Скачать 113.08 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Псяк Кукморского муниципального района Республики Татарстан «Согласовано» «Утверждено» на заседании УМО учителей истории на заседании экспертной комиссии Протокол №_________ Протокол №__________ Руководитель УМО Председатель экспертной группы ___________Мингазова Н.З ____________ Шаймарданова А.М КУРС ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» (учебный курс предпрофильного обучения для учащихся 9-х классов , 17 часов) Галимуллина Лейля Ренатовна учитель истории 2-ой квалификационной категории Псяк, 2007 год Пояснительная записка В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры. Чувство законности и справедливости. Учебная программа рассчитана на 17 часов и предназначена для изучения в 9 классе. Программа базируется на определенных знаниях, полученных на уроках обществознания , что позволяет проводить межпредметные связи. Предлагаемая ниже программа предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над правовыми вопросами. Важно , чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий сегодняшнего времени, а воспринимались в контексте применения правовых знаний в различных жизненных ситуациях . Подростки могут и должны понять , что в правовой и политической сфере существует многовариантность в решении непростых проблем. Помимо мировоззренческого компонента содержания данного учебного курса большое внимание уделяется усвоению правовых и политических знаний, логических, методических, оценочных умений учащихся , что достигается посредствам изучения юридических документов. Основные цели и задачи Изучение программы «Основы правовых знаний» направлено на достижение следующих целей:
Основные задачи курса:
Приемы организации деятельности - Лекция - Конференция - Диспут - Мини-сочинение - Семинар - Практическая работа - Деловая игра В результате изучения данного курса учащиеся получают правовые знания, необходимые для гармонически развитой личности, которая должна составить основу российского общества XXI века. Дискуссии , семинары, практикумы, деловые игры будут способствовать формированию личностной нравственной позиции по отношению к добру и злу, уважению собственности , государства, закона. Расширяя знания, получаемые в курсе обществознания , данный курс позволяет систематизировать представления о праве в целом. Итогом курса станут доклады и рефераты учащихся на наиболее заинтересовавшие их темы. Тематическое планирование курса по выбору
Содержание курса
- источники права
- понятие юридической ответственности
- суд, судебный процесс
процессуальное право – 2 часа
уголовного права
- налог и виды налогов
Контроль знаний и умений Административное право 1.Соотнесите понятия и определения 1. Общественные отношения, которые складываются в процессе государственного управления, осуществления исполнительной власти.
А) административное взыскание Б) административное правоотношение В) административное правонарушение
А) не моложе 14 лет Б) не моложе 16 лет В) не моложе 18 лет
А. Три брата -10, 15, 17 лет- испортили по телефону –автомату каждый. Какой ответственности подлежит каждый из них? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -- Б. Гражданин Н. отказался впустить в свою квартиру сотрудника милиции на том основании , что гражданин общественного порядка не нарушает, а ордера на обыск у милиционеров не было. Будет ли Н. привлечен к административной ответственности? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Уголовное право 1. Ситуации для разбора 1.Трое молодых людей ( 13, 17, 20 лет) по предварительной договоренности выбили дверь в квартире пенсионерки, связали ей ноги, накрыли матрацем и оставили лежащей в постели. Женщина умерла от наступившего удушья. 2. Федоров взял в магазине видеокамеру и вышел незаметно через подсобку . 3. Хозяин сада выстрелил из ружья в детей, которые перелезли через забор и рвали черешню в его саду. Один ребенок стал инвалидом. 2. Субъектами уголовных правоотношений являются ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3. Решите задачи А) Золотов срезал на участке своего соседа несколько цветов. Сосед сказал , что Золотов совершил уголовное преступление. Прав ли сосед? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Б) Игорь и Михаил , учащиеся 8 класса, 14 лет, в туалете школы остановили шестиклассника и потребовали от него 30 рублей на сигареты. Шестиклассник отказался отдать деньги. Михаил схватил его за руки, а Игорь вытащил из кармана деньги (там было 100 рублей). Положив деньги в себе карман, Игорь и Михаил направились в магазин за сигаретами. Совершили ли они преступление ? Будут ли привлечены к уголовной ответственности? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Семейное право 1. Вставьте пропущенное слова: По семейному праву брак- это союз мужчины и женщины , заключенный в ------------------------- и основанный на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. 2. Условия заключения брака в РФ : 1)---------------------------------------------------------------------- 2) ---------------------------------------------------------------------- 3)------------------------------------------------------------------------- 4)----------------------------------------------------------------------- 5)------------------------------------------------------------------------ Что посоветуете вы другу , который решил вступить в брак в возрасте 16 лет? Почему? 3. В каких случаях брак будет расторгнут в органах загса, а в каких –только в суде: А) от брака есть двое детей- сын 18 лет и дочь -20 лет,------------------------------------------------------------------------------------------------------- Б) от брака детей нет----------------------------------------------------------- В) от брака есть сын 17 лет, а один из супругов признан судом недееспособным,-------------------------------------------------------------- Г) от брака детей нет, а один из супругов не согласен на расторжение брака,-------------------------------------------------------------- Д) от брака есть несовершеннолетние дети, а один из супругов осужден на 2 года лишения свободы, ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4. К личным неимущественным правам супругов относятся: 1. выбор рода занятий 2. покупка квартиры 3. выбор места жительства 4. выбор фамилиии Налоги
А) налоги- это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Б) налоги являются основным источником государственных доходов. В) граждане уплачивают налоги государству на добровольной основе Г) налоги выполняют в экономике фискальную и регулирующую функцию
Законодательный процесс в РФ
Парламент России Издает законы Издает указы Издает решения Высший орган испол- Правительство РФ Нительной власти Совет министров РФ Кабинет министров РФ Президент России Государственная Дума Совет Федерации Федеральное собрание
Федеральные законы в РФ принимаются -------------------- , подписываются---------------------, обнародуются-----------------, одобряются-----------------. Судебная власть в РФ осуществляется ------------------------- в лице --------------------------------------------- и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Гражданин Иванов , находясь в тяжелом состоянии в больнице , решил составить завещание, в котором все свое имущество оставлял медсестре. Документ был заверен главврачом медицинского учреждения. Совершеннолетние дети Иванова обратились в суд с просьбой признать завещание недействительным, ссылаясь на то, что завещание может быть заверено только нотариусом. Какое решение примет суд?
Методическая и учебная литература для учителя
5. Гражданский кодекс РФ.- М., 1995 6. Уголовный кодекс .- М., 1997 7. Журнал «Право в школе»
2003г
Литература для учащихся
|