Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации26.01.2014
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Уполномоченный по правам ребенка

в Калужской области
Сборник материалов

в помощь Уполномоченному

по правам участников образовательного процесса

в образовательных учреждениях

Калужской области

г. Калуга
Составитель

ведущий эксперт отдела

по защите прав и законных интересов ребенка

аппарата Уполномоченного по правам ребенка

в Калужской области

Л.С. Косенкова

Редакционный совет:
О.А. Копышенкова, Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области;

Д.Д. Илюхин, начальник отдела по защите прав и законных интересов ребенка – заместитель руководителя аппарата;

Л.А. Допина, главный специалист отдела по защите прав и законных интересов ребенка.


Содержание

Предисловие
1. Основы организации деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса
1.1. Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса.

1.2. Алгоритм действий Уполномоченного по правам участников образовательного процесса

1.3. Схема взаимодействия Уполномоченного по правам участников образовательного процесса с органами учреждениями и организациями государственной и муниципальной власти.

1.4. Схема органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.5. Перечень документов и их образцы.

1.6. Обеспечение деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса.

1.7. Алгоритм составления аналитического доклада Уполномоченного по правам участников образовательного процесса.
2. Правовое просвещение участников образовательного учреждения
2.1. Положение о ежегодном областном конкурсе «Дети – Творчество - Право»

2.2. Положение об областном смотре-конкурсе результатов деятельности Уполномоченных по правам участников образовательного процесса или «Лучший Уполномоченный по правам участников образовательного процесса 20___ года»

2.3. Рекомендации по проведению акций правовой направленности.
3. Справочный материал для использования в работе Уполномоченных по правам участников образовательного процесса
3.1. Права и обязанности учащихся

3.2. Права, обязанности и ответственность учителя и классного руководителя

3.3. Права и обязанности родителей (законных представителей)

3.4. Полезные телефоны
Уважаемый читатель!
В мае 2011 года Дмитрий Медведев утвердил Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Документ опубликован на официальном сайте Президента РФ http://президент.рф

Как отмечается в общих положениях документа, развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества.

Появление этого документа не случайно. Низкий уровень правовой грамотности населения в России – реальный факт, о котором говорят многие.

Отсутствие веками взращиваемых традиций в области права, как это можно видеть в Европе, серьезно сказывается на формировании правовой культуры государства в целом, на качестве жизни наших граждан.

В связи с этим Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан предполагают включение «в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности». То есть предполагается создание серьезных программ для образовательных заведений, повышение уровня юридической грамотности не только школьников, студентов, но и педагогов, других категорий граждан.

Однако необходимо отметить, что в Калужской области не ждали «указа сверху». В системе правового просвещения в рамках проекта «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса» работают с декабря 2008 года.

На территории Калужской области насчитывается более 340 образовательных учреждений, в которых 521 правозащитник реализуют данный проект.

Ваше вступление в число школьных омбудсменов умножило их ряды. С начала нашего сотрудничества вы подтвердили своей деятельностью заинтересованность в работе. Благодаря этому достигнуты первые успехи: дети и взрослые узнают все больше и больше о правах ребенка, узнают о том, что отношения между людьми можно и нужно строить на уважении этих прав.

Проект «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса» имеет важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав детей в Калужской области. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, его иногда называют школьным правозащитником, вводится в структуру органов общественного управления образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении.

Чтобы ваша деятельность не встречала препятствий в виде недостатка информации, становилась системной и давала возможность еще лучше понимать свои просветительские задачи и успешнее их решать, мы посчитали необходимым создать сборник, в который вошли нормативные акты, организационные и методические материалы. На его страницах обобщен лучший опыт работы, накопленный за это время.

Надеюсь, что данный сборник станет хорошим подспорьем в Вашем благородном, общественно значимом деле.


Уполномоченный по правам ребенка

в Калужской области

О.А. Копышенкова

Основы организации деятельности

Уполномоченного по правам участников образовательного процесса
1.1. Организационно-правовые основы деятельности

Уполномоченного по правам участников образовательного процесса
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса вводится в структуру образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса, а также восстановления их нарушенных прав.

Суть идеи школьного омбудсмена в том, что появляется человек (учащийся старших классов, взрослый), у которого две задачи: защита прав участников образовательного процесса и правовое просвещение школьников и их родителей.

Он является гарантом защиты прав  и  законных интересов всех участников образовательного процесса, принимает участие в  правовом  воспитании  и  образовании  школьников   и  формировании  правового  пространства в школе.

В основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества.
Что дает школе работа Уполномоченного по правам участников образовательного процесса?
Ученикам:
- чувство правовой защищенности - есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами;
- понимание, что можно и  нужно  жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать;
- понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.

Учителям:
-осознание границ своих полномочий;
- возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с администрацией.


Родителям:
- спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят уменьшается;
- при конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя в конфликт в официальное русло.

Директору:
-оперативное решение конфликтных ситуаций;
- возможность решать проблемы и управлять школой, используя силу общественного мнения, что, в большинстве случаев, гораздо эффективнее.

Школе в целом:
- изменение самой атмосферы;
- конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса будет способствовать предупреждению конфликтов, установлению гуманных отношений, партнерского сотрудничества и позволит всем понять необходимость соблюдения своих прав, обязанностей в семье, школе и классе.

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса действует в рамках проекта «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса»

Актуальность проекта.

Создание правового пространства и введение Уполномоченного по правам участников образовательного процесса в образовательных учреждениях обусловлено тем, что это многофункциональная система и является наиболее сильным и неформальным регулятором реальных взаимоотношений учащихся и педагогов. Проект нацелен на развитие правосознания, так как первостепенное значение приобретают права личности и ее персональная ответственность, что обеспечивает необходимый опыт социализации. Эксперты утверждают, что каждое третье правонарушение в России - результат нереализованных прав в школе.

Цель проекта.

Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении сложившихся проблем. Обеспечение и защита конституционных прав и законных интересов ребенка.

Задачи проекта.

  • Совершенствование системы повышения уровня правовой грамотности детей и их родителей (законных представителей).

  • Совершенствование системы мониторинга реализации конституционных прав детей и соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

  • Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия (раннее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия, работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации).

Этапы проекта.

  • Этап реализации проекта начинается со встречи представителей Министерства образования и науки Калужской области, Управления образования г. Калуги и Уполномоченного по правам ребенка Калужской области, во время которой определяются пути развития проекта, ресурсы его финансирования, ответственные за подготовку кадров и сопровождение «уполномоченных по правам участников образовательного процесса».

  • Следующий шаг – встреча Уполномоченного правам ребенка региона, ответственного за реализацию проекта (это может быть сотрудник аппарата Уполномоченного по правам ребенка), и руководителей образовательных учреждений для разъяснения целей и задач данного проекта.

  • Введение всех участников образовательного процесса в тему, продолжается в течение всего учебного года, до процедуры избрания Уполномоченного по правам участников образовательного процесса.

  • Обучение кандидатов и их работа с педагогическими и ученическими сообществами осуществляются параллельно, при поддержке и помощи руководителя проекта и Уполномоченного по правам ребенка региона.

Рекомендуемый путь.

  • Создание совместно с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, психологической службой и преподавателями граждановедения системы правового воспитания и просвещения среди педагогов, детей, родителей (законных представителей).

  • В план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения следует внести направления, связанные с повышением уровня правовой культуры и грамотности, воспитанием толерантности у всех участников образовательного процесса. (Сентябрь — октябрь.)

  • Разъяснительная работа среди учащихся, родителей и детей о целях и задачах проекта через родительские собрания, педагогические советы, тематические часы и систему правового воспитания и образования. (В течение всего года.)

  • Обеспечение наглядности и гласности реализации проекта с помощью информационного стенда «Твои права, твои обязанности», страницы на сайте образовательного учреждения.

  • Разъяснение прав, обязанностей и степени ответственности всех участников образовательного процесса через тематические часы, педагогические советы и внеклассные мероприятия для учащихся. Работу над «Правилами школьной жизни» следует начинать только со второго учебного полугодия.

  • Организация и проведение совместно с психологической службой, органом ученического самоуправления социологического опроса среди учащихся с целью выявления положения дел в аспекте прав человека, мониторинга по выполнению санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса. (Декабрь — апрель.)

  • Участие в проведении мероприятий правовой направленности.

  • Принятие локальных актов «Правила школьной жизни», Положения об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса. (Апрель.)

  • Выборы Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. (Апрель.)

  • Участие в семинарах и конференциях по смежной тематике.


Поскольку нет никаких федеральных нормативных и правовых актов о школьном уполномоченном, его деятельность регулируется региональным законодательством или локальными правовыми актами, принимаемыми на уровне школы:

Основные международные документы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г)

2. Всеобщая декларация прав человека (1948 г)

3. Декларация прав ребенка (1959 г)

4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г)
Основные федеральные нормативные правовые акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский Кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ

3. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

5. Жилищный Кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

6. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ

7. Закон РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании»

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-Ф3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

12. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

13. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196.
Основные региональные нормативные правовые акты

1. Закон Калужской области от 25 февраля 2011 г. N 108-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Калужской области"

2. Закон Калужской области от 26 апреля 2012 г. N 270-ОЗ "О профилактике наркомании на территории Калужской области"

3. Закон Калужской области от 28 февраля 2011 г. N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" (с изменениями и дополнениями)

4. Закон Калужской области от 26 февраля 2006 г. N 175-ОЗ "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Калужской области" (с изменениями и дополнениями)

5. Закон Калужской области от 2 июля 2007 г. N 334-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству" (с изменениями и дополнениями)

6. Закон Калужской области от 30 декабря 2004 г. № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» (в ред. Закона Калужской области от 05 декабря 2011 г. № 221-ОЗ)

7. Закон Калужской области от 5 мая 2000 г. № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки»

8. Закон Калужской области от 7 мая 2003 г. № 201-ОЗ «О единовременном пособии при рождении второго и последующих детей»

9. Постановление Губернатора Калужской области от 6 июня 2000 г. № 319 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике»

10. Закон Калужской области от 20 октября 1997 г. № 18-ОЗ «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области» (в ред. Закона Калужской области от 31 мая 2004 г. №307-ОЗ)

11. Закон Калужской области от 14 июля 2005 г. № 103-ОЗ «О предоставлении компенсации за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении».

12. Закон Калужской области от 6 мая 2005 г. № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании».

13. Закон калужской области от 27 декабря 2011г. № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале»

14. Закон Калужской области от 15 июля 2005 г. N 106-ОЗ "О патронатном воспитании" (с изменениями и дополнениями)

15. Закон Калужской области от 11 июня 2003 г. N 216-ОЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Калужской области" (с изменениями и дополнениями)

16. Закон Калужской области от 11 января 2009 г. N 518-ОЗ "О профилактике правонарушений в Калужской области"

17. Постановление Губернатора Калужской области от 20 июня 2000 г. N 340 "О мероприятиях по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и защите их прав в Калужской области на 2000 год"

18. Постановление Правительства Калужской области от 27 июля 2006 г. N 198 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территориях муниципальных образований Калужской области" (с изменениями и дополнениями)

19. Постановление Правительства Калужской области от 6 апреля 2006 г. N 77 "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Калужской области" (с изменениями и дополнениями)

20. Постановление Городского Головы города Калуги от 14 октября 1997 г. N 308-п "О защите жилищных прав несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) (отменено)

21. Постановление Губернатора Калужской области от 7 февраля 2011 г. N 30 "О недопущении перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления, находящихся на территории Калужской области"

22. Постановление Губернатора Калужской области от 21 июля 2008 г. N 221 "О министерстве по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области" (с изменениями и дополнениями)

23. Постановление Губернатора Калужской области от 16 мая 2007 г. N 193 "О межведомственных мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области на 2007 г."

24. Постановление Губернатора Калужской области от 11 октября 2005 г. N 386 "О мероприятиях по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области" (с изменениями и дополнениями)

25. Постановление Правительства Калужской области от 9 ноября 2009 г. N 460 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы" (с изменениями и дополнениями)

26. Постановление Правительства Калужской области от 5 августа 2009 г. N 311 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Калужской области "Семья и дети (2009-2013 годы)" (с изменениями и дополнениями)

27. Постановление Правительства Калужской области от 27 января 2006 г. N 20 "Об утверждении Положения о порядке, условиях организации и контроля за осуществлением патронатного воспитания, социального патроната и постинтернатного сопровождения"

28. Постановление Правительства Калужской области от 30 декабря 2003 г. N 367 "Об основных направлениях деятельности комитета по делам молодежи при Правительстве Калужской области на 2004 г."

29. Распоряжение Городского Головы г. Калуги от 15 января 1997 г. N 70-р "О защите жилищных прав несовершеннолетних"
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск