Скачать 109.61 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Изучение родственных инструментов. Саксофон Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специализации № 070109.01 «Инструменты эстрадного оркестра» (среднее профессиональное образование) Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………3 Цели и задачи………………………………………………………………………3 Учебно-тематический план………………………………………………………..5 Формы контроля……………………………………………………………………5 Содержание учебной дисциплины………………………………………………...6 Примерный репертуарный список………………………………………………...6 Библиографический список………………………………………………………..8 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Изучение родственных инструментов. Саксофон» составлена в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Музыкальное искусство эстрады», специализации «Инструменты эстрадного оркестра», повышенного уровня, утвержденного Министерством образования Российской Федерации в 2002 году. Дисциплина «Изучение родственных инструментов. Саксофон» является составной частью профессиональной подготовки студентов. Данный предмет предусматривает развитие у студентов навыков игры на родственных инструментах в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов в качестве артиста оркестра, руководителя самодеятельного коллектива, преподавателя ДМШ. Обучение в классе саксофона происходит в основном на саксофоне-альте и теноре. Но будущий саксофонист должен владеть и другими инструментами большого семейства саксофонов. Это, например, сопрано и баритон - саксофоны. К родственным инструментам также относятся кларнет и флейта (по выбору учащегося). Наряду с практическим обучением на родственных инструментах, изучением их выразительных и технических возможностей в задачи данного предмета входит ознакомление студентов с произведениями, специально написанными или переложенными для определенного родственного инструмента. В методике обучения игре на родственном инструменте учитывается его видовая общность с основным инструментом, сходство аппликатур, приемов звукоизвлечения и т.д. Поэтому занятия проводятся, как правило, преподавателем специального класса основного инструмента. Обучение в классе саксофона происходит в основном на саксофоне-альте и теноре. Но будущий саксофонист должен владеть и другими инструментами большого семейства саксофонов. Это, например, сопрано и баритон саксофоны. К родственным инструментам также относятся кларнет и флейта (по выбору учащегося) Целью учебной программы является приобретение студентами профессиональных музыкально-исполнительских навыков, в том числе и чтения нот с листа, в процессе ознакомления со значительным числом произведений сольного, оркестрового и ансамблевого репертуара. В процессе обучения педагог решает следующие задачи:
Изучение репертуара и ознакомление с ним преподавателю целесообразно сочетать с изложением теоретических положений, объяснением трактовок произведений и сольных фрагментов, обоснованием выбора для них соответствующих средств выразительности и приемов звукоизвлечения. Для более полного изучения особенностей родственных инструментов необходимо, чтобы студент знал историю возникновения, технического совершенствования родственного инструмента и развитие исполнительских приемов игры на нем. Предлагается целесообразной следующая организация процесса обучения игры на родственном инструменте: - знакомство с родственным инструментом, его технологическими особенностями и способами звукоизвлечения; - овладение аппликатурой и приемами звукоизвлечения в разных регистрах; - развитие игровых навыков на инструктивно-тренировочном материале (упражнениях, гаммах, этюдах); - изучение сольных фрагментов из музыкальной литературы и оригинальных произведений, написанных для исполнения на данном инструменте. Организация учебного процесса на родственном инструменте не регламентируется строго. Содержание занятий может варьироваться в пределах требований программы в зависимости от индивидуальных особенностей студента, его общей подготовленности, уровня развития навыков игры на основном инструменте, методов преподавания, других объективных условий. К концу курса студенты должны: • знать исполнительские возможности инструмента; теоретические основы и историю исполнительства на изучаемом инструменте; специальную литературу по профессии; профессиональную терминологию; знать требования, необходимые для его успешной профессиональной деятельности. •уметь читать с листа, транспонировать; первоначально прочитывать и охватывать произведение в целом; делать детальный разбор авторского текста; понимать мир эмоциональных состояний и художественных образов; находить адекватные интерпретаторские решения; играть в эстрадном оркестре; проводить сравнительный анализ записей исполнения произведения музыкантами; адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации, современной студии звукозаписи; профессионально и психофизиологически владеть собой во время публичных выступлений;
• накапливать репертуар, включающий произведения различных жанров, форм и стилей. Учебно-тематический план
Формы контроля Контроль над работой учащегося осуществляется в форме экзаменов, контрольных уроков. В 4 и 8 семестрах проводится экзамен Контроль за развитием технических навыков осуществляется систематически (с 1-го по 6-й семестры), в соответствии с требованиями по семестрам, и включает исполнение гамм, одного или двух этюдов и фрагментов из оркестровых соло. По окончании каждого семестра преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости учащегося на основании оценок текущего учета знаний, независимо от того, выносится предмет на экзамен в данном семестре или нет. Итоговая оценка за семестр учитывается наравне с экзаменационной. Содержание учебной дисциплины I курс -гаммы до 3-х знаков включительно, арпеджио трезвучий в умеренном темпе, в штрихах легато, деташе, джазовый штрих; 8-10 этюдов; 4-6 пьес как академического, так и джазового характера. II курс -гаммы до 4-х знаков, арпеджио трезвучий в умеренном темпе, в штрихах легато и деташе; 8-10 этюдов; 4-6 пьес разного характера. III курс гаммы до 5-ти знаков, арпеджио трезвучий в умеренном темпе, в штрихах легато и деташе; 8-10 этюдов; 4-6 пьес разного характера, включая джазовые стандарты. IV курс гаммы во всех тональностях, арпеджио трезвучий, доминантсептаккорды, уменьшенные вводные септаккорды; -8-10 этюдов; 4-6 пьес как академического, так и джазового направления. Примерный репертуарный список
15. Готлиб М. Концерт для саксофона и оркестра. 16. Дебюсси К. Рапсодия для саксофона-альта и оркестра.
43. Работа над произведениями джазовой классики в специальном классе саксофона. – Вып. № 2. 44. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч.1 ; Ч. 2. 45. Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. 46. Ривчун А. 40 этюдов. 47. Ривчун А. Сборник классических пьес в переложении для саксофона и фортепиано. 48. Ривчун А. Концертный этюд. Романс. Вальс. 49. Саульский Ю. Лирическая баллада. 50. Саульский Ю. Туман над Таллинном. 51. Семлер-Коллери Ю. Концертная фантазия. 52. СогэА. Буколическая соната. 53. Томис А. Миниатюры. 54. Хартман В. Сборник пьес для саксофона-тенора и фортепиано. 55. Хартман В. Ритмико-стилистические этюды. 56. Хейда Т. Избранные этюды и джазовые пьесы для саксофона. 57. Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона.
Библиографический список
|