Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации15.01.2014
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор С.Т.Сохов

_______________________

«_5_» февраля 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДЕОНТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Направление подготовки

040400.62 Социальная работа (бакалавр)

Профиль подготовки

медико-социальная работа с населением

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная

Москва 2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Деонтология социальной работы» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400.62, утвержденным ректором МГМСУ. О.О.Янушевичем.
Составитель: Е.Н.ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.
Рецензенты: И.Е. Лукьянова, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.
О.Н. Краснова, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, кандидат политических наук РГУТиС.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« 23 » ___ноября___ 2012 года Протокол № _4_

Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

« » _____________ 2012 года Протокол № ___

Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор

___________________ А.В. Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

« 30 » января 2013 года Протокол № 30

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор

_____________________Э.В. Луцевич

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины «Деонтология в социальной работе» являются:

– формирование целостного представления об этических основах и профессиональной морали социальной работы, этического мышления специалиста и личностно-нравственного облика социального работника;

– раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности.

Задачами учебной дисциплины являются:

– изучение деонтологических вопросов социальной работы;

– изучение теоретических основ деонтологии как учения о долге и должном поведении;

– изучение комплекса профессиональных, правовых и морально- этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника;

– изучение деонтологических подходов к разрешению конфликтов;

– ознакомление с социокультурными особенностями и этическими стандартами социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Настоящий курс разработан для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

Изучение курса «Деонтология социальной работы» представляет большую значимость для будущих специалистов социальной сферы и составляет важнейший исследовательский компонент их профессиональной подготовки. Дисциплина «Деонтология социальной работы» входит в базовую часть профессионального цикла Б3. и изучается на 3 курсе (6 семестр). Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов: «Теория социальной работы», «Этические основы социальной работы». Содержание курса также скоординировано с другими учебными дисциплинами и направлено на изучение основ профессиональной этики и деонтологии социальной работы, сущности и содержания профессиональных этических кодексов, особенностей общения и взаимодействия с клиентами, учреждениями и организациями, их представителями.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения


(ОК-1)

Стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства

(ОК-6)

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

(ОК-7)

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

(ОК-8)

Готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности

(ПК-12)

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

ЗНАТЬ

• основные понятия и категории деонтологии социальной работы;

• основные принципы, моральные нормы и заповеди профессии социального работника;

 • смысл и содержание понятия профессионального долга социального работника перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его окружением.


УМЕТЬ

• осуществлять профессиональную деятельность на основе профессиональных ценностей и моральных норм, этических принципов социальной работы, исходя из ценности человека, его жизни как основополагающего принципа социальной работы;

• применять в профессиональной этике основные элементы профессионально - этической системы.


ВЛАДЕТЬ

• навыками морального регулирования взаимоотношений с индивидом и группой;

• способностью осуществлять моральный выбор и решать этические дилеммы;

• способностью к самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений.

БЫТЬ

КОМПЕТЕНТНЫМ

• в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы;

• в использовании в своей профессиональной деятельности этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Количество часов по учебному плану (очная форма обучения)

Всего 72 часа

Аудиторные занятия 32 часа, лекции – 10 часов, групповые занятия – 22 часа, из них интерактивных занятий 8 часов.

Самостоятельная работа 40 часов.



п/п

Тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самост-ная работа

Аудиторные занятия

всего

Лекцион.

Групповые (семинары, практич.)

Лабораторные

Контр. раб.

Реферат/ доклад

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

экзамен

Контр.точки по мод.-рейтинг




1

Тема 1. Деонтология как раздел этики, наука о долге и должном

8

4

4

2

2







+
















2

Тема 2. Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах

социальной работы

8

4

4

2

2

























3

Тема 3. Морально-нравственная регуляция социальной работы


8

4

4

2

2







+
















4

Тема 4. Долг и ответственность социального работника в различных видах взаимоотношений внутри системы



8

4

4

-

4







+













+

5

Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе


6


4

2

-

2







+
















6


Тема 6. Этика взаимоотношений с правительственным и неправительственн-ыми организациями и службами


6

4

2

-

2







+


























7

Этика социальной работы с семьей

8

4

4

2

2







+
















8

Нравственно-этические отношения в общине


8

4

4

2

2







+
















9

Национально (этно)-региональные особенности этических отношений в

социальной работе

6

4

2

-

2

























10

Личностно-нравственные качества социального работника


6

4

2

-

2




























5. Содержание дисциплины



п/п

Наименование разделов и тем дисциплины

Содержание темы

Тема 1.

Тема 1. Деонтология как раздел этики, наука о долге и должном


Понятие «деонтология». Формирование собственного представления о должном в сопоставлении его с сущим. Требования к поведению и действиям специалиста как его профессиональный долг и обязанности. 
Принципы деонтологии социальной работы личной ответственности за порученное дело в правовом и моральном отношениях. Компетентности профессионального социального работника.
Рациональный подход к решению поставленных задач. 
Субъекты и объекты как стороны конкретного профессионального отношения. Этические принципы в социальной работе и работе социальных служб. Принцип гуманизма. Этические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения.



Тема 2.

Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах

социальной работы

Роль приказов, инструкций и нормативных документов в установлении деонтологических нормативов. Возрастание роли деонтологического потенциала социальных служб. Деонтологический компонент подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб. Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах социальной работы. Медицинская деонтология. Педагогическая этика. Этика экономической и социально-бытовой помощи. Деонтология и психологическая

помощь. Деонтология в стационарных социальных учреждениях. Деонтология в

нестационарных социальных учреждениях. Деонтология и документация социальных

служб. Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России.

Тема 3.

Морально-нравственная регуляция социальной работы

Нормативная регуляция жизнедеятельности общества. Понятие нравственности. Мораль как особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Понятия «Благо», «Добро» и «Зло» в нравственно-этических аспектах социальной работы. Значение Золотого правила нравственности и категорического императива И. Канта. Нравственно-эстетическая характеристика принципов социальной защиты и формирования здоровья человека в древней Спарте, во взглядах Гиппократа и во времена Авиценны. Функции этического кодекса социального работника. Этический кодекс как свод нравственных норм и правил, предписываемых к исполнению. Этика и общественная социальная защита (понятие, содержание, ожидаемые позитивные эффекты). Источники формирования норм и правил, используемых в этическом кодексе социального работника. Профессиональные кодексы как средство поддержания морального престижа профессиональной группы. Моральное качество личности профессионального социального работника.


Тема 4.

Долг и ответственность социального работника в различных видах взаимоотношений внутри системы

Проблема коллективной ответственности социальных работников. Мораль профессиональной группы (профессиональная мораль) как составная частью морали общества. Нормы профессиональной этики и их влияние на поведение специалистов. Основные задачи профессиональной этики. Основные категории этики социальной работы (профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия, профессиональный долг специалистов). Этические действия. Цели. Мотивация. Легитимизация. Средства. Действия. Конечный результат.

Тема 5.

Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе


Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством. Ответственность и долг социального работника перед профессией. Ответственность социального работника перед коллективом (коллегами). Ответственность социального работника перед клиентом и его окружением. Долг социального работника перед самим собой.

Тема 6.

Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями и службами



Этические проблемы взаимоотношений. Морально-этическое регулирование взаимоотношений работников государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб и служащих органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. Установление области ответственности. Преодоление нарушений профессиональных норм поведения, злоупотреблений доверием. Этический баланс между служащими государственных органов управления и неправительственными социальными службами, а также общественными объединениями, занимающимися социальной поддержкой различных категорий населения. Роль профессионально-этических кодексов в регулировании конфликтов. Проблемы управления социальным обслуживанием населения и моральные конфликты (источники, последствия и стратегия разрешения). Законы, нормативно-правовые акты и этические принципы, обеспечение их органической взаимосвязи (федеральный, региональный и муниципальный уровни). Этические обязанности государственных служащих по отношению к специалистам социальных служб, коллегам из других ведомств, клиентам, общественным объединениям.

Тема 7.

Этика социальной работы с семьей

Семейно-брачные отношения как предмет этики социальной работы. Роль основных категорий этики для регулирования отношений в семье (взаимная любовь, забота о воспитании детей, долг, ответственность, уважение, равенство, доверие, поощрение и др.). Общественное мнение в регуляции семейно-брачных отношений. Мировоззренческие установки общества и становление ценностей семьи в истории общества. Воспитание детей как нравственная проблема. Учет нравственных основ брака и семьи в практической социальной работе.



Тема 8.

Нравственно-этические отношения в общине

Этические аспекты стратегии социальной поддержки населения на общинном уровне. Этика социальной работы с различными типами общин (территориальные, социальные, религиозные, национально-этнические и др.). Этические вопросы управления групповыми процессами в городе и на селе. Этические проблемы социального анализа и экспертизы общины. Этика избирательной работы на местном уровне. Нравственное регулирование отношений между социальными работниками и местными активистами самоуправления (руководители) органов управления, лидерами профсоюзов и общественных объединений, оказывающих поддержку социальной работе на местном уровне. Этические вопросы поощрения взаимной помощи на общинном уровне.


Тема 9.

Национально (этно)-региональные особенности этических отношений в

социальной работе


Соотношение общечеловеческого, национального и регионального в этике социальной работы. Национально-этические, социокультурные особенности региона и специфика современной этики. Базовые принципы формирования региональных моделей этики социальной работы (принцип опоры на традиции и достижения национальной культуры, науки, образования, быта; принцип учета поликультурной и многонациональной ориентации; принцип учета особенной религии коренного населения; принцип учета социальной дифференциации населения; принцип учета мест компактного проживания этносов и др.).

Тема 10.

Личностно-нравственные качества социального работника


Личностные характеристики социального работника (ценностные ориентации, интересы). Гуманистическая направленность личности. Личная и социальная ответственность. Развитость чувства добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Социальный интеллект. Социально-психологическая, психолого-педагогическая характеристики социального работника. Активность психики, поведение и деятельность. Педагогическая культура. Личностно-нравственный образ социального работника. Профессиональный отбор социальных работников. Критерии методики определения профессиональной пригодности к социальной работе. Роль профессионального, высшего и среднего профессионального образования в формировании личностно-нравственных качеств социального работника. Современные проблемы развития личностно-нравственных качеств социального работника.


6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Круглый стол

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск