Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 252.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.01.2014
Размер252.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра вокального искусства

ПРОГРАММА

итоговой государственной аттестации

направления

070100 Музыкальное искусство

профиль «Академическое пение»

Степень (квалификация) – бакалавр музыкального искусства

Тюмень

2012

Общие положения

  1. Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 070100 Музыкальное искусство (бакалавриат), профиль «Академическое пение», утверждённом Минобразованием России «17» июня 2003г. предусмотрена Государственная (итоговая) аттестация выпускников в виде:


а) выпускной квалификационной работы – исполнение концертной программы;

б) государственного экзамена «Музыкальное исполнительство и педагогика»

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра:
Выпускная квалификационная работа проводится в концертной форме в следующих формах:

а) исполнения сольной концертной программы;

б) исполнения камерной программы;

в) выступления в составе ансамбля.
Государственный экзамен «Музыкальное исполнительство и педагогика» представляет собой защиту теоретической работы (дипломного реферата), включающей вопросы исполнительства, педагогики, знание специальной литературы в соответствии с профилем.



1.1.Виды деятельности выпускников:

Деятельность бакалавра музыкального искусства направлена на сохранение, развитие и распространение музыкально-художественных ценностей. Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются различные направления в сфере музыкальной культуры: исполнительское искусство, музыкальная наука и образование, музыкально-эстетическое воспитание и другие виды творческой, исполнительской деятельности в образовательных, профессиональных и культурно-просветительных учреждениях, средствах массовой информации и т.д. Бакалавр может работать в профессиональных концертных организациях в качестве солиста, артиста ансамбля; в музыкальных учебных заведениях в качестве преподавателя, концертмейстера.

1.2. Задачи профессиональной деятельности (профессиональные функции) по данной специальности:

- изучение и накопление сольного классического репертуара, включающего произведения различных жанров, форм и стилей;

- овладение профессиональными основами академической вокальной техники пения;

- развитие певческого диапазона голоса, овладение интонацией, дыханием, кантиленой и беглостью, выразительными средствами вокального исполнительства;

- развитие общемузыкального кругозора, художественной и общей культуры;

- осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы в качестве исполнителя;

- подготовка и совершенствование сольного, и ансамблевого репертуара; - репетиционная и публичная исполнительская работа в условиях концертного зала и студии звукозаписи;

- создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей;

- приобщение этой аудитории к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

– учебно-методическое и социально-педагогическое обеспечение учебного процесса в учреждениях музыкального образования.

2.Требования к профессиональной подготовленности бакалавра:

Выпускник должен:

• иметь сольный репертуар, включающий произведения разных эпох, разных жанров и стилей;

• обладать развитыми навыками ансамблевого музицирования, бегло читать с листа и транспонировать, иметь обширный ансамблевый репертуар;

• адаптироваться к требованиям условий работы в конкретной концертной организации; в соответствии с требованиями руководителя исполнять вокальные партии на стационаре, на гастролях и выездах;

•знать теоретические основы исполнительского искусства; иметь знания в области специальной литературы, включая труды по теории, истории исполнительства, методике преподавания, а также учебные пособия, периодику и т.д.

  • знать значительный классический вокальный репертуар;

особенности физиологии певческого процесса, психологию певческой деятельности, основы профессионального владения голосом, основы академической вокальной техники; особенности исполнения, характерные для разных вокальных стилей; методическую литературу по вокальному искусству;

  • знать основные этапы развития музыкального образования в России, иметь представление об особенностях сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов, о достижениях музыкальной педагогики, об основных исполнительских и педагогических школах;

  • знать основные положения законодательных актов, уметь использовать правовые и нормативные документы, относящиеся к сфере профессиональной деятельности.

• владеть современными методами педагогической работы в разных звеньях музыкального образования; уметь анализировать и изучать произведения, предназначенные для ознакомления, для исполнения на уровне педагогического показа; иметь знания в области педагогического репертуара, позволяющего грамотно планировать развитие профессиональных навыков и умений у учащегося; профессиональной терминологией, спецификой исполнения вокальных произведений разных форм (ария, романс, монолог, баллада, песня), основами вокальной культуры в области академического пения, техникой беглости и кантилены, основами сценического поведения и движения, основным вокально-педагогическим репертуаром.

  • уметь использовать различные приемы вокальной техники при исполнении произведений различных жанров, стилей, эпох; применять все динамические нюансы, использующиеся в академическом пении, исполнять вокальную партию в сольных произведениях (арии, романсы и песни) и различных видах ансамбля в опере; анализировать произведения, написанные для голоса и инструмента с точки зрения стиля, характера выразительных средств, организовывать свою практическую деятельность, пользоваться вокальной справочной и методической литературой; анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций, создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения.

К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе «Музыкальное искусство», профиль «Академическое пение», и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.Подготовка к итоговой государственной аттестации осуществляется в течение 7,8 семестров. Корректировка концертных программ возможна в результате предварительных прослушиваний экзаменационного репертуара.
3.Требования к подготовке и сдаче государственного экзамена «Музыкальное исполнительство и педагогика»

Государственный экзамен проводится в форме защиты теоретической работы – реферата. Тематика, используемая при подготовке реферата, объединяет разделы следующих дисциплин: «История вокального искусства», «Основа вокальной методики», «История оперного искусства».

3.1. Примерный перечень тем рефератов

Дисциплина - «История вокального искусства»

1. Русская школа пения и советское вокальное искусство.

а) «История развития русской национальной школы пения и ее истоки».

б) «М.И.Глинка - основатель русской вокальной школы. Концентрический метод обучения».

в) «Открытие консерваторий. Крупнейшие педагоги и выдающиеся певцы».
Дисциплина «Основа вокальной методики».

а) «Особенности детского голосообразования. Мутация».

б) «Проблемы овладения вокальными навыками на начальном этапе обучения учащихся музыкальной школы».

в) «Работа над различными видами вокализации. Исправление недостатков тембра голоса».

г) «Работа голосового аппарата в пении (дыхание; типы дыхания; работа гортани, атака звука; регистры)».

д) «Природа голосообразования. Вокальная техника как результат правильной работы голосового аппарата исполнителя».

е) «Работа артикуляционного аппарата в пении. Резонаторы».

ж) «Особенности психофизиологической подготовки музыканта –исполнителя к концертному выступлению».
Дисциплина «История оперного искусства» – раздел «музыкальное исполнительство».

а) «Проблемы интерпретации художественного образа в русской вокальной лирике (на примере романсов)».

б) «Вокальное искусство России конца 20 века начала 21 века».

в) «Русские певцы 19 -20 века на сцене «Ла Скала».

г) «Новые виды оперного жанра на пороге 21 века (опера – драма, камерная музыка, музыкальный фарс, опера мюзикл, рок-опера и др.)».

3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД РЕФЕРАТОМ.

1. Работа над рефератом является одной из форм обучения студента, способствующей приобретению навыков научного изложения материала, а также развитию способностей обобщать факты и делать на их основе теоретические и практические выводы. Студенту назначается научный руководитель, который консультирует его на всем этапе работы над рефератом, рекомендует изучение необходимых литературных источников, библиотечных каталогов.

Научный руководитель помогает определить проблему исследования, направление проводимой работы, а также четко сформулировать выводы на конечном этапе работы, которые должны соответствовать названию и цели реферата.

В процессе работы можно выделить 4 этапа:

а. вводный – выбор темы, работа над планом и введением (тема выбирается совместно с научным руководителем, при определении темы реферата нужно учитывать её информационную обеспеченность);

б.основной – работа над основным содержанием реферата, формулирование заключительных выводов;

в. заключительный – оформление реферата;

г. Защита реферата.

Законченную работу необходимо дать для рецензирования не менее, чем за 10 дней до ее защиты. Рецензентом может быть любой преподаватель кафедры. Содержание рецензии доводится до студента не позднее, чем за день до защиты дипломной работы. Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается. За 5 дней до защиты, реферат вместе с рецензией предоставляется в директорат, где дается заключение о допуске студента к защите реферата на основании выполнения учебного плана. Научный руководитель консультирует студента в составлении защитного слова и сам пишет отзыв на работу подопечного. В отзыве научного руководителя дается оценка всего процесса работы студента над темой исследования по всем разделам, заключение о допуске студента к защите. Оценивается его самостоятельность, заинтересованность, глубина изучения темы. В рецензии дается оценка представленного текста работы: актуальность исследования, полнота и обстоятельность изложения, эффективность используемых методов исследования, практическая значимость и возможность использования практических результатов.

На защите теоретической работы (дипломного реферата) студент должен:

-представить комиссии реферат в отпечатанном виде, в двух экземплярах, с рецензией и отзывом научного руководителя и в электронном виде;

-выступить с защитным словом – кратким устным сообщением о содержании проведенного исследования и его результатах.

Реферат представляет собой законченный труд по выбранной теме объемом 25 печатных листов и включает в себя следующие разделы:

1.Введение. Во введении студент обязан доказать актуальность темы, ее место в музыкальном искусстве, отражение в учебных дисциплинах. Здесь же обосновывается цель и задачи раскрытия данной темы, наличие противоречий и методы исследования.

2.Теоретическая часть темы

3.Заключение

Реферат защищается студентом в присутствии государственной аттестационной комиссии. Защите реферата предшествует предварительная защита, цель которой состоит в обеспечении эффективного контроля за ходом научно-исследовательской деятельности. На предварительной защите, которая проходит на заседании кафедры в присутствии научного руководителя, студент должен предъявить работу в полном объеме, обосновать тему работы и ее основные положения, ответить на вопросы комиссии по структуре и содержанию работы, продемонстрировать знание литературы и владение терминологией.

Возвращается автору за три дня до защиты для подготовки к защите.

Защитное слово предполагает выступление в течение 7-10 минут с изложением изучаемой проблемы, обоснованием актуальности темы, цели, задач работы, кратким изложением путей решения проблемы и полученных результатов. В процессе защиты студент также должен ответить на замечания, содержащиеся в отзыве и рецензии и вопросы членов комиссии. Выступление студента должно быть ярким, подтверждаться наглядно (видео- и аудиоматериалами), отражать сущность исследуемой проблемы.

3.3. Критерии выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО) на основе выполнения и защиты им реферата в рамках государственного экзамена «Музыкальное исполнительство и педагогика».

При оценке реферата учитываются качество письменного текста, умение студента изложить основные положения работы в защитном слове, умение вести дискуссию, отвечать на вопросы по теме работы четко излагая свои мысли, обосновывая их. Основными критериями работы оценки работы являются:

- соответствие работы предъявляемым требованиям (описаны выше);

- актуальность темы;

- полнота и точность раскрытия темы;

- степень самостоятельности при выполнении работы;

- достоверность выводов;

- практическая значимость;

- культура оформления письменного текста.

«ОТЛИЧНО» - оценка выставляется при безупречном выполнении работы. Письменный текст работы выполнен в полном соответствии со всеми требованиями на уровне содержания и оформления. Тема работы актуальна, раскрыта автором на основе анализа базовых научных положений общей и музыкальной педагогики и психологии, методики музыкального образования по теме исследования. Выводы работы достоверны. В процессе защиты студент обстоятельно и полно изложил основные положения работы. Наглядно продемонстрировал ее результаты. Уверенно, полно и доказательно ответил на вопросы и замечания научного руководителя, рецензента и членов комиссии. В процессе подготовки работы студент проявил самостоятельность, профессионализм, точно выполнял все требования по отчетности.

«ХОРОШО». –оценивае6тся работа, когда ее текст в целом соответствует предъявляемым требованиям. Работа выполнена и защищена на достаточно высоком уровне, но с небольшими замечаниями. Среди которых могут быть:

- незначительные оформительские неточности в печатном тексте;

- в целом точное и достоверное, но недостаточно полное изложение основных положений базовых теорий;

- ограниченность выводов;

- четкое, но не вполне логичное или полное изложение основных положений работы;

-неуверенность или ограниченность в ответах на вопросы (критерием полноты ответов выступает содержание государственного образовательного стандарта по дисциплинам подготовки выпускника по профилю «Музыкальное искусство») и др.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - текст работы выполнен со значительными неточностями в содержании и оформлении. В процессе защиты студент проявил слабое владение материалом по теме исследования не полно и неточно ответил на вопросы комиссии.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - текст работы и ее защита не соответствуют требованиям. Студент проявил слабое владение материалом, не смог довести работу до конца.

4. Требования к выпускной квалификационной работе

4.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в следующих формах:

а) исполнения сольной концертной программы;

б) исполнения концертно-камерной программы;

в) выступления в составе ансамбля.

За каждую форму выставляется отдельная оценка.

4.2 Примерные программы выпускной квалификационной работы по всем формам обсуждаются на заседаниях кафедры в июне учебного года, предшествующего выпуску и корректируются на заседаниях кафедры в октябре и январе учебного года, утверждение концертных программ приказом ректора осуществляется за шесть месяцев до государственной (итоговой) аттестации.

4.3 Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе.

4.3.1. Исполнение сольной концертной программы.

Программа включает в себя исполнение произведений различных жанров, форм и стилей и состоит из трех произведений:

1) Старинная ария XVII-XVIII в.

2) Ария русского композитора.

3) Оперная ария зарубежного композитора.

Программа исполняется наизусть. Защита выпускной квалификационной работы проводится в концертном зале с участием концертмейстера (фортепиано).

Для формирования программы выпускнику предлагается репертуарный список с учетом приобретенных за время учебы всех технических навыков и соответствующий уровню вокального исполнительства.

Примерный репертуарный список:
1)Старинная ария XII-XVII века

(сопрано)

Бах И.С. Ария сопрано из « Магнификат».

Гендель Г. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо».

Гендель Г. Песня о Сусанне из оратории «Сусанна».

Гайдн Й. Каватина Ганны из оратории «Времена года».

Глюк К.Монолог и ария Ифигении из оперы «Ифигения в Тавриде»

(меццо – сопрано)

Гендель Г.Ария Гвидо из оперы «Флавиус»,

ария «Дай мне слезами» из оперы «Ринальдо»;

Ария Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь»

Глюк К. Ария Орфея из оперы «Орфей»;

Ария Париса «Скоро настанет вновь» из оперы «Парис и Елена».

(тенор)

Вебер К. Молитва Тюиона из оперы «Оберон».

Гендель Г.Речитатив и ария Альмиры из оперы « «Ринальдо».

(баритон)

Гендель Г.Речитатив и ария «Чего же он хочет», сцена из 1 акта оратории «Саул».

Гайдн Й. Первая ария Эола из оратории «Умиротворенный Эол»

Ария «Волны вздымая» из оратории «Сотворение мира».

Гайдн Й. Ария Симона из»Будя туманные луга» из оратории «Времена года».

Глюк К. Ария Вертиго из оперы «Меккские пилигримы».

Саккини А. Ария Эдипа из оперы «Эдип в Колоне».
2)Арии русских композиторов.

(сопрано)

Аренский А. Рассказ Дамаянти, колыбельная Дамаянти из оперы «Наль и Дамаянти».

Гречанинов А. Песенка Насти из оперы « Добрыня Никитич».

Даргомыжский А. Ариозо Наташи из оперы «Русалка».

Песня Наташи «По камушкам» из оперы «Русалка».

Ипполитов-Иванов М. Ария Аси «Что ответит он» из оперы «Ася».

Римский-Корсаков Н. Ариетты Милитриссы «В девках сижено», «Мой царь, мой возлюбленный».

Ариетта Снегурочки из оперы «Снегурочка» («Пригожий Лель»).

Ария Снегурочки («С подружками по ягоды ходить»).

Рубинштейн А. Романс Тамары из оперы «Демон».

Чайковский П. Ария Натальи из оперы «Опричник».

(меццо – сопрано)

Аренский А. Ариозо Алены «Куда бежать-то», колыбельная Старухи «Баю,баюшки, внучек» из оперы «Сон на Волге».

Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин».

Песня Ильиничны из трагедии «Князь Холмский».

Кюи Ц. Ария Мириам из оперы «Кавказкий пленник».

Новиков А. Ариозо матери из кантаты «Нам нужен мир».

Римский-Корсаков Н. Ария Любавы из оперы «Садко».

Чайковский П. Первая песня Леля «Земляничка, ягодка»,

Третья песня Леля «Туча со громом» из оперы «Снегурочка»,

Ария Солохи из оперы «Черевички».

(тенор)

Аренский А. Песня Бастрюкова из оперы «Сон на Волге».

Верстовский А. Баллада Торопа из оперы «Аскольдова могила».

Глинка М. Первая песня Баяна из оперы «Руслан иЛюдмила».

Гречанинов А. Речитатив и первая песенка Алеши из оперы «Добрыня Никитич».

Лысенко Н. Две песни Петра из оперы «Наталка –Полтавка».

Римский-Корсаков Н. Ариозо Лыкова из оперы «Царская невеста»,

Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы«Садко».

Рубинштейн А. Ариозо Ивана из оперы «Горюша».

Фомин Е. Песни Филимона из оперы «Мельник- колдун, обманщик и сват».

Чайковский П. Куплеты Трике из оперы «Евгений Онегин».

(баритон)

Ипполитов-Иванов М. Речитатив и ария NN оперы «Ася».

Мегюль Э. Ария Барда из оперы «Ариодант».

Рубинштейн А. Первый романс Демона, третий романс Демона из оперы «Демон». из оперы «Мазепа».
Чайковский П. Ариозо Мазепы «Мгновенно сердце молодое»

  1. Арии зарубежных композиторов.

для сопрано)

Гуно Ш. Ария Джульетты из оперы «Ромео и Джульетты».

Моцарт В.А. Ария Графини из оперы «Свадьба Фигаро».

Моцарт В.А. Ария Керубино «Сердце волнует», ариетта Барбарины «Уронила, потеряла» из оперы «Свадьба Фигаро».

Моцарт В.А. Ария Сюзанны «Свадьба Фигаро», три арии Бастьены из оперы «Бастьен и Бастьенна», ария Деспины из оперы «Так поступают все женщины».

(для меццо – сопрано)

Гуно Ш. Ария Зибеля из оперы «Фауст».

Сен-Санс К. Ария Далилы «Весна появилась» из оперы «Самсон и Далила».

Гретри А. «Ах, душа полна тоскою» из оперы «Неподкупная дружба».

(для тенора)

Делиб Л. Серенада Лео из оперы «Так сказал король»

Дуранте Д. Канцонетта «Танцуй,танцуй».

Моцарт В.А. Ария Бельмонте «Слезы счастья» из оперы «Похищение из Сераля».

Моцарт В.А Ария Базилио «В те годы « из оперы «Свадьба Фигаро», две арии Бастьена из оперы «Бастьен и Бастьена».

(для баритона)

Беллини В. Каватина Эдгара из оперы «БеатричедиТэнда».

Верди Дж. Ариозо Жермона из оперы «Травиата»

Моцарт В.А. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», ария Публия из оперы «Милосердия Тита».
Критерии выставления оценокпри исполнении сольной концертной программы (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям стандарта)

1) выполненный объем;

2) высокий профессиональный вокально-технический и художественно-выразительный уровень исполненияс учетом стилевых особенностей произведений,кантиленное звучание, полный диапазон;

3) способность художественного мышления:

– артистизм, индивидуальность;

– разнообразие динамики и тембровой нюансировки;

– фразировка и интонирование;

– владение формой.

На «отлично» оценивается артистичное, выразительное, вдохновенное исполнение программы, интересная и оригинальная трактовка произведений. Продемонстрировано ярко выраженное личностное начало исполнителя, индивидуальная манера исполнения, владение техникой пения, наличие чистой вокальной интонацией, понимание стилистических особенностей произведения. Использование вокально-технических приёмов в пении соответствует уровню подготовки. Раскрыт образ произведения, найдено интересное художественное решение, выбраны точные средства выразительности. Выступление отличает артистичная подача, лёгкость и свобода исполнения, яркое сценическое обаяние аттестуемого.

На «хорошо» оценивается артистичное, выразительное, ровное исполнение программы, найденная своя трактовка произведений. При владении техникой пения допущены незначительные погрешности. Выпускник имеет достаточно чистую вокальную интонацию, демонстрируется в целом понимание стилистических особенностей произведения, почти полностью раскрыл образ произведения, в целом используемые средства выразительности соответствуют образу. Исполнение искреннее и приятное.

«Удовлетворительно» выставляется за скучное, невыразительное исполнение программы, заурядную трактовку произведений. Имеются погрешности в технике пения, не очень чистая вокальная интонация, отсутствует понимание ряда стилистических особенностей произведения. Использование вокально-технических приёмов не соответствующие уровню подготовки. Образ произведения и средства выразительности подобраны неточно. Робкая артистическая подача, вялое и не решительное выступление.

«Неудовлетворительно» выставляется за низкий уровень исполнения программы, слабую технику пения, фальшивую вокальную интонацию и непонимание стилистических особенностей произведения.

4.3.2. Требования к исполнению концертно-камерной программы. В концертно-камерную программу должны входить произведения, отличающиеся повышенной сложностью вокальной техники, сложностью общей драматургии и стилистики, требующие достаточно широкого диапазона (до 2-х октав). Экзаменпроводится в виде концерта студентов выпускного курса, который проходит в концертном зале (с участием концертмейстера-пианиста).

Программа выступления состоит из 2 произведений:

1) Романс из цикла русского композитора.

2) Романс из цикла зарубежного композитора.
Примерный репертуарный список (камерное пение)
Романсы зарубежных композиторов

(сопрано)

Гаврилин В.  Вокальный цикл «Вечерок»

Гохман Е.Вокальный цикл «Бессонница»на стихи Марины Цветаевой

«Благовещенье» на стихи русских поэтов XX века.

Мусоргский М. «Детская».

М. де Фалья «Семь испанских песен»


Шуберт Ф. «Зимний путь», «Прекрасная мельничиха»

Шуман Р. « «Любовь и жизнь женщины».



(меццо – сопрано)

Кабалевский Д. Вокальный цикл «Пять оттенков розы»

Свиридов Г. «Петербургские песни» на стихи А.Блока

Танеев С.  Вокальный цикл на стихи А.Блока

Чайковский П.И. Вокальный цикл из японской поэзии.

Шостакович Д. Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»; «Сны».

(тенор)

Гаврилин В.  Вокальный цикл «Русская тетрадь»

Свиридов Г.«У меня отец крестьянин»

Свиридов Г.Вокальный цикл на стихи А.С.Пушкина.


Шуберт Ф. «Зимний путь», «Прекрасная мельничиха»

Шуман Р. «Любовь поэта».

Шапорин Ю. Вокальный цикл «Далекая юность»


(баритон)

Гаврилин В.  Вокальный цикл на стихи Г. Гейне;

Гаврилин В. «Первая немецкая тетрадь», «Вторая немецкая тетрадь»,

Кабалевский Д. Вокальный цикл на стихи А.Блока

Свиридов Г.«У меня отец крестьянин»

Мусоргский М. «Без солнца» на стихи А.Голенищева-Кутузова,

«Песни и пляски смерти»



Романсы русских композиторов (в программе были обозначены романсы из циклов!).

(сопрано, тенор)

Алябьев А. «Я вижу образ твой», «Вечерний звон», « Незабудочка », « Увы, зачем она блистает», « Вечерком румяну зорю».

Балакирев М. « Взошел на небо месяц ясный».

Булахов А. «Гори, гори, моя звезда».

Варламов А. «На заре ты ее не буди», «Горные вершины», « Травушка», «Ты не пой, соловей», «Песнь цыганки», «Я вас любил», «Ты не пой, душа-девица», «Я люблю смотреть на Волгу», «Белеет парус одинокий».

Глинка М. «Элегия», « Только узнал я тебя», « Кто она и где она», «Жаворонок», « Уснули голубые », «К Молли», « Люблю тебя милая роза», «Северная звезда», « В крови горит огонь желанья», «Не пой, красавица при мне».
Гурилев А. «Матушка- голубушка», Домик- крошечка», «Внутренняя музыка», « Однозвучно гремит колокольчик», «Отгадай моя родная».

Даргомыжский А. «Ты хорошенькая», «Как мила ее головка», «К друзьям», « Вертоград», «Шестнадцать лет», «У него ли русы кудри», «Что мне до песен», «Не скажу никому».

Кюи Ц. «К портрету Жуковского», «»Желание», «Не розу пафосскую».

Римский-Корсаков Н. «Восточный романс», «Не пенится море», «На нивы желтые», «Запад гаснет».

Рубинштейн А. «Сон».

Чайковский П. «Я тебе ничего не скажу», «Хотел бы в единое слово»,

«Он так меня любил», «Я сначала тебя не любила»,

Яковлев «Свидание».

(меццо – сопрано)

Алябьев А. «Песнь девицы».

Балакирев М. «Слышу ли голос твой», «Сосна», «Над озером», «Приди ко мне».

Варламов А. «Песнь цыганки», «Так и рвется душа», «Что затуманилась».

Глинка М. «Колыбельная», «Сомнение», «Баркаролла».

Даргомыжский А. «Я все еще его, безумная люблю», «Не скажу никому».

Мусоргский М. «Отчего, скажи».

Римский-Корсаков Н. «О чем в тиши ночей», «Не ветер вея с высоты», «Октава», «Редеет облаков», «Южная ночь».

Рахманинов С. «Сон», «Полюбила я».

Чайковский П. «Ночь», «Нам звезды кроткие сияли», «Нет, только тот, кто знал», «Я тебе ничего не скажу», « Осень».

Шебалин В. «Дума матери».

(баритон)

Алябьев А. «Я вас любил», «Вечерний звон», «Два ворона».

Балакирев М. «Песнь Селима», «Песнь старика», «Догорает румяный закат».

Варламов А. «Старые годы», «Я вас любил», «Песнь разбойника», «Что затуманилась , зоренька ясная?».

Глинка М. «Дубрава шумит», «Я помню. Чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Попутная песня», «Скажи, зачем?».

Гурилев А. «Однозвучно гремит колокольчик».

Даргомыжский А. «Вертоград», «Чаруй меня», «И скучно и грустно», «Без ума, без разума».

Кюи Ц. «Царскосельская статуя».

Мусоргский М. «Листья шумели», «Песнь старца», «По-над Доном»,

«Что нам слова любви», «Сиротка».

Мясковский Н. «У родника».

Рахманинов С. «Ночь печальна», «Уж ты , нива моя», « К детям», «Гонец».

Танеев С. «В годину утраты», «Пусть отзвучит», «Когда кружась».

Чайковский П. «Ни слова, о друг мой», «Разочарование», «В эту лунную ночь», «Соловей», «Примирение», «Благословляю вас, леса», «Али мать меня».

Критерии выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям стандарта)

1) выполненный объем;

2) качество исполнения:

- индивидуальность исполнения, осмысленная фразировка;

- использование разнообразных вокальных штрихов; владение музыкальной формой;

- определенный уровень актерского и исполнительского мастерства.

На «отлично» оценивается артистичное, выразительное исполнение программы, интересная и оригинальная трактовка произведений. Продемонстрировано ярко выраженное личностное начало исполнителя, индивидуальная манера исполнения, владение техникой пения, наличие чистой вокальной интонацией, понимание стилистических особенностей произведения. Раскрыт образ, показана яркая актерская работа, свобода исполнения.

На «хорошо» оценивается артистичное, выразительное, ровное исполнение программы, найденная своя трактовка произведений. При владении техникой пения допущены незначительные погрешности. Достаточно чистая вокальная интонация, в целом понимание стилистических особенностей произведения. Не до конца раскрыт образ произведения, в целом средства выразительности соответствуют образу. Исполнение искреннее и приятное.

«Удовлетворительно» выставляется за скучное, невыразительное исполнение программы, заурядную трактовку произведений. Погрешности в технике пения, не очень чистая вокальная интонация, отсутствует понимание ряда стилистических особенностей произведения. Отсутствие нюансировки, использование вокально-технических приёмов в пении не соответствует уровню подготовки. Образ произведения и средства выразительности подобраны неточно. Робкая артистическая подача, не яркое выступление.

«Неудовлетворительно» выставляется за низкий уровень исполнения программы, слабую технику пения, фальшивую вокальную интонацию и непонимание стилистических особенностей произведения.

4.3.3.Выступление в составе вокального ансамбля.

Экзамен проводится в концертном зале. Программа по вокальному ансамблю исполняется выпускником совместно со студентом или преподавателем-концертмейстером (вокал), концертмейстером - пианистом.

Программа выступления состоит из 2 произведений:

1) Дуэт или трио русского композитора.

2) Дуэт или трио зарубежного композитора.

В программу экзамена может быть включено исполнение сочинений для различных вокальных составов, от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей.
Примерный репертуарный список (ансамблевое исполнительство)
Произведения русских композиторов

Дуэт

  1. Даргомыжский А. «Танька-Ванька»

  2. Чайковский П. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин»

  3. Чайковский П. Пастораль из оперы «Пиковая дама» (Дуэт Прилепы и Миловзора)

Трио

  1. Архангельский.   Ныне отпущаеши

  2. Козловский О.   Милая вечор сидела

  3. Рахманинов С. «Задремали волны»

  4. Рубин В. «Первый снег»

  5. Хромушин О. Фантазия на темы романсов русских композиторов


Произведения зарубежных композиторов

Дуэты

  1. Доницетти Г. Дуэт из оперы «Любовный напиток»

  2. Кальман И.Дуэт Мариэтты и Наполеона из 1 акта оперетты «Баядерка»

  3. Беллини В.«Молитва»

  4. Моцарт В. Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта»

  5. Моцарт В. Дуэт Фигаро и Сузанны («Посмотри, мой милый Фигаро»)из оперы «Свадьба Фигаро»

  6. Оффенбах Ж. «Баркарола» из оперы «Сказки Гофмана»

  7. Сен-Санс К. «Болеро»

Трио

  1. Бетховен Л. «Избранные каноны»

  2. Брамс И. «Любовная песня»

  3. Григ Э. «Сердце поэта» из цикла "Мелодии сердца".

  4. Гуно Ш. «Весной»

  5. Делиб Л. «Песня восточной танцовщицы»

  6. Лист Ф. «Веселые игры»

  7. Лотти А. Verelanquoresnostros


Перечень профессиональных задач на итоговом экзамене по вокальному ансамблю:

Наличие сформированных навыков ансамблевого исполнительства:

  • способность совместного исполнения, умение слушать партнера;

  • создания единого художественного образа;

  • чувство ансамбля

  • устойчивая интонация

  • умение добиваться максимальной слитности звучания в отношении тембровой окраски, единства динамических оттенков, распределения дыхания; умение создать художественный образ и сценическое воплощения исполняемого произведения;

  • ритмическое единство, сбалансированное звучание голосов;

  • свобода исполнения, раскрытие художественного образа.



  • На «отлично» оценивается выступление, демонстрирующее владение навыками ансамблевого исполнения: владение формой, одинаковое понимание партнерами идейно-художественного замысла и стилистических особенностей, единство фразировки и интонирования солистов.

  • На «хорошо» оценивается стабильное ансамблевое выступление, с некоторыми ритмическими, динамическими погрешностями.

  • «Удовлетворительная» оценка выставляется за слабое выступление в составе ансамбля: однообразное исполнение произведения, неумение слушать партнера, отсутствие артистичности, нестабильность исполнения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск