Скачать 50.01 Kb.
|
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 (4 вида) Кировского района города Санкт-Петербурга. Урок обучения грамоте в 1 классе (Для студентов пединститута) «Согласный звук (ц), буквы Ц, ц Учитель начальных классов: Демьяненко Мария Алексеевна 2010 год г. Санкт-Петербург Цели: - сформировать понятие о звуке как о твёрдом согласном звуке; - познакомить детей с буквами Ц, ц; - развивать фонематический слух, технику чтения, логическое мышление, внимание, речь учащихся, воображение, фантазию; - прививать любовь к чтению Оборудование: касса букв, печатная тетрадь, мягкие игрушки цирковых зверей, портрет С.Маршака, приглашение в цирк, воздушные шарики. Ход урока. 1. Организация класса. -Внимание! Проверьте, готовы ли вы начать урок. Всё ли на месте, всё ль в порядке. - Давайте дружно скажем наше правило: Каждый день, всегда, везде: На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Молодцы! 2.Повторение пройденного. -А урок у нас какой? (Обучение грамоте) - Откройте учебник по закладке. Возьмите указки. - Проверим наши знания по ленте букв. -Какие бывают звуки? (Гласные и согласные) -Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных (а ,о, у, ы) -Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных (я, ё, ю, и, е) - Какие вы знаете особые, хитрые буквы? (е.ё, ю, я) - Почему они особые? (Обозначают два звука) - Когда они обозначают два звука? (Если они находятся вне слияния) - А какие согласные всегда мягкие? (ч,й ) - Какие согласные всегда твёрдые? (ж, ш) - Назовите парные звонкие и глухие согласные. (б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с) - Молодцы! Закройте учебник. 3. Работа по теме урока. 1) Знакомство с новым звуком и буквой - Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Будьте очень внимательны. - Как подзывают цыплят? (цып-цып-цып) -Произнесите первый звук. Встречаются ли преграды? Значит, можно сказать что этот звук …( согласный) -Какими бывают согласные звуки? ( Твёрдые и мягкие) -Запомните: звук ц не имеет пары по мягкости, он всегда твёрдый - Понаблюдайте, с голосом или без голоса произносим звук ц ( Без голоса, значит он глухой) - Кто из вас назовёт слова, в которых встречается звук ц? (дети называют) - Отгадайте слово, в котором есть звук ц . Это слово обозначает профессию человека, который куёт разные предметы из раскалённого металла. (кузнец) - Сделаем звуковой анализ. (Один ученик у доски, остальные работают со звуковыми кассами) -Вывод: Что узнали о звуке ц? (Звук ц – согласный, всегда твёрдый и глухой) - - Звук ц обозначают буквой «цэ» - Ребята, кто из вас найдёт букву «цэ» в кассе букв? - (Показываю место буквы в кассе,выставляю буквы Ц, ц на наборное полотно) - Послушайте с чем сравнивают букву «цэ» Буква ц – внизу крючок (читает ученик) Точно с краником бачок. - Поселим букву «цэ» на ленту букв. Какой домик у буквы? (синий) - В какой ряд? (нижний,после «ха») Динамическая пауза Топай мишка, хлопай мишка Приседай со мной, братишка Руки вверх, вперёд и вниз Улыбайся и садись. 2) Чтение слов, предложений с буквой «цэ» - Откройте учебники, переверните страничку вперёд. - Кого мы видим на рисунке?( Кузнецы) - Читаем слоги с буквой «цэ». Помним, что звук ц всегда твёрдый. Поэтому все слияния с буквой «цэ» читаем …(твёрдо) - Читаем слова кузнец кузнецы - Чем отличаются слова? кузница кузницы (Кузница – помещение, где работают кузнецы) - Молодцы! А сейчас я покажу вам кое-что интересное. - Дети! Этот шар залетел сегодня утром, когда я проветривала класс. Посмотрите, у него что-то внутри. Давайте посмотрим. (Шар лопается) - Это приглашение. Интересно, куда нас с вами приглашают? (читаю приглашение) « Взрослые и дети! Ни за что на свете не пропустите это приглашение. Здесь мы почитаем и кое-что новое узнаем.» - Вы любите цирк? - Где происходит действие в цирке? ( На арене) - Что такое арена? ( Арена – это большая круглая площадка ,расположенная в центре цирка, на которой даются представления) - Переложите закладку, работаем по страничке слева. - Назовите, кто выступает на арене (Клоун, жонглёр, животные) - Читаем текст на другой страничке. Работаем цепочкой. - Весь текст читает … Вопросы к тексту: - Какие звери выступают? (Выставляю на демонстрационный стол медведя ,тигра, собачку) - Что делают тигры? Прочитайте. - Прочитайте о медведях. - Найдите и прочитайте о собачках. - Как можно озаглавить текст? (В цирке. Цирк.) - В каком предложении выражено отношение к цирку? (Я люблю цирк!) - Назовите слова из текста с буквой «цэ» (кольцо, мотоциклы, цирк, танцуют) Физ-ка для глаз ( Снимите очки, положите их правильно. - Посмотрите налево, потом паправо,5-6 раз - Поднимите глаза вверх, затем вниз 5-6 раз) 3.Чтение стихотворения С.Маршака - Сейчас мы прочитаем стихотворение о цирке С.Я.Маршака. С.Маршак – это детский писатель. (рассматривают портрет) - Послушайте. (читает ученик) - Прочитайте самостоятельно. - Какие слова были непонятны? Гастролёр – артист, прибывший на гастроли, гастроли – это выступления. Канатоходец – цирковой артист, который демонстрирует мастерство хождения по канату. Жонглёр – шутник, забавник, который потешает людей. Фарфор – это особая глина белого цвета, из неё делают посуду и обжигают в специальных печах. Благодаря этому фарфор становится похожим на стекло и легко бьётся. - Читаем выразительно вслух. - Молодцы! Я вижу, что вы любите цирк. В цирке, как известно бывают чудеса. Сегодня и для вас будет сюрприз. Но для этого надо постараться на уроке письма. 4. Итог урока. - С каким же звуком познакомились? - Дайте характеристику этому звуку. - Какой буквой обозначается этот звук? ( Учащиеся рассказывают стихотворение) Букв немало мы узнали, Добрались до буквы ц. Есть слова, где ц в начале, Где – в середине, где – в конце Цепь, цветок и цифра тут И в начале все прочтут, А в словах отец, боец Ц мы пишем под конец. - С людьми какой профессии познакомились? - Где побывали? - Наиболее активными на уроке были … - Молодцы! Урок закончен. |