Скачать 186.49 Kb.
|
Педагогический опыт учителя истории МБОУ «Лицей 145» г. Казани Фоминой Евгении Александровны В настоящее время школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций, системы знаний, навыков, умений. При этом на первый план выдвигаются задачи учить мыслить, самостоятельно приобретать знания. В школе XXI века, в ос числе в МБОУ «Лицей № 145» создаются условия для того, чтобы ученику было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. Потому учитель, в том числе и я, решает непростую задачу – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Целью моей работы является – не только формировать знания, умения и навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развивать желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда. Для реализации этой цели в своей педагогической деятельности я стремлюсь к следующему: - быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь; - уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации; - не оставлять ученика в состоянии безысходности, оказывать поддержку и помощь в любых начинаниях. В своей работе я использую такие методы обучения как: - беседа. Характерный признак беседы – участие в ней как учителя, так и ученика. Я как учитель задаю вопросы, ученики на них отвечают. Таким образом, происходит усвоение материала, получение новых знаний, используется логическое мышление. Во время беседы ученики связывают вместе свои знания с уже имеющимися, расширяя и углубляя известное им. - учебная лекция. Ее отличает экономичность во времени, большая научная строгость в изложении материала. Во время лекции я стремлюсь обращаться к классу с вопросами, которые интересуют ребят. Таким образом, можно довести до учеников всю необходимую информацию, изложив ее в такой форме, что интерес останется и после изученной темы. - метод иллюстрация (схемы, таблицы, карты, плакаты), демонстрация (фрагменты фильмов, фрагменты лекций). Наглядный метод всегда позволяет задействовать зрительную память, что еще более способствует формированию необходимых компетенций у учащихся. - практическая работа. Такой метод способствует закреплению, обобщению, развитию умения анализировать ранее изученный материал. - проблемный метод. Метод можно использовать при рассмотрении учебного материала следующим образом. Необходимо четко сформулировать противоречие, создать проблемную ситуацию, которая заинтересует учеников. С помощью такого метода можно активизировать мыслительную работу всего класса, побудить учеников к поиску различных решений поставленной проблемы. Выбор метода обучения зависит от целей обучения. Но в тоже время при выборе метода обучения необходимо учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности учащихся. В современной педагогике, использующий личностно-ориентированный подход к образованию возможно использование в одном уроке нескольких методов обучения. Ведь применение развивающих обучающих технологий способствует развитию учебно-познавательной деятельности учеников. Для современного педагога, в том числе меня, главная формула успеха – признание, когда видишь отражение своей работы в своих учениках, в глазах их родителей, когда учащиеся не останавливаются на достигнутом, а двигаются вперед в своем развитии, стремятся к достижению все более высоких результатов. В рамках республиканского семинара учителей русской, татарской, иностранной филологии и общественно-политических дисциплин школ Республики Татарстан «Использование современных педагогических технологий в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла в условиях профильного лицея». Я проводила в 8 классе урок по теме «Япония в XIX веке». При подготовке и проведении данного урока я опиралась на личностно-ориентированные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в профильном физико-математическом лицее. (Приложение 1.) В начале XXI века появилась новая форма итоговой аттестации ЕГЭ - централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. С 2006/2007 учебного года учащиеся нашего лицея сдают ЕГЭ по истории обществознанию. С учетом того, что моя педагогическая деятельность проходит в профильном физико-математическом лицее, осуществлять подготовку на базовом уровне к итоговой аттестации в форме ЕГЭ непросто. Но вполне возможно. Необходимо заинтересовать, найти верное мотивированное решение для ученика и он будет свободное время посвящать подготовке к успешной сдаче экзамена. (Приложение 2.) Приложение 1 План-конспект урока 8 класс
Образовательные: помочь учащимся осознать причины становления Японии, как одной из великих держав. Обеспечить усвоение причин и последствий реформ Мэйдзи. Помочь осознать основные события политической и экономической жизни Японии конца XIX века как неотъемлемую часть необходимых изменений на пути становления значимого государства. Воспитательные: способствовать нравственному, политическому, гражданскому воспитанию учащихся. Развивающие: способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического и творческого мышления, развития умения правильно формулировать ответы на вопросы, образно воссоздавать историческую обстановку и исторические явления.
7. Ход урока:
Слайды 1. 1. Право граждан на собственность. 2. Власть монарха ограничивал парламент. 3. частная собственность превращалась в капитал, приносящий доход его владельцу. 2. Тема «Япония в XIX веке» План: 1. Япония к середине XIX века.
3. Глава страны → сёгун Император → царствует, не правит Местные князья → дайме Воины → самураи Крестьяне → прикреплены к земле, наследственное право пользования Ремесленники → объединены в цеха, налоги государству
1855 год – открыты 3 порта для России Экстерриториальность – подчинение законам собственного государства и полный иммунитет от юрисдикции иностранного государства «Пятистатейная клятва»
Дайме → губернаторы, назначались императором Самураи → офицеры в армии и на флоте, высшие посты в государстве Крестьяне → небольшая плата, распоряжение земельными участками Государство → строило предприятия, продавало на льготных условиях капиталистам Образование → обязательное всеобщее начальное Открытие Токийского университета объявление войны, заключение мира утверждение законов Император → созыв и роспуск парламента подчинение всех должностных лиц в государстве главнокомандующий армией и флотом Парламент Палата пэров Палата депутатов Приложение 2 2006/2007 учебный год ЕГЭ История России 1. Голышев Александр (11 в) – 79 баллов, «5» Обществознание 1. Володин Сергей (11 а) – 59 баллов, «4» 2. Биктимирова Эльвира (11 б) – 64 балла, «5» 3. Хамидуллина Резеда (11 б) – 56 баллов, «4» 4. Хасашина Лилия (11 б) – 45 баллов, «3» 5. Голышев Александр (11 в) – 54 балла, «4» 6. Нейдерова Жанна (11 в) – 56 баллов, «4» 7. Данилишин Ярослав (11 г) – 63 балла, «5» 8. Шнейдер Илья (11 г) – 52 балла, «4» 9. Моисеенко Светлана (11 и) – 64 балла, «5» 10. Нищенко Анастасия (11 и) – 49 баллов, «4» 11. Файзрахманов Рамиль (11 и) – 56 баллов, «4» 12. Халиков Ильшат (11 и) – 69 баллов, «5» 13. Хоцей Ирина (11 и) – 56 баллов, «4» 14. Шаймарданова Диляра (11 и) – 56 баллов, «4» 2007/2008 учебный год ЕГЭ Обществознание 1. Абдуллина Карина (11 б) – «4», 61 балл 2. Гизатуллина Аделя (11 Б) – «5», 67 баллов 3. Киямова Алина (11 б) – «3», 51 балл 4. Сафиуллина Гульназ (11 б) – «4», 62 балла 5. Иванова Мария (11 г) – «5», 70 баллов 6. Лаптева Анжела (11 г) – «5», 67 баллов 7. Салахутдинова Анжела (11 г) – «5», 70 баллов 8. Фомин Александр (11 г) – «5», 70 баллов История России 1. Абдуллина Карина (11 б) – «4», 54 балла 2. Ахметзянова Алсу (11 б) – «5», 70 баллов 3. Голышев Александр – «5», 79 баллов 2010/2011 учебный год Обществознание Бондаренко Евгений (11 а) 75 балов Жоголева Дарья (11 а) 59 баллов Корепанова Анна (11 а) 83 балла Костанян Гагик (11 а) 56 баллов Гараева Айгуль (11 б) 67 балла Наумова Алена (11 б) 62 балла Сафина Анлина (11 б) 72 балла Сиразиев Илназ (11 б) 62 балла Шаймарданова Ильмира (11 б) 53 балла Григорьев Денис (11 в) 57 баллов Зайнуллина Гузель (11 в) 66 баллов Котляр Дарья (11 в) 67 баллов Мулюкова Эльвира (11 в) 65 баллов Бочина Ольга (11 г) 72 балла Егоров Андрей (11 г) 78 баллов Жукова Наталья (11 г) 75 баллов Куранова Полина (11 г) 78 баллов Пановский Сергей (11 г) 49 баллов Романова Анастасия (11 г) 64 балла Сосновская Ирина (11 г) 67 баллов Хабибуллина Алия (11 г) 55 баллов Яковлев Артур (11 г) 65 баллов История Наумова Алена (11 б) 45 баллов Зайнуллина Гузель (11 в) 64 балла Егоров Андрей (11 г) 96 баллов Яковлев Артур (11 г) 45 баллов |