Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/27
Дата публикации24.02.2014
Размер3.09 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
МЕТОДИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ)


С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ЭОР ПО ПРЕДМЕТАМ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5 – 6 КЛАССЫ)

РУССКИЙ ЯЗЫК


Перечень тем методических сценариев
5 класс

  1. Язык – важнейшее средство общения.

  2. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах и ЦА в существительных.

  3. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

  4. Строение словосочетаний.

  5. Распространенные и нераспространенные предложения.

  6. Обобщающие слова при однородных членах.

  7. Обращение.

  8. Алфавит.

  9. Диалог.

  10. Непроверяемые безударные гласные в корне.

  11. Что такое орфоэпия?.

  12. Слово и его лексическое значение.

  13. Омонимы.

  14. Синонимы.

  15. Антонимы.

  16. Состав слова.

  17. Однокоренные слова.

  18. Суффикс как значимая часть слова.

  19. Правописание корней с чередованием (РАСТ-РАЩ-РОС, ЛАГ-ЛОЖ).

  20. Буквы О-Ё после шипящих в корне.

  21. Правописание И и Ы после Ц.

  22. Существительные собственные и нарицательные.

  23. Ь после шипящих в разных частях речи.

  24. Использование глаголов в тексте-повествовании.

  25. Текст-рассуждение.


6 класс

  1. Диалектная лексика.

  2. Профессиональная лексика.

  3. Устаревшие слова.

  4. Заимствованные слова.

  5. Фразеологизмы.

  6. Происхождение фразеологизмов.

  7. Толковый словарь В.И. Даля.

  8. Правописание корней с чередованием (ГАР-ГОР).

  9. Правописание корней с чередованием (КАС-КОС).

  10. Правописание корней с чередованием (урок-повторение).

  11. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ.

  12. Род несклоняемых имен существительных.

  13. Степени сравнения имен прилагательных.

  14. Притяжательные имена прилагательные.

  15. Суффиксы К и СК в прилагательных.

  16. Описание пейзажа по картине Б. Кустодиева «Масленица».

  17. Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных.

  18. Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (закрепление темы).

  19. Имя числительное как часть речи.

  20. Правописание имен числительных.

  21. Местоимение как часть речи.

  22. Разряды местоимений.

  23. Повелительное наклонение глагола.

  24. Правописание НЕ с различными частями речи.

  25. Подготовка к сочинению-описанию интерьера.

5 КЛАСС

Методический сценарий № 1.

Язык – важнейшее средство общения


№ п/п

Параметр

Описание



Учебный предмет

 Русский язык



Ступень обучения и класс

 Основная школа, 5 класс



Тема занятия/урока

Язык – важнейшее средство общения



Цель занятия/урока

Познакомить с разными формами выражения мысли.

Мотивировать творческий подход к выполнению задания.

Дать возможность сделать вывод о роли языка в общении.



Ожидаемый учебный результат

– Совершенствование навыков монологической речи;

– знакомство с разными формами речевой выразительности;

– развитие творческих способностей учащихся;

– развитие представлений о роли языка в общении и культуре речи.



Длительность занятия/урока

 Урок



Место проведения занятия/урока

 В классе на уроке



Ход занятия/урока

В начале урока школьники должны попытаться распознать информацию, передаваемую при помощи различных знаковых систем, и вербализовать ее (см. задание 1, п. 9)

Беседа с учителем и чтение материалов учебника помогут освоить новый материал.

Учитель объясняет, что предложенные знаковые системы могут передать основную информацию, но не пригодны для передачи отношения говорящего к ней, оттенков чувств, не дают возможности выразить свою оценку передаваемой информации. Приводятся примеры, как при помощи интонации, суффиксов эмоциональной оценки, порядка слов, выбора лексического пласта можно не только обогатить содержание передаваемой информации, но и повлиять на ее восприятие. Ученики записывают в тетрадь примеры различных способов речевой выразительности. Учитель приводит примеры высказываний, содержащих очевидные нарушения речевой нормы. Ребятам предлагается охарактеризовать человека, которому могли бы принадлежать эти высказывания. Учащиеся приходят к выводу, что по особенностям речи можно судить о говорящем. Грамматические и стилистические ошибки в предложенных высказываниях коллективно исправляются. Иные особенности речи (диалектные слова, индивидуально-стилистические особенности) объясняются учителем. Учитель поясняет, что такое культура речи и почему важно ею владеть.

В заключение беседы делается вывод, что язык – исключительная по своим возможностям знаковая система.

Устно выполняются упражнения из учебника, направленные на формирование представления о значимости языка в жизни человека и о его огромных возможностях. Развернутые монологические ответы на вопросы к упражнениям позволят произвести первичное закрепление знаний о роли языка в жизни человека и его главной функции – служить средством общения.

В заключение урока проводится мини-тест с выбором правильного ответа по содержанию прослушанного в аудиозаписи текста (см. п. 20 № 2).

Записывается домашнее задание, носящее характер проектной деятельности и развивающее творческие способности учащихся (см. задание 2, п. 10).



Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность

Задание 1.

Рассмотрите и попробуйте распознать информацию, передаваемую при помощи различных знаковых систем, а потом ответьте на вопрос: «Какой способ передачи информации самый удобный?

Примечание. Детям предлагается проанализировать различные знаки (дорожные знаки, идеограммы, жесты, ребусы и другие подобные символьные записи) и распознать информацию, передаваемую с помощью разных знаковых систем.



Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи

Задание 2.

Выразите мысль, заключенную в предложенной фразе, при помощи различных знаковых систем. «Ребята! Берегите деревья: они дарят нам воздух, пищу, одежду, предметы быта и приносят радость».

Можно использовать рисунки, условные обозначения, азбуку Морзе, фото– и видеоматериалы.

На следующем уроке товарищи должны будут «прочитать» эту фразу. Постарайся, чтобы они тебя поняли.

Сделай вывод о том, какой способ позволил тебе передать информацию более полно и точно.



Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т.ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии

Аудиозапись текста с нравственной проблематикой, содержащего эмоционально выраженную позицию автора (см. п. 20 № 2). Мини-тест с выбором ответа, отражающего позицию автора по поднятой проблеме. В тесте не более 2 вопросов.

Примечание. Вопросы теста учитель формулирует самостоятельно с учетом уровня подготовленности класса и психологической обстановки в нем.



Классы учебно-познавательных
и учебно-практических задач, решаемых
на уроке (занятии)

 Ценностно-смысловые установки

 Коммуникация

 Разрешение проблем

 Освоение знаний: первичное



Модели учебных заданий и учебных ситуаций с использованием ИКТ и ЭОР, направленных на решение обозначенных в п. 5 классов учебных задач

 Модель 2.6. Осуществление коммуникации и образовательного взаимодействия

 Модель 3.5. Сопоставление и сравнение возможностей описаний, способов, инструментов



Организационная модель использования ИКТ

 компьютеризованные рабочие места в школе или дома



Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ

 текстовый редактор

 графический редактор

 редактор презентаций

 поисковые сервисы ПК

 поисковые сервисы Интернета

 технические средства для сканирования текста



Потребности в ЭОР

 текстовые материалы (информационно-справочные тексты, биографии выдающихся деятелей, аутентичные документальные источники и пр.)

 ресурсы синтезированного визуального ряда (иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели, конструкторы, симуляции и пр.)

 аудиоматериалы



Потребности в адаптированных для учебных целей инструкциях по использованию ИКТ

 По созданию, редактированию и оформлению текстов

 По созданию, редактированию и оформлению презентаций

 По записи и монтажу аудиоряда



Возможные варианты организации занятия (этапов занятия) с учетом особенностей оснащенности учебного процесса

Если ученики не имеют дома персонального компьютера, задание может быть выполнено в небольших группах (2-3 человека) в школе в компьютеризированной рабочей зоне в классе.



Методические рекомендации для учителя

Задание могут получить не все ученики, а лишь наиболее творчески активные.

Ребятам может быть предложено несколько фраз. Желательно, чтобы их содержание носило воспитательный и этически ориентированный характер.

Возможно одну и ту же фразу дать нескольким учащимся, заранее выбрав для каждого из них одну знаковую систему. В этом случае при оценке и обсуждении ярче проявится творческое начало каждого участника.



Информационно-технологические материалы

1) Аудиословарь «Русский устный»

http://www.gramota.ru/slovari/radiosafonova/

2) Как вести беседу? http://www.staroeradio.ru/audio/3443

3) Журнал «Наука и жизнь»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39193/?interface=electronic

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39227/?interface=electronic

(два последних ресурса можно использовать для подбора текстов)


Методический сценарий № 2.

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах и ЦА в существительных


№ п/п

Параметр

Описание



Учебный предмет

 Русский язык



Ступень обучения и класс

 Основная школа, 5 класс



Тема занятия/урока

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах и ЦА в существительных



Цель занятия/урока

Научить детей сознательно различать существительные и формы глагола, правильно определять главное слово и ставить вопрос, устанавливать зависимость правописания от формы слова.



Ожидаемый учебный результат

– Отработка навыка различения частей речи;

– выработка орфографических навыков;

– развитие творческой активности;

– расширение словарного запаса, овладение лингвистической терминологией (знакомство с термином «каламбур»).



Длительность занятия/урока

 Урок



Место проведения занятия/урока

 В классе на уроке



Ход занятия/урока

В начале урока предложить учащимся выполнить задание 1 (см. п. 9) и задуматься над причинами разного написания одинаковых по произношению слов.

Учитель объясняет зависимость выбора написания от части речи и, если это глагол, от формы глагола, используя таблицу (см. п. 20, № 1).

Для отработки определения части речи выполняются упражнения из учебника, в которых необходимо определить слово, от которого задается вопрос, и задать необходимый вопрос.

Возможно использование тренировочных тестов (см. п. 20, № 2).

Запись 5-7 словосочетаний на изучаемую орфограмму под диктовку с последующей проверкой под руководством учителя для отработки навыка грамотного письма.

Для контроля за усвоением материала проводится словарный диктант на 10-15 слов (см. задание 3, п. 11). Результаты проверки будут сообщены учащимся на следующем уроке.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается мини-проект: сочинить каламбурный стишок, в котором рифмуются предложенные учителем пары слов (например, лица – литься). Стишок должен быть представлен в аудиозаписи (см. задание 2, п.10).



Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность

Задание 1.

На доске записана транскрипция [вадица].

Восстановите по транскрипции самое слово.
Примечание. Должно получиться два варианта: водица и водиться. Предложить учащимся задуматься о причинах несовпадения написания при одинаковом произношении.



Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи

Задание 2.

Составьте коротенький (4-6 строк) стишок, в котором будет рифмоваться одна из следующих пар слов (лица – литься, черница – черниться/чернится, водица – водиться, тупица – тупиться/тупится и т.п.). Значение непонятных слов уточните по толковому словарю (возможно использование электронных словарей – см. п. 20 № 3).

Постарайтесь, чтобы текст был связным и веселым. При желании можно сделать иллюстрацию.

Уточните в словаре, что такое каламбур (см. п. 20 № 4). Ответьте на вопрос: можно ли этот стишок считать каламбуром и почему?

Прочитайте этот стишок вслух, соблюдая орфоэпические нормы.

Сделайте аудиозапись, прослушайте ее и убедитесь, что произношение рифмующихся слов одинаково.

Предложи товарищам (на следующем уроке) оценить твою работу.



Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т.ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии

Задание 3.

Напишите словарный диктант.
Примечание. Предлагается 10-15 слов типа: трудно удивиться, мама удивится, румяная девица; рыжая косица, нельзя коситься (на необычных людей), он косится; от работы нож тупится, непроходимый тупица, может затупиться; туман курится, пестрая курица, перестал куриться.



Классы учебно-познавательных
и учебно-практических задач, решаемых
на уроке (занятии)

 Разрешение проблем

 Приобретение знаний

 Освоение знаний: отработка



Модели учебных заданий и учебных ситуаций с использованием ИКТ и ЭОР, направленных на решение обозначенных в п. 5 классов учебных задач

 Модель 1.1. Создание текстов

 Модель 2.1. Работа с текстами

 Модель 2.7. Организация и мониторинг собственной учебной деятельности

 Модель 3.1. Наблюдение



Организационная модель использования ИКТ

 компьютеризованные рабочие места в школе или дома



Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ

 текстовый редактор

 технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков (мобильные телефоны, цифровые видео– и фотокамеры, диктофоны)



Потребности в ЭОР

 текстовые материалы (информационно-справочные тексты, биографии выдающихся деятелей, аутентичные документальные источники и пр.)

 аудиоматериалы

 тренажеры, упражнения, тестовые задания



Потребности в адаптированных для учебных целей инструкциях по использованию ИКТ

 По записи и монтажу аудиоряда



Возможные варианты организации занятия (этапов занятия) с учетом особенностей оснащенности учебного процесса

При наличии мобильного класса вместо словарного диктанта можно использовать электронные тесты (см. п. 20 № 2), а предложенный словарный диктант записать как объяснительный диктант в ходе урока для выработки навыков грамотного письма.



Методические рекомендации для учителя

Желательно представить детям образец такого каламбурного стишка. Можно пояснить значение слова «каламбур» на уроке (см. п. 20 № 4).

Дети могут сопроводить свою работу иллюстрацией, в этом случае можно будет выпустить книжечку-пособие для тех, кто будет обучаться в следующем году.

На следующем уроке необходимо прослушать в классе несколько из подготовленных аудиозаписей.



Информационно-технологические материалы

1) Морфология и орфография в таблицах.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e54c50d9-b403-48b8-9498-0f86fc2329e0/%5BIS-TA_05-11_04%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf

2) Тесты

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fdbb400e-2b56-4153-8f93-23781565c8df/view/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4699da16-b80a-4b50-bcf9-c8c645d43e6f/index_listing.html

3) Словари

http://mirslovarei.com/

4) Определение каламбура

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4b6e134-9d3e-a35a-1e1e-bd2ab7340866/1007622A.htm
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск