Литература: Журнал «Секреты мастерства №13. Бисер»2009г., О.А. Шеглова «Самоучитель по плетению и вышивке бисером» 2006г Инструкционная карта: Вся работа выполняется снизу вверх, бисер просчитывается слева направо. 1. Просчитать количество клеток в рисунке. 2. Закрепить основу на рамке. Количество нитей зависит от количества клеток в рисунке +1. 3. Вдеть в бисерную иглу леску = 2хДл. От кончиков пальцев до локтя, чтобы нить не путалась. 4. Закрепить конец лески за крайнею левую нить двойным узлом. 5. На иглу нанизать бисер, количество зависит от количества клеток в рисунке. 6. Леску с бисером пропустить с изнаночной стороны изделия. 7. Распределить бисер между нитями основы. 8. Закрепить бисер пропуская иглу с лицевой стороны изделия. 9. Повторить с 5 пункта. Работа с рисунком:
К – красный Ж – желтый Б - бежевый |