Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 385.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации21.03.2014
Размер385.33 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

ТРЕЩЕВА Елена Геннадиевна


ИМЕНА СИТУАЦИЙ-СОБЫТИЙ

И ТИПОЛОГИЯ ИХ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ

10.02.19 – Теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук
Саратов 2012

Работа выполнена на кафедре теории, истории языка и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»


Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Гольдин Валентин Евсеевич


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Елина Евгения Аркадьевна,

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»
кандидат филологических наук, доцент

Дубровская Ольга Николаевна,

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»


Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»


Защита состоится « » 2012 г. в часов

на заседании диссертационного совета Д.212.243.02 на базе ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» (410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83) в XI корпусе.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского».


Автореферат разослан «____» _______________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Ю.Н. Борисов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Событие представляет собой одну из базовых категорий человеческого сознания и по-разному осмысляется в понятийных системах разных наук и научных направлений, занимая при этом важное место и в обыденном сознании. Онтологический статус понятия событийности обусловливает многообразие путей его объективации языковыми средствами, одним из которых является номинация событий с помощью имен существительных с событийной семантикой.

Данное диссертационное исследование посвящено анализу системно-семантических свойств событийных имен, отражаемых совокупностью их связей в ассоциативно-вербальной сети.

В качестве объекта исследования выступают ассоциативные поля, образованные вербальными реакциями на стимулы, называющие события.

Предмет исследования – состав и конфигурации ассоциативных полей событийных имен как отражение структуры событийного значения и «овнешнение» фрагмента языкового сознания, отвечающего за обработку информации, связанной с событиями.

Актуальность подобного исследования определяется важностью для когнитивных наук (лингвистика, психология, психолингвистика, философия) изучения путей вербализации представлений о мире, а также потребностью в совершенствовании методик анализа накопленного к настоящему моменту ассоциативного материала.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе фреймового анализа ассоциативных полей событийных стимулов, с одной стороны, выявить особенности событийных имен как особого семантико-логического класса слов в отличие от слов других типов, а с другой, – построить внутреннюю типологию событийных имен, поскольку данный класс неоднороден.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. из списка стимулов ассоциативных словарей выбрать слова, являющиеся именами событий, а также – для сравнения с ними – слова, в семантике которых имеется какой-либо компонент, совпадающий с таковым у имени события;

  2. в случае неоднозначности стимульного слова разделить массив его ассоциативных реакций на подполя, каждое из которых соотносится с отдельной сферой референции стимула;

  3. каждое из ассоциативных полей (подполей) представить как ассоциативный фрейм, содержащий знания разного типа: знания о мире, категориальное и эмоционально-оценочное значения, знания языкового характера;

  4. путем сопоставления реакций, заполняющих слоты ассоциативного фрейма, и учета их долей в ассоциативной статье стимула, построить типологию конфигураций АП событийных имен, понимая под конфигурацией поля набор слотов фрейма и их соотношение;

  5. в структуре событийного фрейма выделить слоты, с одной стороны, обязательные или типичные для фрейма имени события и, с другой стороны, факультативные для него;

  6. сопоставить конфигурации АП событийных стимулов с конфигурациями АП стимулов, относящихся к другим семантическим типам, а также с конфигурациями АП событийных имен, представленных в словниках ассоциативных словарей английского и французского языков.

Материалом исследования послужили статьи ассоциативных словарей русского языка: Русского ассоциативного словаря (РАС) [Караулов и др. 2002] и Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области (АСШС) [Гольдин и др., электронная БД, версия 1.04.03.]. В качестве материала для сопоставления привлекались данные Эдинбургского ассоциативного тезауруса (EAT), Тезауруса ассоциативных норм Университета Южной Флориды (USFANT), Словаря вербальных ассоциаций французского языка (Dictaverf). Общий объем материала составил 84 538 пар «стимул – реакция».

В качестве основного исследовательского метода в диссертации использован метод фреймового анализа ассоциативных полей с применением элементов сопоставительного и количественного анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что 1) в диссертации впервые структура события и особенности событийных номинаций подвергаются специальному фреймовому анализу на значительном материале ассоциативных полей; 2) в работе впервые конфигурации АП событийных имен сопоставляются с конфигурациями АП стимулов других типов (акциональных имен (АИ), наименований временны́х отрезков, имен-интерпретаций (ИИ), глаголов), что позволяет уточнить место событийных имен в лексической системе языка среди разных средств обозначения событий; 3) новым является осуществленное в диссертации представление имен событий как семантического класса с неоднородной структурой: на основе анализа конфигураций ассоциативных полей в диссертации выделены подклассы событийных имен.

Положения, выносимые на защиту:

1. Природа вербальных ассоциаций требует уровневого подхода к группировке реакций. Ассоциативные поля имен ситуаций-событий включают в себя 3 блока реакций, отражающие знания разного рода, и иерархически подчиненные им слоты и подслоты: (1) блок знаний о компонентах событий и их внутренней структуре (в пределах этого блока выделяются более мелкие структурные единицы, слоты: «Участники», «Действия», «Время», «Локализация», «Атрибуты», «Обстоятельства», «Фазы события», «Внешнесобытийные связи», «Меронимы»), (2) блок знаний, являющихся результатом категоризации и концептуализации событий (слоты «Связи логического характера» и «Оценка и эмоции»), в составе которого реакции характеризуют отношение человека к тому или иному событию, (3) блок знания о языке, знания о речевом употреблении единиц.

2. Ассоциативные поля имен ситуаций-событий характеризуются специфическим строением: в их ассоциативном фрейме выделяется набор слотов, обязательный для большинства событийных фреймов. Обязательными являются слоты «Участники события», «Локализация (место)», «Время / длительность», «Атрибуты», «Обстоятельства события», «Действия», «Внешнесобытийные связи», «Связи логического характера», «Оценка и эмоции» и «Речевой аспект стимула», факультативными – слоты «Меронимы», «Ожидаемость события», «Предметная область» и «Тема / повод события». Общим для ассоциативных полей имен ситуаций-событий является также значительный объем блока реакций, называющих компоненты внеязыковой действительности, а также наличие большого количества тематических реакций.

3. Класс имен ситуаций-событий неоднороден. По содержательным и количественным параметрам состава реакций в слотах среди имен ситуаций-событий выделяются: 1) слова-классификаторы (общие обозначения – событие, происшествие, случай, а также обозначения событий-типов – праздник, конфликт) и частнособытийные имена; 2) имена неспециализированных (беседа, разговор, встреча, завтрак) и специализированных событий (урок, охота, скачки, эксперимент); 3) слова, называющие простые (разговор, взрыв) и сложные, комплексные события (война, урок). Различаются ассоциативные поля имен ситуаций-событий, принадлежащих к отдельным семантическим классам (к именам коммуникативных событий, именам событий природного характера). Среди ассоциативных полей имен коммуникативных событий выделяются своими структурными и содержательными особенностями ассоциативные поля имен речевых событий.

4. Класс имен ситуаций-событий имеет полевое строение. Его ядро составляют частнособытийные имена, семантической особенностью которых является способность обозначать происходящее целостно, в совокупности всех компонентов. К именам, занимающим периферийное положение, относятся событийные имена-классификаторы, имена стихийных событий и акциональные имена переходного характера.

5. Строение ассоциативного поля стимула зависит от логико-семантического класса стимула, типа референции (референтный или признаковый характер стимульного слова), степени обобщенности семантики (частнособытийное имя или имя класса событий), соотнесенности с одной или несколькими зонами референции, от дистрибутивных особенностей стимула, словообразовательной парадигматики.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в развитие таких разделов лингвистики, как семантика и теория номинации: с позиций ассоциативно-вербальной сети описываются семантические и номинативные особенности событийных имен, устанавливается их место в системе семантических классов слов, обнаруживаются и исследуются явления переходности в составе семантико-логического класса имен ситуаций-событий; важная для когнитивных наук междисциплинарная категория события получает бо́льшую структурную и содержательную определенность; совершенствуется методика анализа вербального материала, фиксируемого ассоциативными словарями.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать данные, полученные в ходе исследования, при составлении толковых и семантических словарей, при проектировании семантических сетей и веб-онтологий, при оптимизации работы информационно-поисковых систем, при построении языковых моделей для задач машинного перевода. Полученные в ходе исследования результаты могут послужить материалом для лекционных и практических курсов по общему языкознанию, семантике, семиотике, по лексикологии и лексикографии, основам информационного поиска, филологическим базам данных.

Апробация работы. Основные положения диссертации, были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики, на ежегодной Всероссийской конференции молодых ученых «Филология и журналистика в XXI веке» (Саратов, СГУ, 2009, 2011, 2012), на Международных конференциях «Жизнь языка в культуре и социуме» и «Жизнь языка в культуре и социуме-2» (Москва, ИЯ РАН и РУДН, 2010, 2011), на Международной научной конференции «Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культура общения» (Саратов, СГУ, 2010), на Всероссийской научно-практической конференции «Личность – Язык – Культура» (Саратов, СГУ, 2011), на X Ежегодной международной конференции «Языки в современном мире» (Саратов, МГУ, СГУ, 2012), на конференции молодых ученых в рамках VI Всероссийской летней школы по информационному поиску RuSSIR’2012 (Ярославль, ЯрГУ, 2012). Результаты исследования изложены в десяти научных статьях общим объемом 3,35 п.л., две из которых опубликованы в рецензируемом научном издании, включенном в реестр ВАК МОиН РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и двух Приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении определяются объект и предмет исследования, обосновывается актуальность темы диссертации, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, раскрываются цели и задачи, указываются методы исследования и формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Событие как категория сознания. Выражение событийности в языке» рассматриваются базовые для исследования понятия и выделяются подходы к пониманию события, разрабатываемые в философии, когнитивной психологии, философии языка и лингвистике; обсуждается проблема способов языковой объективации событийного значения; определяется роль материалов свободных ассоциативных экспериментов (САЭ) при исследовании языкового сознания (ЯС), при изучении семантических особенностей языковых единиц; намечаются теоретические и методологические подходы к исследованию. В главе представлены следующие разделы: 1.1 «Событие и его различные понимания», 1.2 «Выражение категории события в языке», 1.3 «Языковое сознание и его исследование по данным ассоциативных словарей».

Категория Событие рассматривается в разных областях научного знания: в философии, психологии, истории, математике (теория вероятности), в информатике, физике (теория относительности). Вместе с тем, представления о событиях составляют важную часть общечеловеческих знаний и участвуют в организации наивной картины мира носителей языка.

Согласно толковым и семантическому словарям, за словом событие стоит представление о том, что «произошло, случилось» в жизни человека или общества, что является в то же время важным происшествием, нарушающим привычный ход вещей; при этом номинация событие выступает в роли классификатора для более частных событийных наименований. То, как понятие события отражено в языковом сознании рядового носителя языка, неспециалиста, позволяет выявить анализ ассоциативного поля слова событие. Как показывают данные Русского ассоциативного словаря, с этим понятием связываются представления о важности, значительности события (реакции важное, большое, великое), о его временно́й значимости (века, недели, дня), о сфере его реализации (в жизни), пространственных координатах (дома, в Грузии, в городе, за рубежом, страна). Событие воспринимается испытуемыми не только как что-то, что происходит внезапно (неожиданное, случайное, неожиданность, непредвиденное), но и как ожидаемое (долгожданное, ближайшее, грядет, жду очень, приметы).

Философское рассмотрение события предполагает обращение к таким его свойствам как идеальность, «неуловимость» (Ж. Делез) или, напротив, «реальность, историчность» (М. Бахтин). В случае понимания события как реального акта бытия, его неотъемлемыми атрибутами признаются пространственно-временной план, «единственная точка» в бытии, целостность, ответственность («моя ответственная участность»), эмоционально-волевой тон (оценка и активное переживание события) [Бахтин 1986]. Понимание события лингвофилософами также не является однозначным: одни исследователи считают его реальной сущностью, обладающей свойством неповторимости и имеющей место в определенных пространственно-временных координатах; другие ученые, напротив, причисляют события лишь к характеристикам реальных объектов. Срединная точка зрения на событие предполагает наличие как идеальных событийных сущностей, событий-типов, так и их частных случаев, событий-реализаций (см.: [Varzi, Pianesi 2000]). Важное место в лингвофилософском понимании события отводится способам его выражения в языке: говорится о таких способах, как, прежде всего, полная номинализация и событийное имя (Н.Д. Арутюнова, Дж.Ф. Беннетт, З. Вендлер, Д. Дэвидсон и др.).

Рассмотрение события с позиций когнитивной психологии позволяет говорить о таких его качествах, как цельность восприятия его как онтологической единицы, включенность в его состав изменения, способность структурировать жизненный опыт человека. Особое место отводится изучению способов формального представления подобных событию концептуальных структур в сознании человека: говорится о репрезентации знаний с помощью таких конструктов, как семантические сети и схемы; последние в такой своей разновидности, как сценарии, или скрипты, способны моделировать события. В теоретической лингвистике традиционно используется термин фрейм в широком понимании, который применяется при описании разных онтологических объектов. Теория фреймов, разработанная в рамках когнитивной психологии, позволяет выдвинуть гипотезу о сходном представлении в сознании человека разных событий и моделировать событийные структуры.

Событие осмысляется и в значительном количестве лингвистических работ. Исследователи обращаются к самым разным аспектам событий и событийности: рассматриваются их онтологический статус (Н.Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, D. Davidson, R. Jackendoff и др.), особенности их сжатой и развернутой номинации, в т.ч. способы нетипичного выражения событийного значения (Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, В.Е. Гольдин, О.К. Ирисханова, С.Д. Кацнельсон, Е.С. Кубрякова, Е.В. Падучева и др.), категориальные разновидности ситуаций-событий, рассматриваемых как в широком (онтологическом), так и в более узком (акционально-грамматическом) понимании (Ю.Д. Апресян, А.В. Бондарко, Т.В. Булыгина, В.Е. Гольдин, О.Н. Дубровская, Ю.С. Маслов, Е.В. Падучева, О.Н. Селиверстова, Г.Г. Сильницкий, А.Г. Сильницкий, С.Г. Татевосов, J. Bennett, D. Davidson, Z. Vendler и др.), особенности текстовой репрезентации события и структура референтного события (В.Я. Шабес, А.А. Транов, литературоведы Ю.М. Лотман и В. Шмид) и многие другие признаки событий и способов их отражения в языке. Для данного исследования важной является мысль о том, что событие – «не просто онтологическая сущность, а  лингвистически осмысленный фрагмент реальности» [Ирисханова 2004: 122, см. также: Кубрякова 2004].

Можно говорить о двух подходах к пониманию события в лингвистических исследованиях.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск