Автор: Горкун Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов Название работы:
Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение)
«Знакомство с буквой М (м)»
(1 класс, УМК «Начальная школа XXI века») Наименование учреждения: МБОУ СОШ с.Натальино Балаковского района Саратовской области
Адрес учреждения: 413801 Саратовская область, Балаковский район, с.Натальино, ул. К.Маркса, д.19
Телефон: 8 (8453) 65-22-30 Адрес автора: 413801 Саратовская область, Балаковский район, с.Натальино, ул. Революционная, д.16
Телефон автора: 8 (8453) 65-22-61, 89372241169 Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока:
- познакомить с буквой М (м)]; формировать навыки слогового чтения;
- способствовать развитию устной связной речи, внимания, логического мышления, памяти, фонематического слуха;
- способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации обучения: групповая, коллективная
Средства обучения:
- Учебник «Букварь» 1 часть. Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова М. «Вентана – граф» 2011г.
- ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite, документ gwb (ПО доски Interwrite) , магнитная доска, цветные магниты, буквы на магнитах, предметные картинки, шаблон малины с одной окрашенной частью (костянкой) по количеству учащихся, набор фишек (у каждого), набор предметных картинок, Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Воспринимать на слух литературное произведение.
Осознавать смысл текста при его прослушивании.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Технологическая карта занятия
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1.Самоопределение
к деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Артикуляционная минутка
3.Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения
|
Исполнение попевки «Колокольчик»:
У и Д: Колокольчик нам поёт,
На урок всех в класс зовёт.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
У: Динь-дон!
Д: Динь-дон!
У: Здравствуйте!
Д: Здравствуйте! Слайд2. Посмотрите: на звуки музыкального приветствия пришла большая любительница музыки …
- Узнали, кто это? - Она так торопилась на встречу с нами, что рассыпала находящиеся в её корзиночках буквы. Давайте поможем Маше их собрать!
На доске фигура Маши, 2 корзиночки и буквы, обозначающие гласные звуки.
- Нам знакомы эти буквы?
- Что вы о них знаете?
- Сколько их?
- А гласных звуков?
- Почему же звуков меньше? - Как можно разложить эти буквы?
Замечательно! Машенька благодарит вас за помощь. Она очень любит музыку и просит вас спеть «Песенку гласных!» Исполняем стоя.
(В левом верхнем углу опускаем вниз стрелочку – открывается видео «Песенка гласных» http://viki.rdf.ru/item/736/ ) Слайд 3 Ой, посмотрите, а вот и её друг – Медведь Миша. Он принёс нам загадки:
Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)
Сладкий, а не сахар,
Липкий, а не клей,
Вкусный, а не конфета. (Мёд) - А как вы думаете, почему именно малину и мёд принёс медведь? Миша доволен вашими знаниями и дарит вам малинку, но не простую: в ней закрашена только одна костянка – за ответы на загадки.
А остальные части ягодки вы будете закрашивать по ходу урока. Давайте договоримся, что если вы считаете, что задание выполнили правильно– закрашиваете дольку малины красным цветом, а если что-то не получилось или была ошибка - жёлтым. Согласны? Слайд 4. Посмотрите внимательно на доску
и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Чем мы будем заниматься? - А, может, кто-то уже знаком с этой буквой?
- Назовите её! Найдите эту букву в кассе.
- Ой, да их две! Почему?
- В какую корзинку положим эту букву? Почему? - А сколько звуков обозначает эта буква?
(Если возникают затруднения или споры, учитель подсказывает ход деятельности:
- Произнесите первый звук в слове малина. Охарактеризуйте его
- произнесите первый звук в слове мёд.
Охарактеризуйте его.)
Вывод?
Где на ленте букв расположена буква М? Обратите внимание, где расположен домик буквы М: на верхнем этаже и имеет красный колокольчик – условный знак.
- Что он обозначает? Догадались?
(можно предложить сравнить произнесение звуков верхнего и нижнего этажа, приложив ладошку к горлу, сделать вывод)
- А почему под буквой два квадратика: синий и зелёный?
-Молодцы! Закрасьте ещё одну часть ягодки красным или жёлтым (если вам было трудно выполнить это задание) - Посмотрите, посмотрите: Маша и Медведь поссорились! Из-за чего? Миша говорит, что слова: его имя, мёд и малина - начинаются с одной буквы, с одного звука, а Маша с ним не согласна.
- А вы как считаете?
- Что же нам делать? - Как же разрешить эту проблему?
Слайд 5.
Работа в паре (с набором фишек).
Составление звуковых моделей слов:
1 ряд - мёд
2 ряд - Миша
3 ряд – малина
Слайд 6.
- Сравните первые звуки в этих словах
Давайте заменим первые фишки буквами. Какие буквы нам понадобятся? - Какой буквой обозначим первый звук в слове мёд? (сдвинуть стрелку вправо – откроются буквы М ? м)
Какую букву «м» вы выбираете: строчную или заглавную?
- Почему?
- В каком ещё слове вставим такую же букву?
- Какая буква понадобится в слове Миша? - Почему? - Вот мы и разрешили спор Маши и Медведя. Оцените свою работу! (закрасьте часть ягодки) Слайд 7.
Физминутка «Построим букву М»
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
- Из чего мы сейчас можем построить букву М?
-Нарисуйте букву М правой рукой, двумя руками, носом, правой ногой на полу! А теперь попробуем изобразить букву с помощью друзей!
|
Исполнение
(в диалоге с учителем).
Организация класса.
Дети называют гостью: Маша из м/ф «Маша и медведь»
Принимают
учебную задачу.
Учащиеся называют буквы,
звуки, которые они обозначают (гласные),
объясняют почему звуков меньше, предлагают варианты классификации: 1)йотированные отделить от всех или
2)распределить в зависимости от команды, которую отдают звуки: «Будь мягким!» или «Будь твёрдым!» Останавливаются на втором, т.к. имеется подсказка: корзиночки разного цвета. Упражнение в чтении гласных (в песенной форме)
Дети отгадывают загадки, открывают картинки-отгадки Предполагают, что это любимая еда медведя.
Принимают условия
Определяют тему урока, план действий :
(Сегодня я познакомлюсь с новой буквой. Научусь читать слоги, слова с этой буквой, тренироваться в составлении звуковой модели слова, научимся писать букву М… ) «Знатоки» называют букву М, находят её в кассе и помещают на магнитную доску.
Объясняют, что заглавная буква нужна в именах собственных и в первом слове предложений. Объясняют, что буква не может попасть ни в одну из корзин, т.к.обозначает согласный звук, ведь при произношении звука воздух встречает преграду: губы.)
Высказывают предположения [м] – согласный, звонкий, твёрдый
[м'] – согласный, звонкий, мягкий
Буква М обозначает два звука: [м] и [м'] Знакомятся с условными обозначениями ленты букв. Высказывают предположения.
В результате практических действий приходят к выводу, что колокольчик – знак звонких согласных Ответ детей: «Буква М обозначает два звука: твёрдый согласный и мягкий согласный».
Нам обязательно надо помочь друзьям разрешить их спор! Часть класса соглашается с Машей, а некоторые – с Мишей.
Нужно сделать звукобуквенный анализ слов «Миша», «мёд», «малина» 1 ученик от 1 ряда работает на ИД. Он характеризует каждый звук слова мёд, производит заливку «звуковых домиков» нужным цветом ( первый ряд – это же задание выполняет в паре , работая с фишками)
2-й ученик выкладывает модель слова Миша из кубиков, после чего характеризует каждый звук (с ним работает 2 ряд)
3-й – на магнитной доске с помощью цветных магнитов выкладывает схему слова малина (модель этого же слова собирает 3 ряд)
- определяют, что звуки разные, но обозначаются одной буквой
Высказывают своё мнение Ученики приходят к выводу: в словах «малина» и «мёд» нужно написать строчную букву м, а в слове Миша - заглавную, т.к. это имя.
самооценка движения по тексту
(рисуют в воздухе М)
Предлагают различный материал: с помощью карандашей, фишек, верёвочки, пластилина, пальцев рук
Рисуют букву М. Выполняют построения
парами, тройками, а потом, встав в круг, строят «мостик дружбы»
|
Личностные: мотивация, самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации
Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (пения) с заданным эталоном
Познавательные: установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: планирование последовательности действий
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели Регулятивные: целеполагание, планирование;
коммуникативные: умение выражать свои мысли
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)
Коммуникативные: поиск способов разрешения конфликта
Познавательные: моделирование
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)
Регулятивные: универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности
| 5. Первичное закрепление
6. Самостоятельная работа с самооценкой по эталону
| Игра «Кто больше?»
Дети делятся на 2 команды:
одна называет слова, начинающиеся со звука [м], другая – со звука [м`]
Учитель: Молодцы! А теперь пусть первыми сядут ребята, в чьих именах есть звуки [м] или [м'], а теперь те, у кого в фамилии есть эти звуки. Потом все остальные.
Послушайте, какую историю мне рассказал Миша.
Слайд 8. Учитель читает стихотворение
(с демонстрацией на ИД: ёжики «подносят» гласные к букве М, образуя слоги для чтения):
«1,2,3,4,5, вышел мишка погулять,
а за ним ежата, малые ребята.
Вместе по лесу гуляли,
Вместе буковки искали.
«Эй, ежи, сюда спешите!
Что нашёл я – посмотрите!» - Какую букву нашёл Медведь?
Подбежал весёлый А, прочитали дети: «Ма».
Прибежал задорный О, прочитали дети: «Мо».
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети: «Мя».
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети: «Мы».
Прибежал игривый И, прочитали дети: «Ми».
Прибежал упрямый У, прочитали дети: «Му».
Прибежал задорный Ё, прочитали дети: «Мё».
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети: «Мю».
Прибежал обжора Э, прочитали дети: «Мэ».
Прибежал и смелый Е, прочитали дети: «Ме». Слайд 9. Маша предлагает не просто прочитать слоги, а спеть их. Согласны?
Исполнение попевки «Ма-мэ-ми…» (стоя):
чтение слогов (размещены на ИД) на знакомую с уроков музыки попевку под фортепианное сопровождение.
ма
| мэ
| ми
| мо
| му
| ми
| мы
| ме
| мё
| мя
| мо
| ма
| мы
| му
| мэ
| мё
| мя
| ми
| мю
| ме
|
Дифференцированная работа:
1группа. Выборочное чтение:
- прочитайте слоги первого столбика, второй строки;
- найдите и прочитайте все слоги с мягким согласным, с твёрдым согласным;
- прочитайте слоги 3 столбика, 4 строки,
В какой строке только мягкие согласные звуки? Твёрдые? 2 группа. Самостоятельное чтение стихотворения Г.Виеру (с.62)
Слайд 10. Работа с текстом. - Посмотрите на картинку (иллюстрация к стихотворению Г. Виеру)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении?
- Давайте проверим ваши предположения. Бык мычит две буквы: - му!
- Мяу! – кот сказал ему. –
Слышал? Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты. - Какие буквы знает бык? А кот? Кто больше? Вы хорошо справились с чтением слогов и стихотворения. Оцените свою работу на этом этапе. Ритмическая минутка.
Учитель задаёт ритмический рисунок
(хлопки – притопы) Слайд 11. Миша очень любит умные игры для умных детей. Часто играет в них вместе с Машей. Поиграем?
«Где находится звук [м] ?»
(нужно указать место звука в схеме слова)
( online-игра с сайта «Логозаврия»)
при нажатии на окно игры совершаем переход на сайт http://www.logozavr.ru/856/
Физминутка для глаз
(под муз.сопровождение)
Слайд 12. Маша приготовила для вас трудное задание. Работать будем в группах. Вспомните правила групповой работы.
Работа в группах:
1-я группа:
Найдите картинки, названия которых начинаются со звуков [м] или [м׳];
2-я группа:
Найдите картинки, в названии которых [м] или [м׳] стоят в середине слова;
3-я группа:
Найдите картинки, в названии которых [м] или [м׳] стоят в конце слова.
Оцените свою работу в группе: если вы были активными и правильно выполнили задание – закрасьте красным карандашом очередную часть ягодки
| Учащиеся называют слово, поясняя, при необходимости, его значение (например: мяч – игрушка, мартышка – животное) Садятся за парты
Дети хором отвечают: «Эм!»,
далее читают слоги по ходу стихотворения
Отрабатывают слоговое чтение
Нечитающие дети (далее 1 гр.) упражняются в чтении слогов с комментарием: «Буква а – читаю твёрдо – ма, буква я – читаю мягко – мя»,
упражняются в табличном ориентировании
Читающие дети самостоятельно знакомятся со стихотворением Г.Виеру Дети 1 группы высказывают свои предположения. Хорошо читающие дети читают стихотворение. Остальные слушают и смотрят на картинку. Отвечают на вопросы, доказывают правильность ответа
Закрашивают часть ягодки
Дети повторяют ритмический рисунок
Выбор картинок, в названии которых [м] стоит в требуемой позиции Выполняют упражнения для укрепления глазных мышц и снятия усталости Озвучивают правила групповой работы.
Выполняют задания, затем по одному представителю от каждой группы демонстрируют выполнение на ИД
(коллективная проверка)
Закрашивают часть ягоды, оценивая свою работу
| Логические: анализ объектов
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Познавательные: рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли
Регулятивные: самооценка
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: контроль, коррекция, осознание уровня усвоения материала
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала
Личностные: самоопределение Регулятивные: самооценка
| 7. Рефлексия деятельности
| Урок наш завершён.
Посмотрите на ваши ягодки. Покажите их Маше и Медведю! Приятно видеть, что почти все ягодки получились ярко-красными – спелыми. Значит, со всеми заданиями мы успешно справились!
Расскажите, что же мы сегодня успели за урок?
Всё ли вам удавалось легко?
Мы сегодня хорошо поработали.
И Маша с Медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.
|
Дети рассказывают о своих успехах и неудачах. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия
Личностные: смыслообразование
|
Используемые источники:
Ссылки на изображения:
Маша - http://img-fotki.yandex.ru/get/4814/89635038.62b/0_6fe97_400ff34a_XL
Медведь - http://s15.radikal.ru/i189/1108/76/e751032bc17e.png
Корзинка - http://us.cdn2.123rf.com/168nwm/photomak/photomak0911/photomak091100033/5923532-empty-brown-wicker-basket-isolated-on-the-white-background.jpg
мяч - http://www.sportoptom.ru/wp-content/uploads/2010/09/2658_600.jpg
лимон - http://www.sklep.internetowamama.pl/upload/products_en/Fotolia_1830830_XS.jpg
машина - http://www.toyway.ru/upload/resize_cache/iblock/aa7/160_225_1/aa7afea0e7d8ce884e4f2cb07b1216d6.jpeg
сом - http://img.66.ru/image/9f4280d536058e0a71800b427ecfa554/47dd6289/0/2/6/20669_normal.jpg
дом - http://domdrev.su/images/about_dop1.jpg
морковь - http://user-imagescdn.omgpop.com/87f1e5da32e34ae0b352e8aa12649ed8_mediumver.jpg
мышь - http://phototusya.narod.ru/28591419.jpg
муравей - http://med-bdjoli.ks.ua/images/muravi_5.jpg
самолёт - http://www.baikalexpress.ru/wp-content/uploads/2010/08/2852_news.jpg
компьютер - http://www.yes.md/.%5CRemarks%5Cba12734a-8faa-4c0f-a622-f2ea9835d965.jpg
лампа - http://otvetin.ru/uploads/posts/2009-10/1256768048_lampa.jpg
помидор - http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.juliasdesign.com/tutorials/tomat/tomat%5Fhtml%5F6d1d1bb9.jpg&mb=imgdb_preview_269
дым - http://img-fotki.yandex.ru/get/3413/pikasso82.31/0_289af_d2b179c8_XL
комар - http://oxun.ge/uploads/posts/2011-07/1311064600_insect_004.jpg
муха - http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//udec.ru/big-images/muha-1.jpg&mb=imgdb_preview_324
буква м - http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/valenta-mog.ba/0_675c1_eef59c15_L.jpg
буква М - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/769/77769612_14.png |