Скачать 178.38 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫпо проведению индивидуальных профилактических бесед с лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Мурманской области, о необходимости соблюдения требований к служебному поведению, ограничений и запретов, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, существующих механизмах антикоррупционного контроля и ответственности за коррупционные правонарушения Основания проведенияВ целях антикоррупционного образования государственных гражданских служащих Мурманской области пунктом 2.9. Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2012-2013 годы предусмотрено проведение профилактических бесед и распространение информационных материалов в целях доведения до лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Мурманской области, положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в различных отраслях права. Рекомендации по проведениюПрофилактические беседы рекомендуется проводить с гражданами, впервые поступившими на государственную гражданскую службу Мурманской области. Беседа может быть проведена руководителем кадрового подразделения исполнительного органа государственной власти Мурманской области или специалистом управления государственной службы и кадров Аппарата Правительства Мурманской области (по согласованию). В целях повышения профилактического воздействия для участия в проведении беседы может быть приглашен специалист отдела по реализации антикоррупционной политики Министерства юстиции Мурманской области (по согласованию с министром юстиции Мурманской области). Государственным гражданским служащим, с которыми планируется проведение профилактической беседы, направляется соответствующее приглашение. Профилактическая индивидуальная беседа имеет целью формирование у лица, принятого на должность государственной гражданской службы Мурманской области, устойчивого убеждения о недопустимости совершения в процессе служебной деятельности действий (бездействия) коррупционного характера. Данное убеждение должно быть сформировано под воздействием совокупности следующих аргументов:
После завершения беседы специалист, проводивший беседу, заполняет отчет (приложение 1). В отчете указывается дата проведения беседы, состав участников, краткий перечень рассмотренных вопросов. Отчет подписывается всеми участниками беседы. Заполненный и подписанный экземпляр отчёта приобщается к личному делу сотрудника, с которым проводилась профилактическая беседа. План беседы с государственным гражданским служащим
Конспект беседы1. Введение. Основной принцип государственной гражданской службы.Государственная гражданская служба Мурманской области - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Мурманской области по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Мурманской области и лиц, замещающих государственные должности Мурманской области [2, ст. 3]. Основным принципом государственной гражданской службы является приоритет прав и свобод человека и гражданина [1, 2 ст. 4]. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства и всех государственных служащих РФ. Данный принцип определяет главный смысл и содержание деятельности гражданских служащих. Каждый кандидат на должность гражданской службы должен быть готов и способен учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами гражданские служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности. Государственный гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, добровольно взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы [1, 2 ст. 13]. Правовой статус различных категорий государственных служащих определяется возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, особыми чертами различных видов государственной службы и существенно отличается от правового положения остальных граждан Российской Федерации. Гражданский служащий обладает правами и социальными гарантиями, предоставляемыми ему именно в связи с прохождением службы. Вместе с тем существенной составляющей правового статуса государственного служащего являются законодательно установленные ограничения в связи с прохождением государственной службы. Ограничения представляют собой совокупность политических, экономических и организационно-управленческих запретов, призванных не допустить конфликта частных интересов государственного служащего и публичных интересов общества и государства, а также позволяющих создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. Поступающий на гражданскую службу гражданин добровольно принимает на себя обязательства соблюдать ограничения, выполнять требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законами [1, 2 ст. 15 п. 1 пп. 11]. 2. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой Ограничения, связанные с государственной службой, установлены в целях: - защиты конституционного строя; - защиты нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от некачественной реализации государственного властного воздействия, а следовательно, нарушения гражданских прав, свобод и законных интересов; - обеспечения эффективной реализации государственных функций; - высокой управляемости системой государственной службы; - обеспечения обороны и безопасности государства. Установленные законом ограничения представляют собой перечень условий, в случае наступления которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Ограничения можно условно разделить на две группы: 1. Объективного характера, наступление которых не зависит от воли гражданина, например:
2. Субъективного характера, наступление которых обусловлено умышленными действиями гражданина. Ограничения субъективного характера введены в целях противодействия коррупции. Так, гражданин подлежит увольнению с государственной гражданской службы в случаях:
3. Запреты, связанные с государственной гражданской службой Целевое назначение запретов – установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих. В случае возникновения запрещенных ситуаций по причине совершения гражданским служащим запрещенных действий к нему могут быть применены меры ответственности, вплоть до прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы [1, п. 14 ч. 1 ст. 33]. Большая часть запретов имеет четко выраженную антикоррупционную направленность. В целях недопущения коррупционных проявлений гражданскому служащему запрещено:
4. Требования к служебному поведению Требования к служебному поведению определяют систему нравственных стандартов, этических норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Систематизация моральных требований к гражданским служащим призвана помочь им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки их нравственной стороны их поведения при выполнении возложенных на них функций. Требования к служебному поведению гражданского служащего связаны с его обязанностями [1, ст. 15], правами [1, ст. 14], установленными ограничениями [1, ст. 16] и запретами [1, ст. 17]. Гражданский служащий обязан: 1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; 3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; 4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; 5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; 6) соблюдать ограничения, установленные законом для гражданских служащих; 7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; 8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; 9) проявлять корректность в обращении с гражданами; 10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; 11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; 12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; 14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Следует отметить, что в Мурманской области утверждён Кодекс служебного поведения (этики) лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Мурманской области» (постановление Правительства Мурманской области от 25.08.2010 № 373-ПП). Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу Мурманской области, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе служебной деятельности. Подписанный лист ознакомления хранится в личном деле государственного служащего. Соблюдение Кодекса является одним из условий служебного контракта с государственным служащим. Государственный служащий должен понимать, что нарушение норм Кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в исполнительном органе государственной власти Мурманской области. 5. Конфликт интересов Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Мурманской области или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам [2, ст. 19 ч.1]. Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего или членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Цель - недопущение причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы. 6. Система контроля Контроль за соблюдением гражданскими служащими установленных запретов, ограничений и требований к служебному поведению осуществляется:
Дополнительным инструментом регулирования отношений по вопросам государственной гражданской службы являются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которые созданы во всех исполнительных органах государственной власти Мурманской области. 7. Ответственность Одним из основных принципов противодействия коррупции, закрепленных в Федеральном законе «О противодействии коррупции», является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Коррупционные уголовные правонарушения - это предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственным гражданским служащим каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении таких преимуществ третьим лицам.К коррупционным преступлениям условно можно отнести:
6. Получение взятки - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки. [4, ч. 1 ст. 290]. 7. Дача взятки - дача взятки должностному лицу лично или через посредника – лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки. [4, ч. 1 ст. 291]. 8. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения - лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки. [4, ч. 2 ст. 291.1]. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Ссылки1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 2. Закон Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области». 3. Гражданский кодекс РФ. 4. Уголовный кодекс РФ. _____________ Перечень нормативных правовых актов
_______________Приложение 1ОТЧЕТо проведении профилактической беседы В целях антикоррупционного просвещения и воспитания государственных гражданских служащих Мурманской области ________________ проведена профилактическая беседа о необходимости (дата) соблюдения ограничений, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, механизмах антикоррупционного контроля и ответственности за коррупционные правонарушения.
Беседу провел: _______________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, подпись) _______________________________________________________________________________________________ Участники беседы: 1.______________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, подпись) _______________________________________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, подпись) _______________________________________________________________________________________________ |