АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАЗОВОЙ ПЛОЩАДКИ ГОУ ДПО ХАКИРОиПК ЗА 2011-2012 УЧ.ГОД Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из самых важных жизненных ценностей. Новый государственный образовательный стандарт - важный шаг в реформировании школы, предполагающий переход системы образования РФ на качественно новый уровень. Однако не секрет, что федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагогического коллектива внесения существенных изменений в работу школы, в частности, в организацию учебного процесса, методик подачи материала и контроля знаний школьников.
С введением ФГОС НОО, необходимо было переосмыслить цели деятельности педагогического коллектива, его структурных подразделений, каждого учителя в отдельности, придумать систему организационно – методического сопровождения для обеспечения эффективной реализации ФГОС в 1-2 классах.
Влияние системной инновации по введению стандарта на жизнедеятельность гимназии привело к целому ряду изменений: была разработана основная образовательная программа, внесены изменения в «Положение деятельности методического объединения учителей начальных классов», «О системе оценки качества образования», «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и учебных курсов и предметов».
На уровне МО учителей начальных классов были созданы проблемные группы педагогов, которые, определив необходимые изменения в содержании образовательных программ, внесли изменения в рабочие программы по предметам, определили потенциал учебного материала, особенности организации учебной деятельности в формировании универсальных учебных действий учеников на основе системно - деятельностного подхода.
С 2010 года гимназии присвоен статус базовой площадки по введению ФГОС начального общего образования. 2011-2012 учебный год стал годом реализации второго этапа реализации программы базовой площадки: «Введение Федерального государственного образовательного стандарта в образовательный процесс на ступени начального общего образования в МБОУ «Гимназия».
Цель - Разработка и теоретическое обоснование программы по организации и проведению апробации ФГОС НОО в условиях МБОУ «Гимназия»
Задачи этапа:
1. Скорректировать пакет нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность участников апробации и обеспечивающих успешное введение ФГОС НОО.
2. Определить содержание и формы внутришкольной научно-методической работы на основе диагностики готовности учителей начальных классов к введению ФГОС НОО в условиях МБОУ «Гимназия», с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
3. Создать условия для оптимизации образовательного процесса за счёт апробации основной образовательной программы начального общего образования и внедрения современных
образовательных технологий и дидактических систем в т. ч. программы воспитания, программы внеурочной деятельности, программы универсальных учебных действий, технологии достижения планируемых результатов.
4. Разработать методические рекомендации по проведению внутришкольного мониторинга метапредметных достижений обучающихся в процессе внедрения ФГОС НОО.
Содержание деятельности:
Составление плана графика введения ФГОС, плана реализации проекта, графиков предварительного, текущего, итогового контроля.
Разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия» исходя из основных положений и подходов ФГОС НОО;
Анализ содержания УМК 1 и 2 года обучения в начальной школе с целью определения потенциала учебного материала в формировании универсальных учебных действий первоклассников и второклассников на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС;
Разработка и апробация программ внеурочной деятельности по различным направлениям 1 и 2 года обучения в начальной школе с целью определения оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся гимназии;
Определение организационных и содержательных условий, направлений, форм, методов обучения и воспитания у обучающихся с учетом требований стандарта нового поколения и программы информатизации образовательного пространства МБОУ «Гимназия»;
Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов;
Проведение мониторинговых исследований, диагностики оценки качества освоения первоклассниками и второклассниками основной образовательной программы начального общего образования.
Краткая характеристика результатов и формы их представления
Публикации результатов, в т.ч. через Интернет-ресурсы
Ф. И. О. учителя
| Название работы
| Название сборника, сайта
| Немцева Т. Г.
| Статья «Реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО»
Статья «Потенциал уроков литературного чтения в формировании ЛУУД младших школьников»
Конспект урока «Число и цифра 0»
Статья «Использование Интернет – ресурсов при решении проблем семейного воспитания»
| Научно – методический журнал «Поиск» (февраль 2012) Сборник республиканской научно- практической конференции «Реализация ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы» (декабрь 2011)
Сайт «Занков .ру» (декабрь 2011)
http://www.zankov.ru/
Сайт «Занков .ру» (июнь 2012)
http://www.zankov.ru/
| Бессонова Е. В.
| Статья «Организация системы оценивания в образовательном учреждении при переходе на ФГОС»
Статья «Исследовательская и проектная деятельность
младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка в рамках реализации ОС «Школа 2100»
3. Статья «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка в рамках реализации ОС «Школа 2100»
| Научно – методический журнал «Поиск» (сентябрь 2011)
Готовиться к печати (июнь)
В городском сборнике материалов городской НПК педагогических работников «Современный учитель – современному ученику»
Готовиться к печати (июнь)
В сборнике IV Всероссийской заочной научно – практическая конференции с международным участием «Современный учебно – воспитательный процесс: теория и практика»
| Федоренко Т. Г.
| «Открываем новые знания». Урок обучения грамоте в 1 классе.
| Научно – методический журнал «Поиск» (сентябрь 2011)
| Логинова Т. Н.
| «Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности «Дружба – это…»
| Научно – методический журнал «Поиск» (сентябрь 2011)
|
Совещания, семинары по теме экспериментальной работы (с указанием сроков)
Дата
| Название мероприятия
| Август 2011г.
| Городская августовская конференция
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через реализацию курса «Кладовая мудрости» - Немцева Т. Г. – учитель первой категории
«Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО при введении ФГОС НОО в МОУ «Гимназия» - Бессонова Е. В. - учитель высшей категории
«Формирование потребности здорового образа жизни: возможности учебного процесса и внеурочной деятельности» - Оськина И. П. – учитель начальных классов
«Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника». - Федоренко Т. Г.- учитель высшей категории, почётный работник общего образования
| Август 2011
| Республиканское августовское совещание работников образования Республики Хакасия «Внедрение ФГОС нового поколения»:
«Воспитание духовно – нравственных ценностей у младших школьников» (педагогическая мастерская) - Немцева Т. Г. – учитель первой категории
«Портфолио ученика как инструмент оценивания» - Шугалей Д. А. –учитель начальных классов
«Технология оценки учебных достижений как средство реализации оценочной деятельности педагога в рамках ФГОС второго поколения» - Логинова Т. Н. – учитель начальных классов
Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО при введении ФГОС НОО в МОУ «Гимназия» - Бессонова Е. В - учитель высшей категории
«Новая система оценки в рамках ФГОС» - Федоренко Т. Г.- учитель высшей категории, почётный работник общего образования
| 26.10.-28.10 2011г.,
07.12 – 09.12.2011
| Стажировочная площадка ««Управление образовательным учреждением в условиях внедрения ФГОС» для слушателей курсов ХРИПК и ПРО
Анализ готовности образовательных учреждений к реализации ФГОС начального общего образования (директор - Тестов М. А.)
Знакомство со структурой карты самооценки готовности общеобразовательного учреждения к введению ФГОС НОО в Республике Хакасия (Кузнецова Г.В.– зам. директора по НМР)
Разработка модели организации внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования (Немцева Т. Г. – рук. ШМО)
Финансово-экономические механизмы реализации ФГОС начального общего образования (директор - Тестов М. А.)
Знакомство: с процессом разработки на основе примерной основной образовательной программы НОО основной образовательной программы НОО ОУ и утверждением данной программы (Бессонова Е.В. – зам. директора по УВР)
Знакомство: с нормативной базой ОУ (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и др.) в соответствии с требованиями ФГОС (директор - Тестов М. А.)
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и система оценки их достижения (Немцева Т. Г. – рук. ШМО)
Разработка алгоритма проектирования образовательной программы НОО ОУ, с учетом формирования универсальных учебных действий (Кузнецова Г.В.– зам. директора по НМР)
Знакомство с особенностями разработки рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями ФГОС. Анализ учебного плана (Бессонова Е.В. – зам. директора по УВР)
Знакомство с организационной моделью ОУ, обеспечивающей реализацию воспитательной составляющей ФГОС: учебные планы, дополнительные образовательные программы, планы работы классных руководителей, ГПД и т.д. Анализ отражения в образовательной программе специфических особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Кузнецова Г.В.– зам. директора по НМР)
Информационно-коммуникационные, организационные, кадровые и другие механизмы реализации ФГОС начального общего образования (Бессонова Е.В. – зам. директора по УВР)
Проектирование результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ОУ. Разработка компонентов основной образовательной программы начального общего образования ОУ (Немцева Т. Г. – рук. ШМО)
Разработка механизма подготовки условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в ОУ (директор - Тестов М. А.)
| 26.10.2011г.
| Городской проблемный семинар по вопросам введения ФГОС начального общего образования в 2011-2012 учебном году ««Информационно – образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования»
1. «Анализ информационно - образовательной среды гимназии». (Немцева Т. Г. – рук. ШМО)
2. «Информационно - имиджевая деятельности. Развитие Web –сайта гимназии» (Бессонова Е.В. – зам. директора по УВР)
3. «Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе» (Колесникова В. В.- учитель первой категории)
4. «Конструирование урока средствами медиадидактики» (Саргова О.Н.- учитель высшей категории)
| Открытые занятия по внеурочной деятельности:
- «Я - первооткрыватель!», 2 класс (Федоренко Т. Г.- учитель высшей категории, почётный работник общего образования)
- -«Путешествие в Лингвалэндию», 2 класс (Петрова Е. В. - учитель иностранного языка второй категории)
| 21-23.
11.2011г.
.
| Стажировочная площадка «Особенности внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» для слушателей курсов ХРИПК и ПРО
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Система оценки разных видов УУД на разных этапах обучения. Способы фиксирования полученных результатов, периодичность диагностирования. (Бессонова Е.В. – зам. директора по УВР)
«Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе» (Колесникова В. В.- учитель первой категории)
«Конструирование урока средствами медиадидактики» (Саргова О.Н.- учитель высшей категории)
Структура информационной среды гимназии; особенности информационной среды в начальной школе (Немцева Т. Г. – рук. ШМО)
Анализ рабочих программ по различным предметам с учетом требований, зафиксированных в ФГОС НОО (Программы по системе «Школа 2100», по системе Л. В. Занкова) (Бессонова Е.В. – зам. директора по УВР)
«Технология организации накопительной системы оценивания» ((ессонВ. – зам. директора по УВРыпитанияФедоренко Т. Г.- учитель высшей категории, почётный работник общего образования)
«Содержание Портфолио. Взаимодействие учителя, родителей и учащихся в формировании Портфолио» .( Шугалей Д. А. – учитель начальных классов)
«Анализ модели внеурочной деятельности гимназии» (Немцева Т. Г. – рук. ШМО)
«Разработка программы внеурочной деятельности» ачальных классов)(Логинова Т. Н. – учитель начальных классов)
| Открытые уроки + самоанализы:
Урок математики в 1 классе: «Число и цифра 0» (Система Л. В. Занкова) - Немцева Т. Г.- учитель первой категории
Урок окружающего мира в 1 классе: «Деревья в городе» Урок обучения грамоте в 1 классе: «Буква гласного Э» (Система Эльконина -Давыдова) -Топинская Т. В., учитель высшей категории, почётный работник общего образования
Урок русского языка во 2 классе: «Сочетания ча- ща, чу-щу» (Система Л. В. Занкова) -Федоренко Т. Г.- учитель высшей категории, почётный работник общего образования
Урок обучения грамоте: Школа 2100») - Звуки [с], [с]', буква С» («Школа 2100») - Колесникова В. В., учитель первой категории
Урок окружающего мира в 1 классе: «Мы и твои друзья» («Школа 2100») -Махонина Л. Г., учитель первой категории
Урок русского языка во втором классе: «Слова, которые обозначают действие предмета» («Школа 2100») - Бессонова Е. В. - учитель высшей категории
Урок русского языка в 4 классе: «Правописание частицы не с глаголами» (Система Л. В. Занкова) - Саргова О. Н. - учитель высшей категории
Открытые занятия по внеурочной деятельности + самоанализы занятий:
Занятие по курсу: «Смотрю на мир глазами художника» в 1 классе -Чернышкова М. А. – учитель первой категории
Занятие по курсу: «Я – первооткрыватель!» во 2 классе - Федоренко Т. Г.- учитель высшей категории, почётный работник общего образовании
Занятие по курсу «Ритмика и танцы»,1 класс - Красных И. А. – учитель высшей категории
Занятие по курсу «Путешествие в Лингвалэндию», 2 класс -Петрова Е. В., учитель второй категории
| Ноябрь 2011
| Республиканский семинар «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников»:
«Особенности формирования личностных УУД у младших школьников (обобщение педагогического опыта) - Немцева Т. Г. – учитель первой категории, Бессонова Е. В. -учитель высшей категории
| 16.12.2011г.
| Республиканская научно – практическая конференция «Реализация ФГОС начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы»:
«Формирование первоначальных навыков самооценивания – основа развития личности ребенка» - Бессонова Е. В. -учитель высшей категории «Потенциал уроков литературного чтения в формировании личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста» (мастер – класс) - Немцева Т. Г. – учитель первой категории | 29.02.2012
| Региональная ярмарка социально-педагогических проектов и воспитательных технологий – 2012:
1. Групповой проект «Проектирование уроков в условиях ФГОС НОО на основе системно – деятельностного подхода» (Созданы методические рекомендации по проектированию урока в условиях ФГОС НОО, сборник конспектов уроков по разным предметным областям) - Немцева Т. Г., Бессонова Е. В., Колесникова В. В., Саргова О. Н., Топинская Т. В., ФедоренкоТ. Г., Махонина Л. Г.
2. Мастер – класс «Проектирование уроков в условиях ФГОС НОО на основе системно – деятельностного подхода» - Немцева. Т. Г., Саргова О. Н.
| 14.02.2012
| Городской практикоориентированный семинар: «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций»:
Обучающая игра для ЗДУВР: «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций» - Немцева Т. Г. – рук. ШМО
| Модуль 1: «Учебная деятельность»
1. Урок математики в 3Б классе: «Формула объёма прямоугольного параллелепипеда» Татамирова Н. Г., учитель высшей категории
2. Урок окружающего мира в 3А классе: «Земля и люди Московского государства» - Оськина И. П.
Модуль 2: «Внеурочная деятельность»
1. Занятие по курсу «Путешествие в Лингвалэндию» во 2 А классе:
«Мы о нас: части тела» - Петрова Е. В. - учитель иностранного языка второй категории)
2. Занятие по курсу «Смотрю на мир глазами художника» во 2 Г классе:
«Защитим природу» - Чернышкова М. А. – учитель первой категории
| 28.03.2012
| Городская научно-практическая конференция педагогических работников «Современный учитель – современному ученику» Секция: «Реализация ФГОС НОО в системе образования города: опыт, проблемы, перспективы»:
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка в рамках реализации ОС «Школа 2100» - I место , модератор секции– Бессонова Е. В. – учитель высшей категории
Технологии формирования навыков в начальной школе образа жизни у школьников (здоровьесберегающих компетенции) – Оськина И. П.
| Март- апрель
| Городской конкурс «Информационно – коммуникационные технологии в разработке учебных материалов в условиях перехода на ФГОС НОО нового поколения»
Участники: Бессонова Е. В., Топинская Т. В., Дьяченко Я.В., Махонина Л.Г., Петрова Е.В.
| 10.04.2012
| Республиканский семинар: «Организация системы оценивания в условиях ФГОС НОО»
«Об опыте применения педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе (Система Л. В, Занкова)» - Немцева Т. Г. – учитель первой категории
| 12.04.2012
| Семинар для слушателей ХакИРОиПК «Особенности внедрения ФГОС НОО»: Открытые уроки + самоанализ: Урок окружающего мира «Виды транспорта: наземный, воздушный, водный» 1 класс - (Система Эльконина - Давыдова) - Топинская Т. В., учитель высшей категории, почётный работник общего образования Урок математики. «Число 10» (1 класс) - Колесникова В. В.- учитель первой категории Урок русского языка, 2 класс: «Текст» - Кулешова Н. В. –учитель начальных классов Урок русского языка в 1 классе «Перенос слов» - Махонина Л. Г., учитель первой категории Занятия по внеурочной деятельности+ самоанализ Ритмика 1 класс - Красных И. А. –учитель ритмики «Путешествие в Лингвалэндию», 2 класс - Петрова Е. В. учитель первой категории «Расти и развивать здоровым», 2 класс – Дьяченко Я. В. – учитель начальных классов | В течение года
| Федеральный научно – методический центр им. Л. В. Занкова:
Научно – практический семинар «Формирование универсальных учебных действий средствами системы Л. В. Занкова» (февраль) (сертификат 24 часа) – Немцева Т. Г., учитель первой категории
Научно – практический семинар: «Развитие умений работать с информацией средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова» (март) (сертификат 24 часа) – Немцева Т. Г., учитель первой категории
Научно – практический семинар: «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса «Литературное чтение» системы развивающего обучения Л.В. Занкова» (июнь) (сертификат 24 часа) – Немцева Т. Г., учитель первой категории
Участие в дистанционной олимпиаде учителей работающих по системе развивающего обучения Л. В. Занкова- отборочный тур (июнь) - Немцева Т. Г., учитель первой категории
|
Распространение опыта через сотрудничество с ХАКИРОиПК:
1. Лекция для слушателей ХАКИРОиПК (руководители ОУ): «Планируемые результаты ФГОС. Система оценки» (октябрь, декабрь)- Немцева Т. Г. –рук.ШМО
2. Лекция для слушателей ХАКиРО (учителя начальных классов)(декабрь) «Технологии оценивания образовательных достижений в условиях реализации развивающей системы Л.В.Занкова» - Немцева Т. Г. – рук. ШМО
3.Лекция ( руководители УО) «Разработка моделей организации внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования»( апрель- апрель)- Немцева Т. Г. – рук. ШМО
4. Лекция для слушателей ХАКИРОиПК (учителя начальных классов)(декабрь)
«Технологии оценивания образовательных достижений в условиях реализации ОС «Школа 2100» - Бессонова Е. В. – зам. директора по УВР по начальной школе Заседания рабочей группы по введению ФГОС НОО
№
| Месяц
| Тема
| 1
| Сентябрь
| -Корректировка и уточнение авторских рабочих программ по учебным предметам. -Организация работы стажировочных площадок
| 2
| Январь
| Определение перечня учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования на 2012-2013 учебный год (на основе федерального перечня), оформление заявки на приобретение учебников.
| 3
| Январь - февраль
| Групповой проект: «Проектирование уроков в условиях ФГОС НОО на основе системно – деятельностного подхода»
| 4.
| Март
| Единичный проект: «Определение изменений в существующих документах по организации модели внеурочной деятельности и приведение их в соответствие с последними изменениями»
| 5.
| Апрель - май
| Изучение приказа Мин. образования от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования и внесение изменение в ООП НОО
|
Прохождение курсовой подготовки в рамках эксперимента
-
Дата
| Наименование курсов
| Уровень
| Кол – во педагогов
| 01.09-02.11.2011
| «Особенности внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
| ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»
| 1
Дзюина Н.И.
| 28.11-09.12.2011
| «Особенности внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
| ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»
| 1
Саргова О.Н.
| 09.04-20.04.2012
| «Особенности внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
| ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»
| 2
Кулешова Н. В.
Самсонова С. П.
| При реализации данной программы получены незапланированные положительные результаты:
1. Обновление содержания образования: Система работы педагогического коллектива по введению ФГОС позволила стать гимназии в 2011 году стажировочной площадкой для руководителей «Управление образовательным учреждением в условиях внедрения ФГОС» и педагогов «Особенности внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Республики Хакасия.
В целях реализации плана 3-х стажировочных площадок для 50 педагогов и руководителей школ республики - педагогами МБОУ «Гимназия» было дано 18 открытых уроков и самоанализов, проведены со слушателями 10 внеурочных практикоориентированных занятий, мастер – классы, практикумы. Слушатели стажировочных площадок отметили высокий профессионализм и творческий подход в работе педагогов гимназии.
2. В целях повышения профессиональной компетентности педагогов в 2011-2012 учебном году 4 педагога гимназии прошли обучение по теме: «Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в образовательный процесс НОО».
3. Утверждение рабочих учебных программ по предметам в 1А классе (Немцева Т. Г.), 1Б классе (Дзюина Н.И.), 1В (Колесникова В.В.), 1 Г ( Махонина Л.Г,), 1 Д ( Топинская Т. В.), 2 А ( Дьяченко Я.В.), 2 Б( Кулешова Н. В.), 2 В (Бессонова Е. В.), 2 Г ( Федоренко Т. Г,)-Приказ МБОУ «Гимназия» «Об утверждении рабочих программ и планов воспитательной работы» №154 от 31.08.2011г.
4. Экспертиза рабочих программ ГУО г. Черногорска по внеурочной деятельности:
- курс «Воспитай себя» (автор: Логинова Т. Н.)
- курс «Я - первооткрыватель» (автор: Логинова Т. Н.)
- клуб «Затейник» (автор: Шугалей Д. Н.);
5. Составление комплексной контрольной работы для 1 класса и методических рекомендаций к её проведению для внешней экспертизы.
6. Освоение и внедрение в образовательный процесс начальной школы образовательной технологии «Достижение прогнозируемых результатов» В. Лебедева, профессора кафедры управления образовательными системами МПГУ, разработанной в целях эффективной реализации требований ФГОС;
7. Обновление материально – технической базы, за счёт получения школьного оборудования на 1 класс – комплект. 4 класса подключены к сети Интернет. |