Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.
Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования.
Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Приказ ГУОиН Челябинской области № 02-678 от 01.07.2004 «Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области».
Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ №14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ . № 321 от 14.12. 2006г. «Об утверждении федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год».
Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1075 «Положение «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ».
Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1076« О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений РФ».
Приказ Министерства образования РФ №135 от 21.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Документы МОи Н Челябинской области по нормативно-правовому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2006/2007 учебном году.
Методическое письмо МОиН Челябинской области «О преподавании ОБЖ в 2007-2008 учебном году» от 23 июля 2007г.
Информационное письмо МОиН РФ и издательства «Просвещение» от 16.08.2004 № М1-05-862 об использовании учебников издательства «Просвещение» при организации профильного обучения.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ОБЖ. – М.: Дрофа, 2004.
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природной и техногенного характера"
"Об охране окружающей природной среды"
"О пожарной безопасности " от 12.02.06г. № 78
"О гражданской обороне" от 12.02.06г.
"Об обороне" от 24.04.04г.
"О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.06г. № 53-ФЗ
Постановления Правительства РФ "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" от 16.01.04г. № 738
Постановление Правительства РФ № 122 от 16.02.07г. и приказ министра образования №3511 от 30.10.07г. "О государственном патриотическом воспитании граждан РФ"
школьный учебный план за 2007-2008 уч.год
Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности, 1-11 классы, под редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение», 2006 год.
"О содержании подготовки школьников в общеобразовательных учреждениях" (методическое письмо ЧИДОПОПР, автор методист по курсу ОБЖ Н.А.Кубарев)
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей природной среды", "О пожарной безопасности", "О гражданской обороне" и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Цели
Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своей здоровью и жизни;
*овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 35часов, из расчета 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 35 учебных часа. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на этапе основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества, учебного коллектива.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" приведены разделе "Требования к уровню подготовки выпускников". Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуация социального, природного и техногенного характера.
Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников. Организация учебно-воспитательного процесса
(каждый учитель прописывает самостоятельно особенности методики изучения курса, формы деятельности учащихся при проведении учебных занятий, возможности использования коммуникативных составляющих для развития личностных качеств обучающихся, в выполнении творческих заданий, в защите рефератов, проектов и способов решений)
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки их профилактику,
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
* способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь
действовать при возникновении пожара в жилищё и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимальный необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Основное содержание программы
1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека(28).
1.1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера(3).
Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
1. 2. Пожары и взрывы (5 час)
Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
1.3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 час)
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.
1.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 час) Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности.
1.5. Гидротехнические аварии(4часа). Гидротехнические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
1.6. Нарушение экологического равновесия(6). Экология и экологическая безопасность. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.
2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. (7 час)
Правила для велосипедистов. Правила для роллинга.
Снаряжение. Как научиться кататься на роликовых коньках без травм и увечий. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений. Безопасность в общественных местах. Как получить помощь со стороны. Как вести себя, когда избежать силового контакта невозможно. Как вести себя, когда избежать силового контакта невозможно.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Литература 1. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана (размещены на официальном сайте Минобранауки России http://www.mon.gov.ru/.).
2. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2006.
3. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. – М.: Дрофа, 2006.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.
5.Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизни» Министерства образования Российской Федерации.
6. Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.
7. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
Календарно-тематическое планирование ОБЖ 8 класс (35 часов)
№
урока
| Содержание
урока
| Кол-во часов
| Дата.
| Прогнозируемый
результат
| Домашнее задание.
| I раздел
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека. 27ч.
| Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. 3ч.
|
| Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация.
| 1
|
|
Знать: Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
| Конспект-пер.
|
| Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.
| 1
|
| С.6-15-пер.
|
| Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
| 1
|
| Гл.1-2.-пер.
| Глава 2. Пожары и взрывы 5ч.
|
| Пожары.
| 1
|
| Знать: Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
Уметь: Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
| П.2.1.вопр.1-5.
|
| Взрывы.
| 1
|
| Гл.2-п.2.вопр.1-6.с.67.
|
| Условия и причины возникновения пожаров и взрывов
| 1
|
|
| Гл.2.-сост.рассказ:Мое поведеие при пожаре.
|
| Возможные последствия пожаров и взрывов.
| 1
|
| С18-32-чит.
|
| Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
| 1
|
| Знать правила безопасног поведения.
| Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ 6ч.
|
| Опасные химические вещества и объекты.
| 1
|
|
Знать: Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.
Аварии на радиационно-опасных, химически опасных и пожара взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные
| Гл.3п.1-пер.
|
| Характеристика АХОВ и их поражающих факторов
| 1
|
| Характеристика СдЯВ.
|
| Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
| 1
|
| Знать последствия аварий.
|
| Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.
| 1
|
| Знать правила поведения при аварии ХОО.гл.3.п.4-чит.
|
| Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
| 1
|
| Уметь оказать 1-ую мед.помощь. Подготвка к контр. работе.
|
| Обобщающий урок по теме : «Пожары, взрывы и аварии с выбросом АХОВ»
|
|
|
| Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ – 4ч
|
| Радиоактивность и радиационно опасные объекты.
| 1
|
|
| Г.4.п.3-чит.
|
| Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.
| 1
|
| Анализ схемы на с.85.
|
| Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения.
| 1
|
| Г.4.6.-чит.
|
| Правила поведения и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности.
| 1
|
| Знать индивид. Средства защиты.
| Глава.5. Гидротехнические аварии – 5ч.
|
| Гидротехнические аварии и гидротехнические сооружения.
| 1
|
| Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного - характера.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Уметь: пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
| Г.51.-чит.
|
| Причины и виды гидродинамических аварий.
| 1
|
|
|
| Последствия гидродинамических аварий.
| 1
|
| Контрольные вопросы
|
| Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
| 1
|
| Гл.5.п.4.-пер.Подготовка к контр. Раб.
|
| Контрольная работа по Разделу I «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека».
|
|
|
|
| Глава 6. Нарушение экологического равновесия. – 4ч
|
| Экология и экологическая безопасность.
| 1
|
| Знать: Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой
| Конспект-пересказ.
|
| Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод.
| 1
|
| Гл.6.п.1-6.-чит.
|
| Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.
| 1
|
| С.130-133-пер.
|
| Обобщающий урок по теме : «Нарушение экологического равновесия»
|
|
|
|
| II раздел
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. 8ч.
|
| Правила для велосипедистов.
Правила для роллеров.
| 1
|
| Знать: Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах . Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Ознакомить учащихся и научить практическим действиям при опасных ситуациях, предусматривать опасность, избегать ее выработки плана действия в различных ситуациях.
| Знать правила ПДД.
|
| Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений.
| 1
|
| Конспект-пересказ.
|
| Обобщающий урок по разделу II: Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
| 1
|
|
|
|
| Итоговая контрольная по курсу ОБЖ за 8 класс
| 1
|
|
|
|
| Анализ результатов выполнения итоговой работы
| 1
|
|
|
| 33-35
| Итоговое повторение
| 3
|
|
|
| |