Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 200
117574 г. Москва, ул. Голубинская, д. 21, к. 3.
Тел. (495) 421-93-50; факс (495) 421-21-00. E-mail: school_200@mail.ru
|
РАССМОТРЕНО
на школьном ____________________
____________________
протокол № ___
от « » ___________ 2012г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
Бондарук Н.Р.
« » ___________ 2012г
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ №200
М.И.Шишова Приказ №
от « »_____________2012г.
| _______________________
(подпись)
| _____________________
(подпись)
| _______________________
(подпись)
|
|
|
|
Рабочая учебная программа
По обществознанию (наименование учебного предмета \ курса)
9 а класс
___________________________________________________________________________
(ступень образования \ класс)
2012-2013 учебный год
___________________________________________________________________________
(срок реализации программы) Трепалина Таисия Владимировна
Программу составила ____________________________________________________________
(ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу) Категория_________________________________ 2012 ____________________________________
(год составления)
Пояснительная записка
Данный курс интегрирует современные социологические, экономические политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста.
Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он дает учащемуся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденных материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.
Данный курс позволяет органично ввести учащихся в современный мир общественных отношений, заложить основы системного подхода к формированию обществоведческих знаний и наряду с другими учебными предметами способствует формированию таких компетентностей, как:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (через обращение к различным источникам информации);
- компетентность в семейно-бытовой сфере (через характеристику социологических, нравственно-психологических, правовых основ семьи и т.д.);
- коммуникативной компетентности (через формирование готовности к сотрудничеству, развитию способности к совместной деятельности в группе, толерантности, умению вести диалог и.т.д.);
- гражданско-правовой компетентности (через применение полученных знаний для определения собственной мировоззренческой позиции).
Уроки по обществознанию – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей усвоения минимума содержания образовательной области «Обществознания», формирование умений пользоваться полученными знаниями в практической деятельности. Большинство уроков проводится в форме уроков-практикумов. На уроках обществознания познавательная самостоятельная активность учеников должна быть максимальной. В качестве основных тем для изучение можно указать разделы: право, человек, мораль Содержание курса «Обществознание» в 9 классе.
Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государство как основной политический институт.
Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла рация прав человека — идеал права. Воздействие между народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: Боголюбов Л.Н. Матвеева А.И. Обществознание 9 класс. М. 2010 г. Программа: программа курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая группа под руководством: Л. Н. Боголюбова.
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая группа под руководством: Л. Н. Боголюбова. Настольная книга учителя обществознания: Справочно-методическое пособие. / Сост. Т. И. Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Литература: Гуревич П.С. Человек: 9 кл. Пособие для общеобразо-ват. учеб, заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006. – 334 с.
Мушинский В.О. Азбука политики: Введ. в полит, науку: Учеб. для сред. шк. – М.: Междунар. отношения: ЦГО, 2007. – 272 с.
Школьный философский словарь / Т. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. Ф. Малышевского. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2005. – 399 с.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию № урока
| Тема урока
| Количество часов
| Формы проведения
| Домашнее задание
| требования к уровню подготовки учащихся
| Время проведения
| Раздел 1: Введение - 1 ч
| 1
| Введение
| 1
|
| §1
| Знать понятия: Общественные науки Понимать: особенности развития общественных наук.
|
| Тема 1. Политика - 12 ч.
| 2
| Политика и власть
| 1
| Лекция-парадокс
| §1
| Знать понятия: Политика, власть.
Понимать: Сущность политической деятельности
|
| 3-4
| Государство.
| 2
|
| §2
| Знать понятия: государство
Понимать: Сущность и структуру государства
|
| 5
| Правовое государство.
| 1
| Урок-диспут
| §4
| Знать понятия: Правовое государство Понимать: Особенности формирования правового государства
|
| 6
| Политические режимы
| 1
| Урок-защита оценки
| §3
| Знать понятия: политический режим.
Понимать: особенности развития политических режимов
|
| 7
| Участие граждан в политической жизни общества
| 1
|
| §6
| Знать понятия: Гражданин, Гражданское общество. Понимать: Особенности развития гражданского общества.
|
| 8
| Политические партии и движения
| 1
|
| §7
| Знать понятия: политическая партия, политическое движение. Понимать: Место политических партий в политической жизни общества.
|
| 9-10
| Гражданское общество
| 2
|
| §5
| Знать понятия: Гражданское общество.
Понимать: Особенности формирования Гражданского общества.
|
| 11
| Повторительно-обощающий урок по теме: «Политика».
| 1
|
| §1
| Знать понятия: Политика, власть.
Понимать: Сущность политической деятельности
|
| 12
| Контрольное тестирование №1
| 1
|
| §1
| Уметь работать с различными вариантами тестов
|
| Тема 2. Право 20 ч.
| 13-14
| Право, его роль в жизни общества и государства.
| 2
| Урок-диспут
| §8
| Знать понятия: Право.
Понимать: Сущность современного права.
|
| 15
| Правоотношения и субъекты права
| 1
|
| §9
| Знать понятия: Субъект и объект права
Понимать: Сущность понятия правовая система.
|
| 16-17
| Правонарушения и юридическая ответственность
| 2
|
| §10
| Знать понятия: правонарушение, юридическая ответственность.
Понимать: Формы и значение юридической ответственности.
|
| 18
| Правоохранительные органы
| 2
| Урок-диспут
| §11
| Знать понятия: Правоохранительные органы.
Понимать: Место правоохранительных органов в жизни общества.
|
| 20-22
| Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ.
| 3
|
| §12-13
| Знать понятия: Конституция
Понимать: Сущность Конституционного строя
|
| 23-24
| Права и свободы человека и гражданина
| 2
| Лекция-парадокс
| §14-15
| Знать понятия: Права и свободы человека.
Понимать: Место прав человека при формировании Гражданского общества..
|
| 25
| Гражданские правоотношения
| 1
|
| §16
| Знать понятия: Гражданское право
Понимать: Особенности гражданских правоотношений
|
| 26
| Право на труд. Трудовые правоотношения.
| 1
| Урок-диспут
| §17
| Знать понятия: Трудовое право.
Понимать: Сущность трудового права.
|
| 18
| Семейные правоотношения.
| 1
|
| §18
| Знать понятия: Семейное право
Понимать: роль семьи в современном обществе
|
| 27
| Административные правоотношения
| 1
|
| §19
| Знать понятия: Административное право.
Понимать: Особенности административных правоотношений
|
| 28
| Социальные права
| 1
| Урок-защита оценки
| §21
| Знать понятия: Социальные права
Понимать: Способы защиты социальных прав человека
|
| 29
| Уголовно-правовые отношения
| 1
|
| §20
| Знать понятия: Уголовное право .
Понимать: Специфику уголовного права.
|
| 30
| Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
| 1
|
| §22
| Знать понятия: Международное право. Понимать: Особенности и правоприменение международного гуманитарного права
|
| 31
| Правовое регулирование отношений в сфере образования
|
|
| §23
| Знать понятия: Образование. Понимать: Способы защиты прав в области образования.
|
| 32
| Повторительно-обощающий урок по теме: « Право».
|
|
| §8
| Знать понятия: Право.
Понимать: Сущность современного права.
|
| 33
| Контрольное тестирование №2
| 1
|
| §8
| Знать понятия: Право.
Понимать: Сущность современного права.
|
| 34
| Обобщающий урок по теме: «Политика и право»
|
|
|
|
|
| |