Скачать 0.58 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ Кафедра спортивного и эстрадного танцев Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания: Основы классического танца Цикл: СД.Ф.04.03. Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество» Квалификация выпускника – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Составитель: Соболь В.А. доцент, профессор кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюмень 2010 Раздел I. Рабочая программа дисциплины………………..………..………...3
Раздел II. Дидактические материалы……..………………………………..24 2.1 Тесты для контроля остаточных знаний……………........................24 Раздел III. Методические рекомендации для студентов…………………..35 3.1 Методические рекомендации к изучению французских терминов классического танца……………………………………………………………35 3.2 Словарь основных понятий…………………………………………39 Раздел I. Рабочая программа дисциплины
СД.Ф.04.03. Танец и методика его преподавания Место и роль отдельных видов танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания данного вида танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной композиции) различных видов танца: народно-сценического (в том числе - русского, танцев народов Российской Федерации, танцев народов мира), классического, дуэтно-сценического, историко-бытового, спортивного бального, модерн джаз-танца, степа, диско и других современных направлений. Методы преподавания различных видов танца: правила использования движений, построение учебных комбинаций, отдельных частей урока и урока в целом. Специфика проведения танцевальных занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений. Сочинение учебных этюдов. Навыки ведения уроков танца.
Рабочая программа по дисциплине: «Танец и методика его преподавания: основы классического танца», федерального компонента цикла СД.Ф.04.03 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель». Материал рабочей программы «Танец и методика его преподавания: основы классического танца» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев. Необходимость знаний, заложенных в программе данной дисциплины, подтверждена практикой работы руководителей коллективов в различных учреждениях культуры и дополнительного образования. Цель дисциплины: Подготовка педагогов, владеющих теорией классического танца, методологическими принципами преподавания классического танца и практическими навыками самостоятельной педагогической деятельностью. Задачи дисциплины:
Дисциплина «Танец и методика его преподавания: основы классического танца» является обязательным в цикле специальных дисциплин, предназначен для студентов с 1 по 5 курсы кафедры спортивного и эстрадного танцев, обучающихся по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» и квалификации: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» и ведется в течение 9 семестров. Освоение данной программы способствует практической реализации основной задачи художественного образования в России – формированию и развитию человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности, овладению художественной культурой своего народа и человечества. Поэтому так важны эстетические, художественные и воспитательные ценности, которые несёт в себе эта учебная дисциплина. Обучение классическому танцу занимает одно из важнейших мест в воспитании будущего специалиста – хореографа. Классический танец является фундаментом всей танцевальной подготовки, основой высокой исполнительской культуры; это система, воспитывающая сумму универсальных качеств, позволяющих осваивать разнообразный танцевальный материал: народный танец, дуэтный танец, современный танец и т.д. Изучение теории и методики преподавания классического танца и практическое освоение школы классического танца оснащают будущих специалистов знаниями, навыками, умениями, необходимыми для проведения занятий по классическому танцу в коллективах различных типов и жанров, а также снабжают их танцевальным материалом, необходимым для создания хореографических композиций с использованием элементов классического танца. Изучение данной дисциплины тесно связано с циклом специальных дисциплин: «Теория и история хореографического искусства», «Танец и методика его преподавания», «Образцы танцевального репертуара», с предметами «Мировая художественная культура», «История искусств». При составлении данной программы закономерным было обращение к глубоким традициям и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, к основным методическим принципам и приёмам системы классического танца А.Я.Вагановой.
В результате освоения дисциплины студенты должны
На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры и искусств на дисциплину «Танец и методика его преподавания: основы классического танца» выделено 640 часов
Дисциплина изучается с учётом последовательного освоения практического материала, подкрепляя его теоретическими положениями, и состоит из трёх разделов:
Особенность данной программы состоит в том, что при её реализации выполняются и оздоровительные задачи. Классический танец используется в целях корригирующей педагогики, психофизического оздоровления, профилактики ряда заболеваний посредством внедрения современных методик арт-терапии (в данном случае хореотерапии) и здоровьесберегающих технологий. Систематические занятия хореографией укрепляют общефизическое состояние человека, вырабатывают ритмичное дыхание, исправляют недостатки осанки, укрепляют опорно-двигательный аппарат, воспитывают координацию, волю, память, выносливость. Освоение дисциплины предполагает сочетание следующих форм проведения занятий:
I курс 1 семестр
Тема 1. Классический танец и его школа. Значение классического экзерсиса. Тема 2. Терминология классического танца. Тема 3. Методика изучения и исполнения движений у палки.
Экзерсис у палки
- с I позиции - с V позиции - с demi – plie - с опусканием пятки во II позицию - с demi – plie во II позицию
Экзерсис на середине зала
- с I позиции - с V позиции - с demi – plie - с опусканием пятки во II позицию - с demi – plie во II позицию 7. Battement tendu jete 8. Rond de jamb par terre en dehors и en dedans 9. Battement releve lent на 45º, на 90º 10. Releve на полупальцы 11. Позы классического танца 12.Temps lie Прыжки (Allegro)
Показ и объяснение последовательности отдельных движений экзерсиса у палки. Правила исполнения движений. Показ поз классического танца. Объяснение методики постановки рук и корпуса. I курс 2 семестр
Тема 1. Анатомические основы хореографии. Тема 2. Методика построения комбинаций. Тема 3. Методика исполнения движений на середине.
Экзерсис у палки
- с demi – plie в IV позиции без перехода и с переходом с опорной ноги - double (с двойным опусканием пятки во II позицию) - в маленьких позах 2. Battement tendus jetes: - piqué - balancoire en face - в маленьких позах 3. Rond de jamb par terre на plie en dehors et en dedans 4. Battement retires sur le cou-de-pied и на 90º 5. Petit battement 6. Battement double frappe 7. Rond de jamb en l´air 8. Battement soutenu 9. Battement développé 10. Grand battement jete pointes 11.Pas de bourre с переменой ног Экзерсис на середине зала
7. Battement fondu на 45º 8. Battement frappe на 30º 9. Battement releve lent en battement developpe во всех больших позах 10. Grand battement jete в больших позах 11. Pas de bourre с переменой ног 12. III port de bras и port de bras с наклоном корпуса в сторону 13. Temps lie Прыжки (Allegro) 1. Pas assemblé
Показ и объяснение последовательности движений экзерсиса на середине зала. Составление и показ port de bras. Разбор и обсуждение задания на занятиях курса. Система записи хореографического текста (учебные комбинации). II курс 3 семестр
Тема 1. Музыкальное оформление урока. Тема 2. Исполнительский стиль в классическом танце (мужской и женский). Тема 3. Методика изучения и исполнения движений у палки
Экзерсис у палки 1. Grand plie с port de bras (без работы корпуса) 2. Battement tendu pour batterie 3. Battement tendu в больших позах 4. Battement tendu jete в больших позах 5. Demi – rond de jambe на 45º en dehors et en dedans на всей стопе и на полупальцах 6. Rond de jambe на 45º en dehors et en dedans на всей стопе и на полупальцах
|