Скачать 62.55 Kb.
|
Тема: Реформы Петра Аркадьевича Столыпина. Тип урока: комбинированный. Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и деятельностью одного из великих реформаторов России; - показать необходимость проведения реформ; - разъяснить сущность аграрной реформы П.А.Столыпина; - познакомить с результатами реформ; - подвести к пониманию значения деятельности П.А.Столыпина для последующего развития страны; 2) развивающие: - развивать логическое мышление; умение анализировать и обобщать; - закреплять умение решать проблемные ситуации; - учить формулировать свои мысли для публичного выражения и защиты своей позиции; 3) воспитывающие: - развивать познавательный интерес как к истории в целом, так и к отдельным историческим личностям; - воспитывать гражданскую позицию. Основные понятия темы: реформа, социальная база (опора), община, кулаки, хутора, отруба, переселенческая политика. Оборудование: мультимедийная техника, мультимедийные презентации. Используемые технологии: ИКТ, метод проектов, проблемное обучение, групповая деятельность, дифференцированное обучение. Предварительная подготовка учащихся:
Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Основное время на уроке будет отведено на изучение нового материала – реформаторская деятельность П.А.Столыпина государственного деятеля начала 20 века в период после 1 русской революции. Для того, чтобы лучше понять сущность проводимых им реформ, значение деятельности П.А.Столыпина, необходимо вспомнить ранее изученный материал. 2. Беседа по вопросам домашнего задания: 1) Каковы были итоги Первой русской революции? 2) Почему эту революцию называют «незавершенной»? 3) Какие противоречия русского общества она не смогла разрешить? 3. Изучение нового материала. I.Мультимедийная презентация проекта, подготовленного учащимися: «Петр Аркадьевич Столыпин – государственный деятель Российской империи» (Приложение №1) II. Объяснение учителя сопровождается мультимедийной презентацией (Приложение №2) 1. Главная цель реформ – укрепить существующий строй, а значит укрепить социальную базу, опору этого строя (слайд №2) Опора самодержавия – помещики и крестьяне, но революция показала, что этой опоры недостаточно ( слайд №3): крестьянам была нужна земля, которая находилась у помещиков. Зажиточные крестьяне ( кулаки) могли стать опорой самодержавия и одновременно способствовать развитию капитализма в сельском хозяйстве. Усилению зажиточного крестьянства и увеличению его численности, по мнению Столыпина, мешала крестьянская община. Почему Столыпин считал общину тормозом для развития сельского хозяйства? (беседа, затем слайд №4) 2. Цели аграрной реформы: ( слайд №5) - создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина; - развитие капиталистических отношений в деревне; - образование широкого рынка для промышленности. 3. Направления реформы: ( слайд №6) - разрушение общины; - передача земли крестьянам в частную собственность, создание хуторских и отрубных хозяйств; - переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян на неосвоенные земли. 4. Осуществление реформы. Первое направление - разрушение общины ( слайды №7,8) 9 ноября 1906г. – указ о передаче крестьянину его надела в частную собственность. Крестьянин мог: - продать свой надел или сдать его в аренду; - свести все участки в один – отруб- в пределах своей деревни; - выселиться за пределы деревни на отведенную ему землю – хутор- и создать там свое фермерское хозяйство. Крестьянам оказывалась помощь через Крестьянский банк. Результат: с 1907 по 1914г. из общины вышло 26% крестьян; из них 10,5% - на хутора и отруба; 11,7% - продали землю и ушли в город. Основная масса не хотела брать землю в частную собственность. Причины: - община брала на себя заботу о каждом общиннике; - большинство крестьян не умело хозяйствовать самостоятельно, на свой страх и риск; - разрушался привычный для крестьян патриархальный уклад жизни. Второе направление : переселенческая политика ( слайды №9,10) 2 цели: - снизить революционную напряженность в центральных губерниях; - освоить новые земли. Переселялись за Урал, в Сибирь. Получали многочисленные льготы ( прощение всех долгов, на 5 лет освобождение от налогов, беспроцентные ссуды. Результат: переселилось 3,3 млн.человек, из них 2/3 малоземельные и безземельные 0,5 млн. вернулось обратно, так как не смогли поднять свое хозяйство часть разорилась и пошла в батраки к зажиточным крестьянам 5. Значение реформы: (слайды №11,12) + - укрепились позиции богатых крестьян - огромное количество крестьян получило землю в частную собственность - шире стал использоваться наемный труд в с/х - вырос рынок рабочей силы в городах - возрос спрос на с/х продукцию - в 2 раза увеличились посевные площади за Уралом, в целом – на 10% - на 30% возрос экспорт зерна Т.е. реформа способствовала развитии. с/х _ - сохранялось помещичье землевладение; - не была разрушена крестьянская община - большинство крестьян осталось нищими и бесправными, Т.е. основные противоречия в деревне решены не были, к ним прибавилось новое – противоречие между кулаками и бедняками. «Последний клапан» - последняя попытка решить аграрный вопрос при сохранении помещичьего землевладения. 4. Закрепление изученного материала. Проблемная ситуация ( слайд №13) Ниже приведены две точки зрения на аграрную реформу П.А.Столыпина:
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить агументами, подтверждающими вашу точку зрения. При подготовке к обсуждению проблемной ситуации класс разбивается на две группы, каждая из которых аргументирует выбранную ими точку зрения. 5. Домашнее задание ( выполняется по выбору учащихся) I.Ответить на вопросы: ( слайд №14) 1. Как вы понимаете фразу П.А.Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ»? К кому обращены эти слова? В чем П.А.Столыпин видел величие России? 2) О каких качествах государственного деятеля свидетельствуют меры, предложенные П.А.Столыпиным? 3) Объясните, почему П.А.Столыпина называли «одиноким реформатором»? II.Проблемная ситуация: (слайд №15) Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А.Столыпина:
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения. II. Проблемная ситуация: (слайд №16) Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А.Столыпина:
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения. |