Скачать 118.81 Kb.
|
Модуль: «Уроки толерантности» Преподаватель: Бухгольц В.Э. Модуль рассчитан на учащихся 7-11 классов. Цель: Формирование основ толерантного поведения. Задачи: -выявление, а не вытеснение опыта учащегося, окультуривание, согласование с иным опытом, что и есть результат обучения в рамках личностно-ориентированного обучения;во главу угла ставится индивидуальность, самобытность, неповторимый субъектный (не субъективный), т. е. лично накопленный опыт ученика, через призму которого и воспринимается субъектом все происходящее. -выявление субъектного опыта ребенка; -выделение опыта на уровень осознания учителем и самим учащимся; -выделение знаний, нацеленных на согласование этого опыта с опытом других и научным содержанием; -активное стимулирование ученика к самооценке, самовыражению, саморазвитию, рефлексии. Ожидаемый результатК концу изучения курса учащиеся должнызнать/понимать• социальные свойства человека, его место в системеобщественных отношений ;• закономерности развития общества как сложнойсамоорганизующейся системы;• содержание статей Декларации принциповтолерантности, а также Всеобщей декларации прав человека,других документов ООН и Конституции РФ, запрещающих разныеформы дискриминации;• механизмы происхождения стереотипов ипредрассудков, их роль в возникновении нетерпимости;• основные аргументы против расизма, ксенофобии,национализма, фашизма;• мировой опыт общественного противостояниянетерпимости, насилию и экстремизму;• принципы организации гражданских акций как формыненасильственного противостояния нетерпимости;• основные пути выхода из конфликтов;• роль права в формировании ценностей толерантностив обществе;• основные общие для всех права и свободы, которыеявляются основой для ценностей толерантности;уметь:• рефлексировать, контролировать свои чувства,возникающие при взаимодействии с людьми, которые от нихчем-либо отличаются;• анализировать законы, выделять основные идеиюридических документов, отличать правовой закон отнеправового;• распознавать стереотипы и предрассудки всобственном поведении, поведении других людей, винформации, предоставленной СМИ;• участвовать в гражданских акциях и в других формахпроявления гражданской активности, (иметь начальные уменияих организации);• разрабатывать и создавать творческий проект;• искать конструктивные пути выхода из конфликтныхситуаций;• отстаивать свою гражданскую позицию, формулироватьсвои мировоззренческие взгляды.Должны формироваться следующие навыки:• независимого мышления, критического осмысления ивыработки суждений, основанных на моральных ценностях;• навыки дискуссии и обсуждения проблемы;• работы в команде, создания в ней атмосферысотрудничества;• коммуникативные навыки;• навыки самоанализа, самооценки, саморазвития.Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для:• осуществления конструктивного взаимодействия людейс разными убеждениями, культурными ценностями и социальнымположением;• эффективного выполнения типичных социальных ролей;сознательного взаимодействия с социальными институтами;• ориентировки в актуальных общественных событиях ипроцессах; выработки собственной гражданской позиции;• нравственной оценки социального поведения людей;• создания условий для полного развития своеготворческого потенциала.Пояснительная запискаКурс «Уроки толерантности» соответствует утвержденному Министерством образования обязательному минимуму содержания, прописанному в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по образовательной области «Обществознание» для профильного уровня, который предполагает в основной и средней школе изучение значительного блока правовых знаний (в связи с политологическими, экономическими, социологическими, этическими, культурологическими знаниями). «Уроки толерантности» - совершенно особый курс, он существенно отличается от традиционного преподавания в школе. Он основан на концепции личностно-ориентированного обучения, в рамках другой концепции поставленных целей не достичь. Невозможно научить детей толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научаться выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Главным становится умение встать на противоположную точку зрения. Речь идет не о компромиссах – подлинная толерантность рождается не тогда, когда мы просто показываем равноправность разных логик, а тогда, когда ученик видит дополняющие друг друга точки зрения и осознанно придерживается одной из них или вырабатывает свою. При этом ученик признает право других иметь свой взгляд на любую проблему. Толерантность возникает в одновременном звучании, казалось бы, непримиримых, точек зрения. Учебно – тематический план.
Содержание модуля Тема 1. «Вводное занятие» Лекции, беседа (0,5 час) Самостоятельная работа (1,5 час) Тема 2. «Чем мы отличаемся друг от друга» Лекции, беседа (0 час) Самостоятельная работа (2 часа) Тема 3. «Что такое толерантность» Лекции, беседа (0,5часа) Практические занятия (0,5часа) Тема 4. «Межкультурное взаимодействие» Лекции, беседа (0,5часа) Практические занятия (0,5 часа) Тема 5. «Большинство и меньшинство» Лекции, беседа (0 час) Практические занятия (1 час) Тема 6. «Богатые и бедные» Лекции, беседа (0 час) Практические занятия (1 час) Тема 7. «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» Лекции, беседа (1час) Практические занятия (0 час) Тема 8. «Нетерпимость по отношению к инакомыслящим.» Лекции, беседа (1 час) Практические занятия (0 час) Тема 9. «Нетерпимость к асоциальным группам» Лекции, беседа (0,5час) Практические занятия (0,5 час) Тема 10. «Проблемы межнациональных отношений» Лекции, беседа (0 час) Практические занятия (1 час) Тема 11. «Отцы и дети» Лекции, беседа (0 час) Практические занятия (1 час) Тема 12. «Мужчины и женщины» Лекции, беседа (0 час) Практические занятия (1 час) Тема 13. «Что такое стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь» Лекции, беседа (0,5часа) Практические занятия (1,5 часа) Тема 14. «Как противостоять нетерпимости» Лекции, беседа (0 час) Практические занятия (2 час) Тема 15. «Декларация принципов толерантности» Лекции, беседа (0 час) Практические занятия (1 час) Тема 16. «Насколько я толерантная личность» Лекции, беседа (0 час) Практические занятия (2 часа) Тема 17. «Толерантность вокруг меня» Лекции, беседа (0,5 часа) Практические занятия (1,5 часа) Тема 18. «Подведение итогов» Лекции, беседа (0 часа) Практические занятия (1 час) Литература: Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М., 2003. А.Н. Иоффе. Многообразие понимания толерантности. М., 2004. На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. М., 2000. Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М., 1999. Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1-5. М., 2000-2001. Первые шаги. Лондон, 1997. Права ребенка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002. Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004. Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000. Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000. Толерантность – мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. Уолцер М. О терпимости. М., 2000. Уроки прав человека. Пермь, 2002. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. Н.Н. Гашевой, А.Б. Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. |