МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 «Выбор»
НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
школьным методическим зам. Директора по УВР Директор школы
объединением О.И. Альмакеева Л.В. Медведева
Протокол № от 2013 г. « » 2013 г. Приказ № от « » 2013 г.
Рабочая программа
курса «Обществознание»
для 8 класса на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Беляева Елена Сергеевна
Учитель истории и обществознания
г. Находка
2013 г.
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной авторской программы «Обществознание, 6-9 классы» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Характеристика предмета
Содержание программы по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, роль экономики в жизни общества. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей: правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Данная программа составлена с учетом психолого
Цели и задачи курса «Обществознание»:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
-возрастных особенностей учащихся.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 35 часов при учебной нагрузке 1 час в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3четверть - 10 часов
4 четверть - 9 часов
Требования подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик 8 класса должен:
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.),
различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Формы организации учебного процесса: групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды и формы контроля
При реализации программы используются следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине. Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.
Система оценки достижений учащихся
Оценка «5» – дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» – большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» – определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» – определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Учебно-методический комплекс
по обществознанию
8 класс Для учителя
1) Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику Обществознание. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.
3) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010.
4) Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.
5) Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007 г.
6) Программа для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.
7) Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Ветана-Граф, 2008.
8) Общая методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008. Для учащихся
1) Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
2) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010. Дополнительная литература
Азимов Л.Б., Экономика, М., 1999.
Человек и общество, книги 1-3 под редакцией В.И. Купцова, М., 1993.
Конституция Российской Федерации.
Бабленкова И.И., Акимов В.В. Обществознание: весь курс. М.: Эксмо, 2007.
Боголюбов Л.Н. Человек и обество. Практикум (для основной школы). М.: Гуманитарий, 1993.
Интернет ресурсы
http://mir-ssylok.narod.ru/vi_dm.htm
2. http://www.bibliotekar.ru/istoriya/ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Кол-во
часов
| Тема урока
| Дата
проведения
| 1
| 1
| Вводный урок
|
| Глава I. Личность и общество – 3 часа
| 2
| 1
| Быть личностью.
|
| 3
| 1
| Общество как форма жизнедеятельности людей.
|
| 4
| 1
| Развитие общества.
|
| Глава II. Сфера духовной культуры – 8 часов
| 5
| 1
| Сфера духовной жизни.
|
| 6
| 1
| Мораль.
|
| 7
| 1
| Долг и совесть.
|
| 8
| 1
| Моральный выбор – это ответственность.
|
| 9
| 1
| Образование.
|
| 10
| 1
| Наука в современном обществе.
|
| 11
| 1
| Религия как одна из форм культуры.
|
| 12
| 1
| Обобщающий урок по теме: «Личность и общество», «Сфера духовной культуры».
|
| Глава III. Экономика – 16 часов
| 13
| 1
| Экономика и ее роль в жизни общества.
|
| 14
| 1
| Главные вопросы экономики.
|
| 15
| 1
| Собственность.
|
| 16, 17
| 2
| Рыночная экономика.
|
| 18, 19
| 2
| Производство – основа экономики.
|
| 20
| 1
| Предпринимательская деятельность.
|
| 21
| 1
| Роль государства в экономике.
|
| 22
| 1
| Распределение доходов.
|
| 23
| 1
| Потребление.
|
| 24
| 1
| Инфляция и семейная экономика.
|
| 25
| 1
| Безработица, ее причины и последствия.
|
| 26
| 1
| Мировое хозяйство и международная торговля.
|
| 27
| 1
| Обобщающий урок по теме: «Экономика».
|
| Глава IV. Социальная сфера – 6 часов
| 28, 29
| 2
| Социальная структура общества.
|
| 30
| 1
| Социальные статусы и роли.
|
| 31
| 1
| Нации и межнациональные отношения.
|
| 32
| 1
| Отклоняющееся поведение.
|
| 33
| 1
| Обобщающий урок по теме: «Социальная сфера».
|
| 34 – 35
| 2
| Итоговый урок по курсу обществознания 8 класса.
|
|
№ п\п
| Наименование разделов программы и тем уроков
| Кол-во часов
| Тип урока
| Самостоятельная учебная деятельность
| Методы контроля
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1.
| Введение
| 1
| Вводный
| Работа с учебником
| Беседа, опрос
|
|
| 2.
| Глава 1. Личность и общество. Быть личностью
| 1
| Урок изучение нового материала
| Работа с текстом, составление схемы
| опрос
|
|
| 3.
| Общество как форма жизнедеятельности людей
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом
| опрос
|
|
| 4.
| Развитие общества
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, составление схемы
| Тест, опрос
|
|
| 5.
| Глава 2. Сфера духовной культуры. Сфера духовной жизни
| 1
| Урок изучение нового материала
| Работа с текстом
| опрос
|
|
| 6.
| Мораль
| 1
| Комбинированный урок
| Составить личный моральный кодекс и сравнить с общественным, работа с текстом
| опрос
|
|
| 7.
| Долг и совесть
| 1
| Комбинированный урок
| Выявить различия между понятиями долг и совесть
| опрос
|
|
| 8.
| Моральный выбор – это ответственность
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом
| опрос
|
|
| 9.
| Образование
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, составление схемы
| опрос
|
|
| 10.
| Наука в современном обществе
| 1
| Комбинированный
| Работа с текстом, выступление с рефератом
| Опрос, реферат
|
|
| 11.
| Религия как одна из форм культуры
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, представление презентаций
| опрос
|
|
| 12.
| Обобщающий урок по теме: «Личность и общество», «Сфера духовной культуры»
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Контроль знаний
| Тест, Опрос
|
|
| 13.
| Глава 3. Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества.
| 1
| Урок изучение нового материала
| Работа с текстом, составление схемы
| опрос
|
|
| 14
| Главные вопросы экономики
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом
| опрос
|
|
| 15.
| Собственность
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом
| опрос
|
|
| 16-17.
| Рыночная экономика
| 2
| Комбинированный урок
| Составление таблицы, работа с текстом
| Словарный диктант, опрос
|
|
| 18-19.
| Производство – основа экономики
| 2
| Комбинированный урок
| Работа с текстом
| Опрос, тест
|
|
| 20.
| Предпринимательская деятельность
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, составление бизнес – плана
| Опрос
|
|
| 21.
| Роль государства в экономике
| 1
| Комбинированный урок
| Составление таблицы
| опрос
|
|
| 22.
| Распределение доходов
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, составление схемы
| опрос
|
|
| 23.
| Потребление
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, контроль знаний
| Опрос, тест
|
|
| 24.
| Инфляция и семейная экономика
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом
| опрос
|
|
| 25.
| Безработица, ее причины и последствия
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, выявление причин и последствий безработицы
| опрос
|
|
| 26.
| Мировое хозяйство и международная торговля
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, составление схемы
| опрос
|
|
| 27.
| Обобщающий урок по теме: «экономика»
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Контроль знаний
| Тест, опрос
|
|
| 28-29.
| Глава 4. Социальная сфера. Социальная структура общества.
| 2
| Урок изучение нового материала
| Работа с текстом, работа со схемой
| опрос
|
|
| 30.
| Социальные статусы и роли
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, составление таблицы
| опрос
|
|
| 31.
| Нации и межнациональные отношения
| 1
| Комбинированный урок
| Защита презентаций
| опрос
|
|
| 32.
| Отклоняющееся поведение
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом
| опрос
|
|
| 33.
| Обобщающий урок по теме: «социальная сфера»
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Контроль знаний
| Тест, опрос
|
|
| 34. - 35
| Итоговый урок по курсу обществознание 8 класса
| 2
| Повторительно-обобщающий урок
| Контроль знаний
| Контрольная работа
|
|
| |