Скачать 200.98 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области Филиал в с. Спасское Рекомендовано Утверждаю Методическим советом школы приказ№------ Протокол №---------- от------------ Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса на 2012-2013 учебный год Пояснительная записка В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области « Основы безопасности жизнедеятельности». Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для обучающихся основной общеобразовательной школы. Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Федеральными Законами Российской федерации в области безопасности жизнедеятельности. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. При разработке программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем: - учет основных закономерностей развития теории безопасности, -интегративность, -направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. При разработке программы учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно: -непрерывность обучения с 5 по 9 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана; -постепенное наращивание информационной и воспитательной обучающихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе; -обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень- повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению. Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей: -воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; -развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, , техногенного, социального и военного характера, развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; -освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; --овладение умениями: предвидеть возникновение и опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы. Структурно программа состоит из трех разделов и восьми тем. Раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя пять тем («Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», «Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях», «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера», «Современный комплекс проблем безопасности», «Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»). Раздел 2.»Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя две темы («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»). Раздел 3 «Дорожно-транспортная безопасность» включает в себя изучение правил дорожного движения, права, обязанности и ответственность участников дорожного движения». Содержание учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности, 9 класс Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Подготовка к экстренной эвакуации. Помощь больным и престарелым. Подготовка медицинских средств для оказания первой медицинской помощи. Постоянное прослушивание средств массовой информации. Создание запасов питьевой воды и продуктов. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к употреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком по подготовке к эвакуации.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Дорожно- транспортная безопасность
Учебно-тематический план, 9 класс Тема1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека 15 час Тема 2.Правила безопасного поведения в повседневной жизни. 3 часа Тема 3. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях. 4 часа Тема 4.Всероссийское движение «Школа безопасности»- составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. 7 час Литература и средства обучения
М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов и др..под редакцией Ю.Л. Воробьева , Астрель, 2009.
М., Просвещение, 2005. 6.А.Л.Рыбин, Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся 5-9 классов. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающиеся должны знать -основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; --потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; -меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях; -основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства; -наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию; организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации; --права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности; --рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; --приемы и правила оказания первой медицинской помощи; --законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом, -правила поведения при угрозе террористического акта; -государственную политику противодействия наркотизму; -основные меры по профилактике наркомании; -правила безопасности дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств, велосипедистов) ; Уметь -предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; -принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; -доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья; --соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда); -действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания; -соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях и в местах скопления большого количества людей; перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации, во время чрезвычайной ситуации; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; -оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; -соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов); -адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и велосипедиста; -прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода. Пассажира транспортного средства, велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья ( своих и окружающих людей). Обучающиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: --выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам; -обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; -безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни; -подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях; -проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника; -оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях. Календарно-тематический план Класс-9, предмет- ОБЖ, количество часов в неделю-1. Всего-34 Количество проверочных работ-2 Планирование составлено на основе ФГОС, Примерной программы по ОБЖ и базисного учебного плана.
|