Скачать 54.79 Kb.
|
Методические рекомендации по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» Курс теории и методики обучения иностранным языкам в средней школе является одной из обязательных, профилирующих дисциплин, изучаемых студентами, обучающимися по педагогической специальности 050303« Иностранный язык с дополнительной специальностью». В связи со значительными преобразованиями в сфере народного образования проблема улучшения качества подготовки специалистов является одной из актуальных в настоящее время. Одним из важнейших условий успешного осуществления педагогической деятельности будущим учителем иностранного языка является его профессионально-педагогическая и методическая подготовка в стенах вуза. Возрастающая потребность общества в учителе с высоким уровнем теоретической и практической подготовки вызвана развитием системы школьного образования, возникновением новых типов государственных и частных школ, повышением требований к качеству обучения в них. Проблема совершенствования профессиональной компетенции студентов была и всегда остается актуальной для педагогического вуза. Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, в конкретном случае учителей для средних общеобразовательных школ, гимназий с углубленным изучением иностранных языков, лицеев, специалистов, способных решать сложные проблемы обучения и воспитания учащихся средствами иностранного языка. Эти положения во многом и определяют содержание и структуру данной программы, в которую входит:
Курс теории и методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе преследует следующую основную цель –сформировать у студентов определенную систему знаний по теории и методике преподавания иностранных языков, способствовать формированию определенной совокупности методических навыков и умений, обеспечивающих выполнение ими основных педагогических функций учителя иностранного языка, что является одной из составляющих частей профессиональной компетенции студентов – будущих учителей иностранного языка. Исходя из данной цели, целесообразно выделить следующие задачи:
В курсе методики освещаются в определенной последовательности основные теоретические положения, общие для преподавания английского, немецкого и французского языков. В лекциях и на семинарских занятиях раскрываются также закономерности, свойственные процессу обучения каждому иностранному языку. Таким образом, изучаются вопросы как общей, так и частных методик. Историческое освещение общетеоретических положений отечественной и зарубежной методики способствует формированию у студентов научного взгляда на методику как на теорию обучения, раскрывает закономерности ее развития, помогает правильно и творчески решать теоретические и практические проблемы на современном этапе. Курс «Теория и методика обучения иностранному языку» является одной из основных составляющих частей профессиональной общепедагогической подготовки будущих учителей иностранного языка. Он имеет тесные многоплановые преемственные связи с такими учебными дисциплинами как: с курсом педагогики, возрастной и педагогической психологии, на его основе разработаны следующие курсы: «Методика обучения второму иностранному языку», «Особенности урока иностранного языка на старшей ступени», «Современные технологии в обучении иностранным языкам», в которых также рассматриваются методы педагогической деятельности учителя в качестве предметника на уроке и в качестве классного руководителя на уроке и во внеурочное время. Данный курс имеет преемственные связи также с дисциплинами, в которых изучаются вопросы межкультурной коммуникации и лингвострановедения. Выполнение практических заданий – решение методических задач предполагает достаточно высокий уровень культуры речи на иностранном языке, благодаря чему максимально актуализируются связи не только с практическим курсом иностранного языка, но с и учебными курсами родного языка. К уровню освоения изучаемого материала предъявляются следующие требования:
Программа по курсу теории и методики обучения иностранным языкам состоит из 3х основных разделов:
Такая структура курса позволяет связать теоретические положения с конкретными практическими вопросами обучения иностранным языкам и способствует решению поставленных задач и основной цели данного курса. Программа предусматривает тесную связь теории с практикой. В ней конкретно указывается на то, какие проблемы следует освещать на лекциях, а какие вопросы целесообразно рассматривать на семинарских занятиях, где также уделяется большое внимание анализу учебных материалов, особенно – современных УМК (учебно-методических комплексов), решению методических задач, планированию педагогического процесса. Данная программа рассчитана также на углубленную самостоятельную работу студентов: в лекциях излагаются лишь основные вопросы, наиболее трудный и важный материал и даются рекомендации по решению практических задач и изучению литературы, список которой прилагается к программе. Данная программа предусматривает освещение проблематики, дискуссионных вопросов методики и рассчитана на то, чтобы студент был подготовлен к творческому решению проблем преподавания иностранных языков, как в теоретическом, так и в практическом плане. В процессе подготовки данной программы, наряду с ГОС ВПО, использовались следующие материалы:
Организация самостоятельной работы студентов
10. Написание курсовой работы по теории и методике преподавания иностранных языков. |