Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 202.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.02.2014
Размер202.28 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
d:\_мои документы\мои рисунки\scan\титул\новая папка нач школа\4 кл\тит - 0005.jpg

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:


  • Федеральному закону Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21. 12. 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26. 12. 2012 года.

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») (с изменениями и дополнениями);




  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 года № 2885;




  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 зарегистрированного Министерством юстиции РФ 03.03.2011года, рег. № 19993);




  • «Истоки» А.В Камкин, И.А Кузьмин. Программа для начальной школы.// Истоковедение 2010

  • Учебного плана МОУ «СОШ №37» г. Вологды на 2013-2014 учебный год




  • Образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ №37» ( 4 классы )




  • Положения о рабочей программе

Структура рабочей программы:
I. Пояснительная записка

II.Содержание тем учебного курса

III. Тематическое планирование

Приложение

«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)

Истоки – это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение – так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков – расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Общие цели предмета:

  1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;

  3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укоренённости в российской этнической и социокультурной среде;

  4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

  5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.


Учебный курс 4 класса продолжает ту системную работу, которая началась на уроках по предмету "Истоки" во 2 и 3 классах начальных классов и в рамках "Воспитательной программы на социокультурном опыте" в 1-м, 2-м, 3-м классах.

Дидактический материал для учащихся по программе "Истоки-4" включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием.

В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.

Основными видами тренингов в четвертом классе являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.

Если в центре внимания учителя и учеников во 2 классе являлись ценности внешнего окружающего мира, а в 3-м классе-ценности внутреннего, духовного мира человека, то курс «Истоки-4» класса глубоко изучает традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. И не только изучает, но и посредством активных форм старается, чтобы учащиеся вместе с учителем и родителями (семьей) пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, смогли почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа; научились бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.

Главными задачами этого курса во 4-м классе являются:
-Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;

- Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;

- Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);

- Социокультурное развитие группы

- Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)
Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.

В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В основе преподавания предмета «Истоки» – виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности.

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Традиции – это важнейший механизм сохранения и передачи ценностей.

Традиция – есть нечто устойчивое, есть стержень культуры. В программе Истоки-4 предлагаются 4 раздела:

  • традиции ОБРАЗА

  • традиции СЛОВА

  • традиции ДЕЛА

  • традиции ПРАЗДНИКА

все категории раскрываются детям с четырёх сторон, т.е. должны дать любому культурному образцу характеристику, идущую:

  • от разума

  • от сердца (чувственную, морально-нравственную)

  • от духа (духовную)

  • от деятельностного начала (волевую).

Программа для 4 класса предлагает некий алгоритм усвоения.

1 шаг – найти устойчивые традиции (Слова, Образа, Дела или Праздника, которые одинаково представляются всеми поколениями). Важно, чтобы сердцевина культуры сохранялась и благодаря ей осуществлялась преемственность поколений, чтобы у нас и у наших детей эти образы вызывали одни и те же ассоциации.

2 шаг - каждый из выявленных образов многолик. Необходимо показать эту многоликость.

ОТЕЦ:

  • родной

  • крестный

  • духовный

  • названный

ТРУД:

  • земледельца

  • ремесленника

  • купца

  • предпринимателя

3 шаг – определить, выявить особые правила (нормы) в каждой категории.

В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» на 2013 - 2014 учебный год в 4-ом классе на изучение предмета «Истоки» выделяется 1 час в неделю, 34 часа в год.


  1. Содержание тем учебного курса


Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Родные Образы (9 часов)
Традиции первого образа. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

Образы Веры, Надежды и Любви. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

Образы Покрова в народной традиции. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

Образы Софии и света. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
ТРАДИЦИИ СЛОВА (7 часов)
Традиции святого слова. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

Традиции доброго слова. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

Традиции честного слова. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

Традиции покаянного слова. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Умелые Дела (10 часов)
Трудовые традиции. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

Традиции служения. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

Традиции праведного дела. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (6 часов)
Традиции праздника. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА
Заключительный урок (1 час)
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Базовый социокультурный ряд

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

По итогам четвертого года обучения учащиеся:

  • осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.

Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.

Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.

Подвижники.

Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

А также:

  • истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;

  • используют при создании первой авторской Книги;

  • опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

- применяют их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.


  1. Тематическое планирование.

Истоки (34 часа)



п/п

Дата проведения


Тема

раздела программы

Тема урока

Домашнее

задание

1 четверть

1.





Традиции образа


Вводный урок.

«Что такое традиции»

Рес. круг «Чему бы вы хотели научиться на уроках

«Истоки» в этом году?

Активное занятие № 1

Традиции своей семьи

2.





Первые образы. Отец.

Рес. круг. «Как достигается почет и уважение в семье к отцу?»

р.т. № 1 стр.6 зад. 1, 3; учебник стр. 9-14

3.





Первые образы. Мать.

Активное занятие № 2. Работа в паре «Традиции семьи»

Мини-сочинение на тему «Моя мама – хранительница очага»

4.





Первые образы. Родители.

Активное занятие № 3. Работа в паре «Основы семьи».

Рес. круг. «Моя будущая семья»

р. т. № 1 стр. 8 зад. 5

5.





Первые образы. Отечество. Щит и меч.

Активное занятие № 5. Мнемотехника «Отечество мое – Святая Русь».

Рес. круг «Защита Отечества – дело каждого»





6.





Первые образы. Мир.

Активное занятие № 6 (оценивающее)

Работа в паре «Мир – сообщество»

р.т. № 1 стр. 10 № 7, 8

7.





Священные образы. Спаситель.

Активное занятие № 7. Работа в паре «Традиции образа»


Если дома есть иконы Спасителя, соотнести их с теми образами, которые описаны в учебнике.

8.





Священные образы. Пресвятая Богородица.

Активное занятие № 8. Работа в паре «Богородица – Заступница, Утешительница, Охранительница».

Рес. Круг «Если бы мне пришлось описывать образ Богородицы, какие слова я выбрал».

Прочитать о празднике Покрова

р.т. стр. 16 зад. 1, 2

2 четверть

9.





Традиции образа


Священные образы. Ангел – хранитель.

Рес. круг «Почему иконы так дороги русскому человеку?»




10.





Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы.

Активное занятие № 10. Работе в паре «Путь праведности».

Рес. Круг «Можем ли мы себя назвать просвещенными людьми?»


р.т. стр. 19 зад 1

11.





Светлые образы. Образы – знаки.

Активное занятие № 11 (оценивающее).

Работа в паре «Образы-знаки»

Рес. Круг «Традиции образа»

Мини-сочинение на тему «Для чего нам нужно знать традиции образа»

12.




Традиции слова


Священные слова. Заповеди и заветы. Молитвы.

Активное занятие. Работа в четверке «Заповеди и заветы».

Рес. круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

р.т. стр. 22 зад. 3;

стр. 24 зад. 7, 8, 9

13.





Сердечные слова. Родительское благословление.

Рес. круг «Родительское благословление».

Активное занятие № 16 (оценивающее).

Работа в четверке «Родительское благословление»

р.т. стр. 26 зад.3, 4

14.





Сердечные слова. Сердце сердцу весть подает.

Активное занятие № 17. Работа в четверке

«Сердечные слова».

Рес.круг «Может ли сердечное слово примирить людей?»

р.т. стр. 30 зад. 7

15.





Четные слова. Правила честного слова.

Активное занятие № 19. Работа в четверке «Традиции честного слова»

Рес.круг «Образ честного человека»

р.т. стр. 31 зад. 2

16.





Обобщающий урок по теме «Традиции слова».

Активное занятие № 21 (оценивающее)

Работа в четверке «Доброе слово»

Рес.круг «Как слово помогает человеку?»

пословицы о труде

3 четверть

17.





Традиции дела

Труд. Земледельцы.

Активное занятие № 23. Работа в четверке «Традиции земледельцев».


р.т. № 2 стр. 6 зад.5;

стр.9 зад.8;

сочинение сказки «Земля на зернышке стоит»

18.





Труд. Ремесленники.

Активное занятие № 24. Работа в четверке «Каково полотно – такова и строчка».

Рес.круг «Люби дело – мастером будешь»

р.т.№2 стр.10 зад.9, 10

стр.12 зад.13-16

19.





Труд. Купцы и предприниматели.

Активное занятие № 26 (оценивающее)

Работа в четверке «Дерево ценят по корням, а человека по делам».

р.т.№2

стр.13 зад. 18, 19

стр. 14 зад. 20-22

20.





Служение. Воинство.

Активное занятие № 28. Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг»


р.т. №2 стр. 18 зад.6-8

21.





Служение. Священство.

Рес.круг «Духовные воины Руси».




22.





Служение. Суд и управление.

Активное занятие. Работа в четверке «Мудрые правители земли Русской».

р.т. №2 стр.20 зад.10

23.





Творчество.

Рес.круг «В мастерской художника»




24.





Творчество. Искусники. Иконописцы.

Активное занятие № 31. Работа в четверке «Рождение школы»

«Какой талант вы чувствуете в себе и хотели бы его развить?»

р.т.2 стр.22 зад.3

25.





Творчество. Книжники.

Активное занятие № 32. Работа в четверке «Испокон века книга растит человека»

р.т. №2 стр.24 зад.6

стр.27 зад.7,8

26.





Обобщающий урок.

«Традиции праведного дела».

Активное занятие (оценивающее). Работа в четверке

«Праведное дело сродни подвигу».




4 четверть


27.





Традиции праздника

Гулять всем миром.

Активное занятие №34. Работа в четверке «Древние праздники Руси».

Рес.круг. «Почему праздники сближают людей?»

р.т. №2

стр.32 зад.3, 5, 6

28.





Радоваться всей семьей.

Рес.круг «Любимый семейный праздник»

Активное занятие (оценивающее). Работа в четверке

«Кума и Кум, наставляй на ум».

р.т. №2

стр.34 зад.2-5

Рецепт фирменного семейного блюда

29.





Помнить всем Отечеством.

Активное занятие №38. Мнемотехника.

№Праздник памяти и уважения»

Рес.круг «День рождения города»

с.т. №2 стр.35 зад.4

30.





Молиться всей церковью.

Активное занятие №40. Работа в четверке

«Православные праздники».

р.т. №2 стр.36 зад.4,5

31.





Обобщающий урок.

«Потрудиться душой»

Активное занятие №41 (оценивающее). Работа в

Четверке «Традиции праздника».

Рес.круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба»

р.т. №2 стр.36 зад.6,7

32.





Обобщающий урок за год «Традиции моего Отечества»




33

34








Резерв.




IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
По итогам третьего года обучения обучающиеся должны

знать/понимать:

- осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.

Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.

Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.

А также:

- исходя из контекста, понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;

- опираются на них в своей деятельности и общении.

уметь:

- истолковывать их смысл понятий и сознательно употреблять в своей речи, общении, оценках;

- опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поисковой работы по изучению традиций родного края.

По итогам четвертого года обучения обучающиеся должны

знать/ понимать:

- систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

- традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

- понятие отец - родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.

- понятие мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.

- сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

-завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы. Подвижники.

Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

-истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;

-использовать при создании первой авторской Книги;

-опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

-применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.

уметь:

- развивать межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

- развивать ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

  • изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);

  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;

  • обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.

Методическое пособие.

4 класс


1

А.В. Камкин «Истоки» 4 класс. Учебное пособие

2

В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова «Истоки» 4 класс.

Рабочая тетрадь. Части I, II

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск